В Мурманске прошел финал всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы». Перед экспертами представили работы 33 школьника из Мурманска и других городов области.
Не один год старшеклассники и студенты занимались научными изысканиями в области биотехнологий, когнитивных исследований, освоении Арктики, энергетики, чтобы показать результат судьям.
Вячеслав Николаев обучается в 10 классе мурманской гимназии № 5 и посещает занятия по программе «Радиотехническое конструирование» в центре «Лапландия». Уже второй год юный исследователь работает над действующей моделью генератора статического электричества, который помогает показать движение электронов.
Инженерным делом и электростатикой юноша увлекся еще в 6 классе. Несколько лет работал над проектом под кураторством руководителя кружка «Радиотехническое конструирование» Александра Харитончука и представил свой проект в секции «Современная энергетика».
– Иду в этом направлении, потому что это интересно и познавательно, особенно во время опытов, – говорит Вячеслав. – Возможно, эти знания пригодятся мне в будущей профессии. Моим куратором в этом проекте является Елена Александровна Бегунова, учитель физики в гимназии № 5. Очень много было проб, ошибок, но самое интересное – сам процесс исследования. Это не единственный мой проект. Понимание физических процессов помогает мне в жизни, иногда можно очень упростить быт себе и своим родным. Думаю, что в будущем я стану инженером.
Дмитрий Володащик продолжает исследования в рамках системы защиты кабельных колодцев связи для ПАО «Ростелеком». Его научная работа стала серебряным призером международного форума «Шаг в будущее» в 2022 году. Проект мурманского школьника поможет решить проблему массовых краж кабелей связи и повреждений оптоволокна в области, которые обеспечивают Интернет-связь.
– Исследование длится с 2019 года, – рассказал Дмитрий «Вечерке». – Оно ценно для компаний, занимающихся информационными технологиями и передачей данных на расстоянии. Повреждение кабелей сильно влияет на работу предприятий и на жизнь людей. Мой интерес к радиоэлектронике начался с занятий лего-конструированием в начальной школе. Родители меня всегда поддерживают. Поначалу им было вполне понятно, чем я занимаюсь. Теперь они просто смотрят на гору моего оборудования дома и морально поддерживают, даже не понимая до конца сути моих исследований. Планирую связать будущее с радиоэлектроникой или профессией инженера. Благодаря моим знаниям я уже сейчас могу, к примеру, сам починить свой ноутбук.
Остается добавить, что лучшие юные заполярные исследователи смогут получить еще больше знаний, приняв участие в проекте «Большие вызовы» на базе образовательного центра «Сириус» в Сочи летом 2023 года.
Когда верстался номер, жюри объявило победителей и призеров финала конкурса «Большие вызовы». Дмитрий Володащик со своим проектом победил конкурентов в направлении «Умный город и безопасность». В направлении «Агропромышленные и биотехнологии» жюри признали лучшей работу Ивана Митина из Мурманского академического лицея. Победителем в «Когнитивных исследованиях» признан Платон Копаев, который обучается в Мурманском академическом лицее. Первой в «Освоении Арктики и Мирового океана» стала работа Демида Ишкулова из Мурманского международного лицея. А лучшей в «Современной энергетике» стала работа Матвея Лузана, который учится в школе ЗАТО Александровск.
Победители и призеры получили шанс принять участие в программе «Большие вызовы» на базе образовательного центра «Сириус» в Сочи летом 2023 года.
Фото Елены Становой, Константина Отстанова и из открытых Интернет-источников