Где появятся специализированные классы и за чей счет должны приобретаться рабочие тетради?

 

Образовательный процесс в школах, гимназиях и лицеях Мурманска плавно вошел в свою колею, позади первый месяц уроков и домашних заданий. Вместе с тем у родителей и у самих ребят есть немало вопросов, которые возникают с началом учебного года. Будут ли открыты новые специализированные классы, изменится ли что-то в системе сдачи единого госэкзамена? Почему родители сами покупают рабочие тетради? Что делать, если ребенок не хочет питаться в школе? Хватит ли на всех места в десятых классах? На эти вопросы ответил председатель комитета по образованию города Мурманска Василий Андрианов.

 

Портовики, спортсмены и не только

– Василий Геннадьевич, сейчас астрономия во всех школах стала обязательной для изучения. Как обстоят дела с этим предметом в Мурманске?

– Не скажу, что это для нас что-то новое. Мурманские школьники приступили к изучению этого предмета в старших классах еще с прошлого года, а в этом продолжаем начатый процесс. Если говорить о нововведениях, то определенные изменения будут в формировании заданий на итоговой государственной аттестации – как в девятых, так и в одиннадцатых классах. Сейчас коллеги анализируют эти изменения, изучают методические рекомендации. Все они будут оперативно доведены до сведения родителей на ближайших собраниях. Естественно, поставят о них в известность и самих ребят. Говорить о том, какие конкретно будут изменения, на сегодняшний день преждевременно, потому что этот вопрос в разработке.

– Многие родители стремятся отдать ребенка в специализированные классы. У нас есть математические, есть с углубленным изучением иностранных языков, физики, некоторых других предметов. Какие-то новые направления появились в этом году?

– Если говорить о глобальных новых моментах в системе образования Мурманска в этом учебном году, то читатели «Вечерки», наверное, помнят, что на базе школы № 5 открыт первый спортивный класс детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва № 4 по конькобежному спорту. Он рассчитан на 25 человек. Для ребят сформирован индивидуальный план обучения, включающий две ежедневные тренировки на базе обеих школ и занятия по предметам общеобразовательной программы. Питание для юных конькобежцев предусмотрено усиленное, все согласно федеральным стандартам спортивной подготовки.

– Раньше у Мурманска были связи со столичными вузами, как сейчас с этим обстоят дела? Есть ли перспектива на новые договоренности?

– Мы с коллегами обсуждаем возможность открытия авиационного класса. Летом в заполярную столицу прилетал борт авиакомпании «Россия» с надписью «Мурманск». Это событие подтолкнуло нас к идее установить взаимоотношения с высшими учебными заведениями гражданской авиации. Предполагаем, что уже в феврале – марте в Мурманском академическом лицее начнется набор детей в специализированные классы. Когда-то у нас были налажены отношения с Государственным университетом телекоммуникаций имени М. А. Бонч-Бруевича в Санкт-Петербурге (это бывший легендарный Ленинградский электротехнический институт связи имени М. А. Бонч-Бруевича), и теперь мы планируем их восстановить. Будет создаваться специализированный класс. У ребят появится возможность продолжить обучение после выпуска уже в университете имени Бонч-Бруевича. В этом направлении собирается поработать школа № 31. Также продолжается сотрудничество с Мурманским торговым портом, на базе гимназии № 8 действуют уже два логистических класса – десятый и одиннадцатый.

Получать знания мурманским школьникам помогает и система дополнительного образования. Так, политехнический лицей в этом году заключил соглашения о взаимодействии с областным центром «Лапландия» и детским технопарком «Кванториум». У ребят появится возможность использовать для занятий большую техническую базу и современное оборудование, которое там имеется.

 

Тетради за свой счет

– Один из важных вопросов, который регулярно обсуждают родители, – обеспечение детей учебниками и рабочими тетрадями. Так должны их покупать родители или не должны?

– Что касается обеспеченности учебными фондами, то у нас полностью осуществлена поставка по нашему заказу. То есть все обучающиеся образовательных учреждений обеспечены учебными пособиями в полном объеме. Я знаю, что широко обсуждается тема приобретения рабочих тетрадей. Она поднимается в том числе и в Интернет-сообществе Мурманска. Вопрос неоднозначный на самом деле. Если раньше мы больше слышали жалобы, что родителей склоняют к приобретению рабочих тетрадей за счет собственных средств, то сейчас мы понимаем, что акценты в дискуссии поменялись. Теперь родители говорят, что образовательные учреждения категорически против приобретения рабочих тетрадей за счет родительских вложений, но и ничего не предлагают взамен. Нужно понимать, что в соответствии с Законом РФ об образовании учебные пособия приобретаются и выдаются обучающимся в пользование. Вот это слово «пользование» подразумевает, что ученик попользовался им и вернул в библиотечный фонд. Это закон об образовании. Все остальное – трактовка чиновников разного уровня относительно необходимости приобретения за счет бюджета или родительских средств. Позиция нашего регионального министерства по образованию поменялась в течение года. Если в прошлом году нам в комитет прислали рекомендательное письмо с информацией о том, что учебные пособия – рабочие тетради – не могут приобретаться за счет средств бюджета, то в середине этого финансового года позиция министерства кардинально поменялась. Теперь только за счет бюджета. Но если мы говорим о бюджете, то, соответственно, образовательные учреждения должны были получить дополнительные средства на эти цели. А этого не произошло. Более того, начиная с действия закона о нормативах финансирования образовательной деятельности Мурманской области, то есть за последние 11 лет, увеличение этого самого норматива произошло всего на 40 процентов. А в абсолютных цифрах это с 2 052 рублей до 2 800 на одного обучающегося. За счет этих средств руководитель школы или гимназии должен обеспечить прохождение медицинского осмотра всеми сотрудниками, приобрести учебную литературу и так далее. А комплект учебников для того же первоклассника стоит сегодня 1 500 рублей. Вот практически две трети этого норматива на одного ребенка будет «съедено». За счет этих же средств должны быть закуплены учебные пособия, оборудование, которое устаревает и требует обновления. А это тоже колоссальные затраты, учитывая, что только общеобразовательных учреждений в Мурманске полсотни. Поэтому руководители сегодня поставлены в очень сложную ситуацию. С одной стороны – требования не привлекать родительские средства к приобретению рабочих тетрадей, контурных карт. А с другой – денег на это учреждения не получили.

Наглядным примером может послужить и участие наших ребят в международной олимпиаде по робототехнике в Катаре. Она проходила в Дохе в 2015 году, юные мурманчане вернулись оттуда с победой. В Катар ездили два ученика Мурманского политехнического лицея. Естественно, дети туда поехали не одни, а в сопровождении педагога. Если учесть только стоимость перелета от Москвы до Катара, проживание в месте проведения олимпиады, то это, конечно, не те 2800 рублей, которые отпускаются в год на одного ученика. А ведь согласно закону о нормативах финансирования в эту сумму помимо учебников и пособий входят и затраты на участие в разного рода конкурсах и олимпиадах. Одна такая поездка повлекла бы перерасход средств учебного норматива всего политехнического лицея.

– И кто в итоге оплатил эту поездку?

– Ребята смогли выехать за счет средств местного бюджета. Деньги выделила администрация города и депутаты городского Совета.

Изучив практику других регионов, мы видим, что там рабочие тетради приобретаются за счет родительских средств. То, что предоставляется в пользование, – это только за счет образовательных учреждений. А то, что идет как расходный материал, – за счет родителей. Приятно отметить, что у большинства из них есть понимание по этому вопросу. К слову, некоторые учреждения города все же приобретают рабочие тетради. В силу того, что, может быть, там отсутствует необходимость обновления учебно-методических и дидактических пособий, компьютерной техники.

 

Десятиклассникам не откажут

– Ближе к окончанию средней школы перед подростками встает выбор: продолжить обучение до одиннадцатого класса или после девятого поступить в профессиональный колледж. Может ли получиться так, что мест в старших классах на всех не хватит?

– На сегодняшний день в Мурманске 19 образовательных учреждений имеют классы среднего общего уровня образования. Это обусловлено в том числе и демографической ситуацией. Мы уже несколько лет выпускаем порядка трех тысяч девятиклассников и видим по статистике, что не более половины из них продолжают обучение в старшей параллели. Отсюда мы понимаем, что именно такое количество образовательных учреждений для старшеклассников в городе необходимо на сегодняшний день. Отказов о зачислении в десятый класс у нас нет. Другое дело, что некоторых родителей порой не устраивает то или иное образовательное учреждение, в котором предлагается продолжить учебу их ребенку. Но то, что мы готовы принять всех, несомненно. Даже в случае, если ребенок передумает учиться в профессиональном колледже и захочет вернуться в десятый класс, мы его примем.

 

Подтвердить медаль? Легко!

– Многие выпускники тем не менее стремятся поступить в вузы, особенно это касается тех, кто окончил школу с медалью. По предложению федерального министерства образования и науки медалисты должны будут подтверждать право на награду не только оценками в аттестатах, но и результатами ЕГЭ. То есть по русскому, например, надо набрать не менее 70 баллов. В некоторых регионах боятся, что медалисты плохо сдадут ЕГЭ и не смогут подтвердить свои пятерки. У вас нет таких опасений по поводу мурманских школьников?

– Мы в этом плане в Мурманске абсолютно спокойны. Из 125 медалистов в этом году на итоговой аттестации все показали результаты выше той планки, которая рассматривается министерством образования.

 

А обед по расписанию

– Важной составляющей учебного процесса является питание ребенка, ведь в школе он проводит большую часть времени. Стоит отметить, что подавляющее большинство мурманских школьников посещают столовые, питаются организованно. Но что делать, если по каким-либо причинам родители решают от этого отказаться?

– Образовательное учреждение вправе настаивать на том, чтобы ребенок питался. Но только проводя разъяснительную работу. Требование предоставить школьнику двухразовое питание продиктовано санитарными правилами и нормативами. В учреждениях образования для каждой категории учащихся есть нормы питания в зависимости от возраста, длительности пребывания детей в школе. Но в конечном итоге решение принимают родители. Мы много делаем для того, чтобы качество питания в школах росло. И статистика это наглядно показывает. На сегодняшний день по результатам исследования больше 80 процентов ребят и их родителей высказали свое удовлетворение по поводу питания. Это результат анкетирования, которое проводилось в образовательных учреждениях, причем не нами. Приезжали коллеги из Российской академии наук, которые занимаются вопросами организации школьного питания. Так что условия все созданы, можно даже выбрать: завтрак, обед, полдник, одноразовое, двух- или трехразовое питание, так как заявки на питание школьников оформляются классными руководителями ежедневно по каждому классу отдельно. Выбор вида горячего питания осуществляет законный представитель обучающегося исходя из собственных пожеланий, предпочтений ребенка и в его интересах. Главное, чтобы ребенок поел, ведь он много времени проводит в школе.

 

Юлия РОМАНОВА.

gorod@vmnews.ru

Фото из архива редакции.