На исходе лета 1930 года «Полярная правда» опубликовала статью под названием «Новый Мурманск». Заголовок многообещающий. Ведь, несмотря на статус областного центра, в 20-х годах Мурманск городом назвать было сложно. Это была, по сути, деревня, причем с населением, меньшим, чем во многих деревнях тогдашней России. Деревянные дома, грунтовые дороги, которые после дождя превращались в болото, скот, пасущийся в центре города... На этом фоне совершенно неестественно должно было смотреться единственное каменное здание ТПО. Зато были железная дорога, порт и большое количество людей, умеющих писать и читать.
Планы на город возле незамерзающего Кольского залива у правительства СССР были большие. И Мурманск должен был им соответствовать.
Из нищего в принца
В 1930 году мурманчане узнали, каким должен стать их город. Проект нового Мурманска подробно обсуждался на горсовете, куда были приглашены представители предприятий и организаций. Желание уйти от деревянно-земельного бытия, видимо, было таким сильным, что в газете самые яркие моменты проекта перечислили в шапке статьи, что в то время было редкостью. И первым делом отмечалось, что в городе будет 33 процента каменных домов, 16 процентов территории отводилось под зеленые насаждения, а длина улиц и шоссе должна составить в общей сложности 13,5 километра. Лишь последним пунктом указывалось, что на превращение Мурманска из нищего в принца понадобится 116 миллионов рублей.
Общая площадь города должна была составить 170 га (для примера: сегодня Мурманск занимает более 15 тысяч га). Название «Новый Мурманск» отнюдь не случайно. Строительство предполагалось вести в стороне от уже обжитого пространства. Так, например, деревянные жилые двухэтажные дома планировалось построить вблизи полотна железной дороги и в районе Халдеева мыса (сегодня это район улицы Подгорной). Каменное строительство пятиэтажных домов собирались развернуть на плато за Варничным ручьем. Восточной его границей становились склоны сопок. Сориентироваться в таком описании сложно, но можно предположить, что речь идет о треугольнике, образуемом нынешними улицами Книповича, Полярные Зори и Карла Маркса.
В соответствии с проектом Мурманск делился на старый город и новый. В свою очередь, новый город состоял из двух зон – каменной и деревянной. Плотность населения в первой должна была составить 900 человек на квадратный километр, а во второй – 334. Не имея на руках плана строительства, мы можем только предполагать точное местонахождение того или иного объекта. Так, если бы этот план претворился в жизнь, то, как нам кажется, сегодня центр Мурманска оказался бы между улицами Дзержинского, Траловой и переулком Русанова. Здесь предполагалось возвести главную площадь города со зданиями Севгосрыбтреста, универмага и административных учреждений. «На возвышенности над Варничным мысом будет расположен Дом культуры, кино, Дворец физкультуры и спортстадион, – писала «Полярная правда». – Около Дома культуры прилегающая часть лощины будет использована для устройства парка культуры и отдыха с аттракционами, катальными горами и прудами. На возвышенности по другую сторону ручья будет построена гостиница на 200 номеров. На зеленой полосе, пересекающей каменные кварталы, будут построены общественная столовая, ясли, детский дом, Дом матери и ребенка».
В разных районах Мурманска появились бы школы-семилетки, кино, прачечные. Стоит отметить, что план предусматривал строительство отдельного школьного городка вместе с ФЗУ (фабрично-заводское училище). Где собирались возвести этот храм науки, неясно. А вот морской техникум должен был открыться в деревянной зоне Мурманска.
А что же старый Мурманск? Как планировалось использовать эту территорию? В заметке говорится мало, лишь сообщается, что по улицам Сталина, Шмидта и Горной будет осуществляться связь между старым и новым городами. И все.
Но этим планам не суждено было сбыться. В 1930 году, когда обсуждались эти перспективы, в Мурманске насчитывалось 14 тысяч жителей. Новый город был рассчитан на 45 тысяч человек. Но уже в 1932 году мурманчан стало 55 тысяч. Власти города понимали, что и эта цифра не окончательная, население будет расти и дальше. Поэтому проект инженера Николаева, за который он получил премию всесоюзного конкурса, так и остался на бумаге.
В первом ряду
Мурманск в 30-е годы развивался стремительно, как и вся страна. Об успехах строительства города писали центральные газеты, снимали кинохронику.
– Развитие Мурманска в 30-е годы лучше рассматривать в контексте истории всей области, – говорит сотрудник Государственного архива Мурманской области Дмитрий Ермолаев. – Тогда сразу становится виден гигантский объем работ на Кольском полуострове. В первую очередь это касается, конечно, разработки в Хибинах апатитового месторождения, строительства городов Апатиты и Кировска.
Каждый год в Мурманской области снимались документальные фильмы, а иногда и несколько. Большая их часть посвящена работам в Хибинах, рассказывает о богатстве недр Кольского полуострова, его уникальной природе. Мурманску кинохроникеры тоже уделяли внимание, но меньше. Чаще всего город становился фоном для освещения какого-то события. Например, работа рыбаков, встреча зимовщиков с парохода «Седов», Праздник Севера и так далее.
Не знаю, как сегодня, а в советских учебниках истории, где пусть коротко, но освещались главные стройки СССР в 30-е годы – Магнитка, Кузнецкстрой, Турксиб и другие, о Мурманске почти ничего не говорилось. Возможно, во мне говорит местечковый патриотизм, но, думается, что развитие нашего региона в тот период должно стоять в одном ряду с названными всесоюзными стройками. По своему значению и масштабам Кольский край нисколько не уступал Магнитке. С нуля здесь строилось сразу несколько крупных городов – Мурманск, Апатиты, Кировск, Мончегорск. В каждом из них создавались предприятия, которые не потеряли своего значения и сегодня. А по приросту населения наш Мурманск полностью «съел» ту же Магниткку. В 1930 году в Мурманске 14 тысяч жителей, в 1940-м – уже 119 тысяч. В Магнитогорске соответственно 65 и 150. Развитие торгового порта, рыбодобычи и рыбопереработки, создание крупной военной базы – все это выводило Мурманск в число ключевых объектов страны. Что и показала в скором времени война, когда Мурманск временами становился единственным в европейской части СССР действующим портом, имеющим выход в открытое море.
Там, где и лошадь не пройдет
Итак, Мурманск строился, но жилось мурманчанам на этой стройке несладко. Лишь в 1930 году городские власти приняли решение о необходимости каменного жилищного строительства. Но пройдет еще несколько лет, пока на проспекте Ленина начнут возводить первые многоэтажки. До этого времени горожане продолжали жить в тех же бараках, в которых зимой 1921–1922 года свирепствовал сыпной тиф. И эпидемическая обстановка в городе была далека от идеала. В 1937 году, когда счастливчики уже въехали в каменные новостройки, в санитарном паспорте города указывается: «Канализации в городе нет. Все сточные воды выпускаются без очистки в овраги и протекающие ручьи непосредственно по территории города». Канализация строилась, но ее проектировщики про экологию не слыхали вовсе. Все нечистоты планировалось сбрасывать в Кольский залив у Зеленого мыса. А пока по городу, ароматизируя все вокруг, двигались ассенизаторские обозы на конной тяге. Но довезти до свалки, которая также находилась на Зеленом мысе, свой «ценный груз» им удавалось далеко не всегда. Дорога была такова, что по ней не могли пройти и лошади. И тогда все содержимое вываливалось на улицу.
Выше зарплата – круче квартплата!
«Полярка» 12 мая 1934 года с чувством огромной гордости сообщает, что в городе строится первый рубленый трехэтажный дом. В нем 12 двухкомнатных квартир с кухней. Про водопровод и туалет – ни слова. Всего к 1935 году планируется построить четыре таких дома. Квартплата будет составлять... А вот с ней вообще все очень интересно.
В те годы коммунальные платежи формировались на основе заработной платы жильца. Чем выше зарплата, тем круче квартплата! Но беспредела не было. Минимальная ставка – 55 копеек за квадратный метр, максимальная – немногим больше рубля.
В начале 30-х годов принимаются правила уличного движения. Максимальная скорость на автомобиле по городу в дневное время – 20 км/час, в ночное – 15. При приближении к скоплениям людей водитель должен был криком предупреждать их об опасности. Или сигналить. Но звуковой сигнал – роскошь, и был, видимо, не у всех, так как в правилах особо указано на необходимость его иметь.
13 мая 1934 года в Мурманск из Ленинграда прибыл первый курьерский поезд «Полярная стрела». Состав был сформирован из мягких и капитально отремонтированных вагонов. А 16 ноября того же года «Полярная правда» сообщает об открытии первой автобусной линии, которую будет обслуживать 24-местный автобус. Маршрут соединил Жилстрой с центром города.
Андрей КИРОШКО.
kiroshko@vmnews.ru
Фото из открытых
Интернет-источников.
Если вы хотите, чтоб в вашей квартире было уютно и комфортно вам необходимо провести остекление балкона. Вы можете заказать эту услугу под ключ. Результатом вы будете довольны.
Реклама.