Окончание. Начало в выпуске "Вечернего Мурманска" от 5 марта

Я потратил немало времени, чтобы собрать эти факты. Все они свидетельствуют о том, что прародиной древних воительниц - амазонок - была именно Арктика. Их следы найдены, в частности, и на территории Мурманской области. Об этом говорят и последние археологические и документальные исследования феномена мировой культуры - женских воинских сообществ. Выводы делайте сами.

Молодые и эротичные

Исследуя феномен сообщества амазонок, я обратил внимание на то, что в разных частях света, где отмечены следы их пребывания, всегда оказывается, что их центры находятся вблизи моря, крупных озер, крупных рек, причем в устьях этих рек, там, где образуются мощные массивы осадочных пород и куда выносит все, что несет течением реки. А стало быть, есть возможность ежедневно увеличивать численность сообщества за счет выживших девочек и пополнять потенциал своих будущих воительниц.

В античных  источниках - множество упоминаний об этих легендарных девушках, но практически  нет нигде информации об их возрасте.  Полностью  отсутствуют   пожилые женщины или старухи. Везде присутствуют только молодые, эротичные и воинственные девушки - еще одна загадка этого феномена.

В более поздние времена, когда христианство проникло на север Европы, появились и христианские источники информации о таинственных жрицах войны. У исландского монаха Снорри Стурлуссона в собрании саг "Круг Земной" звучат потрясающие строки:

Девы в шлемах с просторов небесных

Мчались в кольчугах, обрызганых кровью.

Обнаженные захватчицы

Имеются и более древние свидетельства хроникеров этой эпохи. Один из них, Саксон Грамматик, оставил наиболее полное описание скандинавских воительниц в трактате "Деяния данов" во время сражений со свеями в знаменитой войне Бравалла за Халоголанд (территория Мурманской области):

"Рядом с воинами-мужчинами были воины- женщины. Викинги называли их девами щита.

Наиболее прославленными были воительницы, такие как Альфильд, Зела, Русила или Руссла".

Последняя прославилась как предводительница отрядов девушек, боевых пловцов. И отличалась непредсказуемостью в боевых операциях. Ее еще называли Красная Девица Ирландской Летописи.

В истории известны также имена трех женщин-капитанов, водивших в бой собственные эскадры дракаров. Это Вигбиорг, погибшая в битве за Халоголанд, Хетта, ставшая позже королевой Зеландии, и знаменитая Висна, завоевавшая Старкад, командовала эскадрой в 200 дракаров.

В тактике скандинавских боевых приемов захват территории  сопровождался соблюдением фактора внезапности. Морское побережье европейских городов, как правило, охраняла стража брандвахты. Всматривались в даль: не плывет ли вражеский корабль с десантом суровых викингов? Представьте их реакцию, когда из ледяной воды вдруг выныривают обнаженные девушки, намазанные толстым слоем тюленьего жира с водорослями и сажей! Они  снимают часовых и дают сигнал факелом эскадре для начала атаки.

С передовых кораблей в воду прыгают боевые псы - ньюфаундленды, собаки викингов. Они  буксируют  воинов первой линии десанта и, цепляясь когтями за скользкие прибрежные валуны, вытягивают за собой бойцов. Чтобы опознавать своих и чужих, на одних кораблях намазывались медвежьим жиром Берсеркеры (Beer - медведь), на других Ульфсанга  вольчьим жиром или Свинфьюлды - кабаньим. Их задача была захватить плацдарм, вступая в бой голыми руками (с топором или мечом плыть несподручно). И вместе с девами-воительницами  - руслами (названы по имени их знаменитой предводительницы, отсюда и русское слово "русалки") они сражались, пока не высадится основной десант.

Но участием в крупномасштабных операциях по захвату прибалтийских городов, территории нынешней Нормандии или Британии военные аппетиты дев-воительниц не ограничивались. По рекам они проникали вглубь территорий и успешно захватывали прибрежные города. Полабские славяне называли их берегинями, поскольку их ударам подвергались поселения по берегам рек. Слово красивое, и в России почему-то стали  так именовать членов кружков прикладного творчества и домашнего хозяйства.

Вальхалла

По преданию, девушки воины, погибшие на поле боя до 30-35 лет, сохраняли свою молодость и красоту, становились валькириями. На белых конях они приносились на поле брани и выбирали себе будущих эйнхериев в свой личный гарем. Направляли в них удары секир, мечей. Полеты стрел и копий и сопровождали души воинов в вальхаллу.

До дряхлой старости никто не доживал, это считалось позорным. Этим и объясняется бесстрашие древних скандинавов и отсутствие меркантильности в поведении. Золото топили в море, статуи, картины, утварь ломали, скот вырубали, пленных или принимали в свои отряды, или приносили в жертву. Жизнь у них была короткой и яркой, и не стоило себя обреенять собственностью. Амазонки искали сражений и гибели, что было непонятно народам Средиземноморья. Даже близкие контакты амазонок с народами Греции, Финикии, Сирии, Парфии, Египта не смогли разрушить их систему ценностей. И это несмотря на то, что амазонки основывали свои царства и города, строили храмы и почитали античных богов.

Белые лебеди

Валькирии могли появляться и в мире живых, превращаясь в белых лебедей и выходя из морских волн общаться с земными людьми. Вспомните пушкинские строки в "Сказке о царе Салтане". Главный герой общался не только с красавицей белой лебедью, но и с ее братьями, выходящими из морской пучины. Не сомневаюсь, что на творчество великого русского поэта оказал  влияние и возникший в Европе в начале XIX века интерес к скандинавской истории.

Воительницам - амазонкам не было присуще чувство страха по очень простой причине. Космогония скандинавских народов сформировала свою систему ценностей, когда воины, мужчины и девушки, старались погибнуть в бою, пока они еще молодые и красивые. Вот почему в захоронениях никогда не встречались останки пожилых людей.

Считалось, что души парней,  погибших с оружием  в руках,  уносились в вальхаллу вместе с дымом погребального костра во время обряда тризны. Они становились эйнхериями - воинами света, членами дружины Одина. С утра до вечера они рубились на мечах, пили  вино под жареных баранов и коз. Занимались любовью с валькириями, бурно развлекались, а наутро  все оживали, овцы и козы снова целы  и все начиналось сначала.

Женщина с Севера

И еще одна интересная подробность в пользу арктического происхождения амазонок. С древних времен и вплоть до средневековья жители Арктики покрывали свои тела множеством татуировок. Даже по найденному фрагменту тела на поле боя можно было идентифицировать погибшего.

В плен захватить и продать в рабство таких людей было невозможно - сразу было видно, кто есть кто, а уж тем более белокурых красавиц амазонок.

Везде, куда добирались представители арктической военной касты, мы встречаем упоминание о татуировках. В пустыне Такла-Макан, как упоминалось выше, тела амазонок были покрыты изображениями арктических животных.

У многих народов Азии в эпосе присутствует образ амазонки - будущей царицы и освободительницы. Отечественные этнографы в Центральной Азии собрали огромное количество эпического материала еще в XIX веке.

Например, в эпосе словами одной сказительницы - женщины-киргизки говорится: "Однажды прилетит женщина с далекого Севера, волосы как снег белые, глаза как море синие, груди как горы, льдом покрытые. И польется молоко-благодать на наши головы женские".

Подобных фактов и совпадений слишком много, чтобы  приписать все случайным сходствам. Я уверен, что есть еще немало загадок, разгадки к которым помогут пролить свет  на историю арктических амазонок.

Владислав ТРОШИН, историк, действительный член Русского географического общества, специально для "Вечернего Мурманска".