Дефицитную сейчас романтическую мечтательную тональность в начало нынешнего музыкального сезона в Мурманской областной филармонии привнесли гастроли столичных джазменов. Команду вокалиста Алексея Светлова, пригласившего в большой концертный зал услышать лирику Синатры, Армстронга и ритмы Эллингтона мурманских медиков, среди которых в том числе его однокурсники по Северному государственному медицинскому университету, сменил харизматичный коллектив экстраординарного трубача Вадима Эйленкрига, ведущего программы «Клуб Шаболовка, 37» на телеканале «Россия. Культура».
О медработниках и костылях
Что примечательно – и Алексей, и Вадим много шутили. Первый, к примеру, по поводу своего однокурсника – мурманского врача-офтальмолога Андрея Рубичева. Посокрушавшись, что в студенчестве не смог, как Андрей Владимирович, вовремя остановиться в увлечении музыкой, джазмен тут же в шутку заметил, что врач привел с собой на концерт едва ли не ползала коллег из мурманской областной больницы. Не мной подмечено, к слову, что мурманские медицинские работники – одна из самых благодарных аудиторий на концертах областной филармонии.
А Вадим Эйленкриг появился на сцене прихрамывая – накануне мурманских гастролей джазмен и культурист серьезно травмировал ногу. В зале тут же раздались ободряющие аплодисменты. «Не сомневаюсь, что, если бы я вышел к вам на костылях, это были бы уже овации!» – не преминул начать общение с мурманской публикой с шутки Вадим Симович. И уже не останавливался – публика то и дело или смеялась, или и вовсе зал взрывался от хохота.
О морской раковине
Начало композиции «Two Two», в русской транскрипции «Ту Ту», Вадим Эйленкриг исполнял весьма уникальным способом, извлекая звучание из… морской раковины. И только после нее смогла вступить труба.
Как выяснилось, эту воистину «джазовую» раковину Эйленкригу кто-то когда-то подарил. Джазмен уже и запамятовал кто и когда. И подарок очень долго лежал без дела. А потом джазмен подумал: а почему бы, собственно говоря, не использовать его в концертах?! Сложно сказать, приходила ли в голову подобная мысль еще когда-нибудь кому-нибудь из джазменов.
Название композиции также отчасти затейливо.
– Наше «Ту Ту» – это, безусловно, реплика, намек, посвящение великому Майлзу Дэвису, его композиции «Tutu» и альбому «Tutu», только у него это два звука. А у нас «Ту Ту» – это два-два. Не в смысле с Дэвисом. А вообще – два-два, – не изменял своей шутливой манере общения со зрителем Эйленкриг. – Очень шутку люблю про российского туриста, который приехал на зарубежный курорт, не очень хорошо говорит по-английски и просит два чая в двадцать второй номер: «Ту ти ту туту»! Надо было, видимо, эту композицию так и назвать: «Два чая в двадцать второй номер»!
О «Нежности» и драме
Самой пронзительной композицией этого экстраординарного джазового концерта стала мелодия Александры Пахмутовой к песне на стихи Николая Добронравова «Нежность».
Вадим Симович очень любит рассказывать историю о том, как однажды его коллектив вместе с прославленным композитором добавлял в «Нежность» драмы. И Мурманск не стал исключением.
– Когда Александре Николаевне Пахмутовой исполнилось 90 лет, мы играли на торжестве по этому случаю в Доме приемов Министерства иностранных дел. Ей вручили орден Андрея Первозванного, высшую награду России, – делился со сцены харизматичный трубач. – Мы исполняли для Александры Николаевны ее музыкальную композицию «Нежность». И в какой-то момент она встала с первого ряда, села за рояль, начала играть, а в финале закричала на весь зал: «Давайте добавим драмы!». И мы добавили!
После концерта, когда был банкет, Александра Николаевна даже бросила хозяина Дома приемов Министерства иностранных дел, если вы понимаете, о ком я. И полчаса провела с нами. Рассказывала о себе, о музыке, мы невероятно приятно общались. И в конце она заметила: «Вы играли «Нежность» так, как будто я написала ее специально для вас!». И мне сразу захотелось убрать из этой истории союз «как будто»! Но это еще не конец истории. В сентябре этого года в Московской государственной филармонии был концерт, посвященный 95-летию Александры Николаевны Пахмутовой. Юбиляр была на этом концерте. Она сидела в ложе, улыбалась, жестикулировала. Она, как всегда, была уникальна! И мне очень повезло, я на этом концерте участвовал в исполнении произведения, которое Александра Николаевна написала в возрасте 93 лет. Это авангардное академическое произведение. И нам всем повезло, потому что этот концерт снимал телеканал «Россия. Культура». И в октябре этот концерт обязательно покажут.
И, разумеется, Эйленкриг вновь не смог не пошутить: «Не забудьте, не пропустите! Потому что я играю в самом начале!».
О лопнувшей струне
Темперамент коллектива Вадима Эйленкрига в Мурманске проиллюстрировал говорящий факт. На второй же композиции нижняя и самая толстая струна на гитаре Александра Родовского порвалась! Вадим Симович тут же вспомнил Паганини, который, согласно известной легенде, сумел виртуозно сыграть на скрипке даже с одной струной! Но Александр Родовский в легенды не верит – струну за кулисами заменил.
И Эйленкриг, воспользовавшись случаем, тут же переключился на его персону: «Когда мы с Александром летели на мурманский концерт, он сказал: «Странно, что я никогда не был в Мурманске!». Это действительно удивительно. У нашего коллектива бывает от 90 до 120 концертов в год. И в принципе это неплохо, потому что помимо концертов есть еще и репетиции, перелеты, переезды. А у нашего гитариста Александра Родовского всегда оказывается 240, а то и 260 концертов в год! Для меня загадка, как ему это удается. И теперь еще одна загадка есть – как можно не побывать в Мурманске, если у тебя в году по 260 концертов?! Где же это выступать-то надо?! Где же, если не здесь?!».
И зал вновь грохнул от хохота! А мурманские любители джаза еще и вспомнили, что сам Эйленкриг впервые «отметился» в Мурманске еще на культовом в девяностых и начале нулевых годов фестивале «Арктик-джаз».
О самом лучшем концерте
На концерте джазовой команды Вадима Эйленкрига «Eilenkrig Crew» в большом зале филармонии было немало детей. И это не удивляло. В программе звучали композиции, посвященные детям джазмена – сыну Илаю и дочери Леи.
«Прогулку Илая», например, отец написал, когда сын еще не умел ходить.
– Но он уже очень бодро смотрел по сторонам, и я понял, какая должна быть мелодия! – рассказывал в своей шуточной манере с мурманской сцены Вадим Симович. В творческом багаже джазмена также «Колыбельная для Леи» и «Илашкин блюз». Они звучат с использованием современных приспособлений, добавляющих джазовому звучанию магии. Одним из таких – педалбордом – Эйленкриг, шутя, даже похвастался на мурманском выступлении. Выяснилось, что это такая доска с педалями. Управляется ногами и используется для исполнения самой низкой части произведения.
– Я всегда мечтал о современном звучании, – откровенничал джазмен. – И то звучание, которое у нас есть сейчас, всегда было звучанием моей мечты.
Нужно ли добавлять, что в финале концерта Вадиму Эйленкригу и его коллективу «Eilenkrig Crew» мурманчане устроили овацию?!
И они стали невольным, но неоспоримым аргументом слов известного джазового трубача в общении с мурманскими журналистами за час до выступления на мурманской сцене: «Мы каждый раз выходим на сцену, чтобы сыграть наш самый лучший концерт. Самое главное, что мы можем подарить людям в зале, – это эмоции. И мне хочется верить, что за эмоциями вернутся опять».
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото Льва ФЕДОСЕЕВА