86-летие Мурманской области в столице Кольского Заполярья праздновалось три дня на мероприятиях форума «КультАрктика». Помимо обширной развлекательной программы организаторы провели четыре дискуссии, где представители органов власти, бизнес-сообщества, общественных организаций и деятели культуры из разных регионов страны обсуждали ключевые вопросы развития и поддержки творческих предпринимателей.
Свет и холод нужно упаковать
В Мурманской области, как и в 50 других регионах страны, скоро будет введен стандарт по креативной экономике, а к концу года в Кольском Заполярье должна быть разработана и утверждена собственная стратегия развития креативных индустрий. Для этого за полгода надо изучить, на каких товарах и услугах из сферы креатива может зарабатывать регион и сколько в них надо вложить, чтобы достичь поставленных экономических целей.
В начале первой дискуссии губернатор Мурманской области Андрей Чибис высказал мнение, что творческие индустрии вполне могут стать одними из основ экономики региона, как, например, туризм и кинопроизводство.
– Наш стратегический план «На Севере – жить!» – не только и не столько про работу, он именно про комфортную жизнь в непростых условиях Заполярья. Поэтому мы проводим не экономический форум, а форум, посвященный креативным возможностям наших земляков, – отметил губернатор.
Ведущий мероприятия, известный шоумен Андрей Малахов напомнил, что первый в России закон о развитии креативных индустрий был принят в Ханты-Мансийском автономном округе, а первая концепция развития креативных индустрий – в Якутии. Эти регионы раньше всех обратили внимание на свои особенности и начали их монетизировать. Их примеру стоит последовать.
– Инсталляции современного искусства и крутые фестивали привлекают туристов и удерживают в любом регионе молодежь, – взяла слово руководитель Центра развития креативной экономики Агентства стратегических инициатив Екатерина Черкес-заде. – А в Мурманской области уникальный свет. Я полночи вчера стояла у окна и любовалась. Это много значит для съемок кино. Это надо рекламировать и продавать. Второй ваш бренд – это холод. Но нигде в России я не видела так классно упакованный и поданный туристу северный образ жизни, как в Скандинавии. Это великолепная точка роста. И дизайнеры здесь играют не последнюю роль. Например, стоимость бутылки обычной воды может отличаться в 10 раз только потому, что над формой бутылки поработали дизайнеры и ее не стыдно поставить на стол в дорогом ресторане.
– Пока самые яркие представители Мурманска, известные на всю страну, – это команды КВН, – считает член правления «Проектного офиса развития Арктики» Константин Деринг. – Мурманские команды КВН всегда самобытные, с изюминкой и с юмором показывают свою региональность.
Широко прославили Кольское Заполярье создатели фильмов «Левиафан» и «72 метра», снимавшихся в Мурманской области. Но, к сожалению, их съемочные группы состояли не из мурманчан. Взращиванием выдающихся мурманских авторов занимаются «Центр развития кинопроизводства Мурманской области» и организаторы кинофестиваля «Северный характер», и возможно, в ближайшие годы они смогут работать на базе «Мурманвуда». Андрей Чибис во время дискуссии сообщил, что вместе с Андреем Малаховым обсуждает идею открыть на 8000 квадратных метрах бывшей типографии в центре Мурманска центр кинопроизводства. А уже в начале 2025 года в бывшем кинотеатре «Родина» Сбербанк планирует открыть Центр цифрового искусства «Муза», где молодые мурманчане смогут пройти обучение, провести исследования и попрактиковаться в сфере цифрового искусства.
Выявить, научить и презентовать
В прошлом году при грантовой поддержке правительства Мурманской области был разработан и реализован проект «Придумано в Арктике». Авторы исследовали состояние креативного сектора региона, сформировали реестр творческих предпринимателей, выявили наиболее развитые и востребованные сферы этой отрасли и провели первую региональную выставку-ярмарку креативных товаров и услуг «Придумано в Арктике». Сложности, с которыми столкнулась команда проекта, перечислила директор автономной некоммерческой организации «Центр поддержки и развития креативных проектов «Креативный класс» Екатерина Сидячкина.
– Первый вопрос, который перед нами встал: «Кого считать представителями креативных индустрий?». Оказалось, что из 10 тысяч якобы креативных предпринимателей и компаний региона одни не работают, другие не занимаются творчеством, а третьи – не зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, – рассказала Екатерина. – В итоге у нас сформировался список, в котором порядка 200 предпринимателей. С каждым из них мы теперь лично знакомы. В основном это мастера декоративно-прикладного искусства, создатели сувенирной и пищевой продукции и модельеры. Сначала мы представили их портфолио на сайте, а в декабре – на выставке-ярмарке. Выставка оказалась востребованной, и в последний день форума «КультАрктика» творческие предприниматели вновь представили свои товары и услуги жителям и гостям Мурманска.
В заключение Екатерина отметила, что креативный предприниматель – это в первую очередь не бизнесмен, а творческий человек, который решил вступить на путь бизнеса. И зачастую для него важнее поддержка государства не в виде денег, а в виде консультации опытного наставника. Многих нужно учить основам маркетинга и продаж, а скромным еще и помогать сделать первый шаг к монетизации своего творчества.
Павел СТЕПАНЕНКО.
Фото автора и Игоря ЕРЕМЕНКО.