Беспрецедентный случай в выставочном мире Мурманска: «персоналка» в три десятка работ, уместившаяся в самом маленьком помещении Мурманского городского выставочного зала, вызвала такой резонанс, что была продлена больше чем на месяц!
Гости ахали
Восторженные эмоции у горожан вызвали картины мурманской художницы Татьяны Блиновой, выполненные из тополиного пуха. По ошибке гости экспозиции поначалу принимали их за высокохудожественные фотографии. А когда узнавали от сотрудников городского выставочного зала о том, что и эффектные, и графические, и пронзительные снимки созданы не фотокамерой, а рукотворно, с помощью тополиных пушинок, буквально ахали!
Добавлю еще, что это первая персональная выставка одаренной мурманчанки. Своеобразный дебют, посвященный личному 75-летнему юбилею. И еще одно убедительное доказательство того, что творческая сила и талант не подвластны возрасту.
Образ на всю жизнь
Когда сын Костя был маленьким, Татьяна Блинова частенько бывала с ним в музеях. И как-то в восьмидесятых годах в Мурманском областном краеведческом музее они попали на выставку флористов. Это стало своеобразной точкой отсчета творческих увлечений одаренной горожанки. Она тут же записалась в мурманский клуб флористов. А поскольку сына чаще всего не с кем было оставить, на первые заседания клуба приходила вместе с ним. И он до сих пор оценивает мамины работы из тополиного пуха или сухоцветов как мудрый критик, тонко понимающий, за что похвалить и что посоветовать.
– Первая работа из тополиного пуха, которую увидела, был портрет. Назывался «Бабушка Элико», – вспоминает Татьяна Валентиновна. – Морщинки на лице, его черты, взгляд поверх низко сидящих очков умудренной годами грузинки был выписан так тонко, что казалось, будто это художественная фотография очень высокого качества. Этот образ запомнился на всю жизнь.
Рыбные косточки
Татьяна Блинова – человек увлеченный. Помимо флористики в ее творческом багаже – занятия в студиях лоскутного шитья, валяния, городецкой росписи, вышивки ришелье. Попадая в творческую орбиту этой мурманчанки, невозможно не пойти у нее на поводу. Меня, к примеру, она за считанные минуты сумела увлечь модной сейчас живописью рыбными косточками.
Но для своей первой персональной выставки Татьяна Валентиновна выбрала именно работы из тополиного пуха. И потому что это уникальный материал для творчества, с помощью которого можно создавать уникальные шедевры – монохромные картины на бархате. И потому что эта необычная техника флористики позволяет передать изображение лучше любых красок, дает возможность реалистично показать объем и характер.
Произведения, выполненные из этого «летнего снега», очень напоминают черно-белые фотографии. Пух переливается, лоснится, дышит – звери в картинах оживают, пейзажи кутаются в зыбкую дымку северных туманов, в зимних сюжетах снег искрится в полете, растет пушистыми сугробами. А портреты поражают реалистичностью, словно бы окутанной флером.
Мамы и бабушки
– Я люблю скрупулезность, – поясняет выбор своего хобби Татьяна Валентиновна, – мне нравится кропотливая тонкая работа. Мои орудия труда с тополиным пухом – различные иголки, лезвия, скальпель. Они помогают добиваться максимальной реалистичности в картинах.
Одна из ее самых потрясающих работ – трогательный портрет девочки, молитвенно сложившей у подбородка ладошки, называется «Призадумалась». Картина вызывает, пожалуй, больше всего личных ассоциаций с детством. Смысловую нагрузку дополняет филигранная точность – на портрете тонко выписаны даже мельчайшие детали: крошечные волосинки бровей, реснички и даже обкусанные в детских переживаниях края девичьих ногтей.
Или словно обрез, словно выстрел – взгляд черных глаз на портрете «Опустела без тебя земля». Лицо почти полностью закрыто черной маской, но глаза кричат громче голоса.
Прототипами для обоих портретов стали, можно сказать, случайные фотографии: снимок школьницы Татьяна Валентиновна увидела на коробке конфет, а карточку с черными глазами подарила коллега по флористическому цеху. Оба снимка долго лежали в архиве – ждали своего часа.
А картина «Отец и сын» – личная. У нее, к слову, есть еще одно название – «Сын и внук». Все, потому что Татьяна Валентиновна нарисовала на ней пухом сына Костю и внука Федю. Но сделать это ее попросил Константин, отсюда и первое, «официальное» название. Сын же и вдохновил на этот своеобразный творческий подвиг, поскольку для Татьяны Блиновой эта картина оказалась весьма трудоемкой.
И замечено, что именно рядом с ней чаще всего надолго останавливаются гости этой необычной экспозиции. И большинство из них – мамы и бабушки.
Анжелика КОВАЛЕВА. Фото автора.
Продлись, очарование!
Татьяна Блинова – активный, увлеченный человек, который видит красоту окружающего мира и воплощает ее в своем творчестве.
С 1986 года участвовала в работе клуба «Природа и творчество». Ее картины из природного материала отличаются изысканностью и утонченностью.
Особых успехов Татьяна Валентиновна достигла в работе с тополиным пухом. Пейзажи, натюрморты, портреты, созданные этим самобытным автором, часто путают с фотографиями – настолько тонко она выполняет каждую линию, каждый штрих.
В 2015 году Татьяна Блинова присоединилась к дружному коллективу клуба «Художественная роспись». Она – постоянный участник городских и областных выставок. Выставка «Продлись, продлись, очарованье» (0+) – первая персональная, она будет открыта в Мурманском городском выставочном зале до 22 марта по адресу: улица Октябрьская, 22.
Как рисовать пухом
Чтобы создать картину из тополиного пуха, необходим бархатный лист бумаги – черный или цветной, белый карандаш, пух и скальпель. Белым карандашом создается эскиз, потом к нему прикладывают пух и втирают его скальпелем в бархат. За счет неровной структуры бумаги пух хорошо прилипает. Здесь не нужны ни клей, ни краски. Если необходимо сделать изображение более ярким – нужно взять больше пуха, менее ярким – меньше.
Есть множество тонкостей работы с пухом, пренебрегать которыми нельзя. Они начинаются уже с момента сбора пуха. Используют лишь тот тополиный пух, что снят непосредственно с дерева, прямо с семенными коробочками. Упавший на землю использованию в рисунках уже не подлежит.
После просушивания хранить пух нужно в картонных коробках или стеклянных банках. В пластиковой таре делать этого не рекомендуется. Неизвестно почему, но в ней пух портится.
Цвет изображения зависит от плотности волокон тополиного пуха в нужном месте рисунка. Для самых ярких белых пятен используют вручную скатанные жгуты и шарики из тополиного пуха. Край такого жгутики будет неровным, похожим на естественный край пряди волос или шерсти. Для получения ровного края на границах изображений или для получения более коротких прядей пучок волокон тополиного пуха аккуратно подрезают скальпелем или маленькими ножничками.