Мурманский подполковник ФСБ в отставке Андрей Чепурнов вновь доказал, что ему по плечу не только сопряженная с риском служба, но и тончайшие нюансы живописи. И представил на творческой площадке городского выставочного зала вторую часть экспозиции «Север и не только» (0+). Решил продолжить свой живописный рассказ о Заполярье, начавшийся в выставочном зале на Октябрьской, 22 два года назад.
Бешеный принтер
Большинство из трех десятков представленных пейзажей и натюрмортов Андрей Чепурнов нарисовал недавно – в прошлом году. По этому поводу шутит: «Работал, как бешеный принтер».
В выставочной развеске – большинство пейзажей, это любимый жанр автора. Он говорит, что рисовал натюрморты, когда хотелось отдохнуть от пейзажей. Но вместо отдыха иногда тратил еще больше сил и времени!
Вот, например, натюрморт с винной бутылкой, фужером, сложным задником, в котором угадывается закат, носит название «Номер 375». И это не его порядковый номер. Это шутливая реплика ультиматума о 375-м китайском предупреждении. «В моем творческом багаже собралось так много натюрмортов с вином, что я таким образом решил сам себя одернуть», – не без улыбки признается автор.
Винная серия – одна из широко представленных и любимых автором. Нарисованная с особым вкусом. И даже, возможно, шиком. Ее основоположником я бы назвала полотно «Скрытая симметрия», которое стало своеобразным украшением и ребусом первой части выставки «Север и не только». На этой картине изображено большое количество спиртного – оно и в бочках, и в фужерах, и в бутылках. А философия натюрморта заключается в еще одном, более длинном названии, которое не поместилось на картине и было заменено – «Все повторяется, но ничего не совпадает». Эту работу надо пристально рассматривать, чтобы и двух непохожих друг на друга насекомых разглядеть, и бочковую, и бутылочную пробки. И чтобы понять зашифрованный в симметрии авторский замысел.
Люди теряли дар речи
В этом затейливом полотне, кстати, можно увидеть и веселую отсылку к еще советским временам, когда власти начали усиленно бороться с контрабандой и почему-то поручили это спецслужбам. На календаре было самое начало девяностых. В Мурманске изъяли большое количество контрабандного спиртного, польского вроде бы производства. Коньяк «Наполеон», ликеры, вино… В общем, большое количество бутылок.
– Через месяц или полтора кабинет, который мы делили с моим товарищем по службе, оказался полностью заставлен коробками с контрабандным спиртным, – рассказывает Андрей Николаевич. – Остались только небольшие проходы, чтобы мы могли хоть как-то по кабинету передвигаться. А надо отметить, периодически к нам по служебным делам заходили коллеги. Я бы сказал, даже не заходили – влетали, вдохновленные какими-то рабочими заданиями и планами. И сразу резко тормозили у коробок! Тогда на все были талоны, на спиртное в том числе. А мы сидели среди огромного количества бутылок импортного алкоголя! В общем, люди от этой картины теряли дар речи.
Всего лишь капля воды
Натюрморты Андрея Чепурнова легко узнаваемы, на большинстве из них – вино, блики света, их ближайшие родственники виноградины. Стекло и капли воды. Представленное во второй части выставки «Север и не только» изображение одной из таких капель называется «Планета». И будит воображение. Что за планета? Кто на ней живет? Когда там период отпусков? Почем в магазинах десяток яиц? С Надеждой, супругой художника, мы могли сочинить, кажется, эпопею об этой неизвестной планете. Но автор «Планеты» наш полет фантазии прервал: «Это всего лишь капля воды. Все остальное – домыслы».
Или вот пейзаж «Озеро Джека Лондона», на который совершенно невозможно не обратить внимание. С первого взгляда и не догадаешься, что атмосферное озерцо расположено в верховьях реки Колымы в Магаданской области. И всемирно известный писатель там, понятное дело, ни разу не был. Однако местные поклонники его творчества таким образом проявили неравнодушие к приключенческой романтике Лондона. И довольно своеобразно увековечили память о литературном гении.
Есть версия, что одно из самых красивых и экзотичных озер Дальнего Востока так назвали первые исследователи, которые нашли на берегу книгу Джека Лондона. По другой – имя озеру дали советские геологи, большие поклонники великого мастера приключенческих романов и рассказов.
Автор пейзажа, к слову, там тоже ни разу не был. Однако как-то увидел озеро на снимке в Интернете и решил запечатлеть это живописное место.
Контекст биографии
Несмотря на то, что многие работы Андрея Чепурнова написаны с фотографий, все они по-своему атмосферны и рождают ощущение присутствия.
У заснеженных пиков из серии «Хибины» становится словно бы зябко. А в пейзаже с крымским гротом легко угадывается давно облюбованное отечественными кинематографистами и туристами местечко Новый Свет. И нестерпимо хочется лета!
Еще одно полотно – со средневековым шотландским замком. В каменном проеме – ворон, на столе – скрепленные печатью и приколотые острием кинжала документы. Картина, написанная четыре года назад, называется «Значит, война». На выставку попала из домашней коллекции зятя Виталия. «Он у нас любитель Шотландии», – объясняет «место прописки» картины Надежда Чепурнова. А после добавляет полушутя-полусерьезно: «Мы ее поначалу даже боялись дарить, есть в ней что-то зловещее».
Впрочем, остальные три десятка представленных полотен нарисованы в позитивных тонах и дарят жизнеутверждающий свет. А картина «Маленький ангел» – еще и домашний уют. Ее сюжет родился абсолютно случайно. Надежда сфотографировала на кухонном подоконнике колокольчик в форме ангела, а супруг тут же увидел в этом творческую идею: изобразил окно в мир и рядом – ангела, оберегающего от невзгод.
К слову замечу, что представленные и в первой, и во второй экспозиции «Север и не только» картины невозможно до конца понять вне контекста биографии их автора. Заснеженные пики гор, к примеру, изображены по памяти: когда Андрей Николаевич служил в спецназе, то на военных тренировочных сборах совершал на них восхождение, в том числе и на Эльбрус, который также нашел отражение в его творчестве.
А заснеженный северный Тянь-Шань, нарисованный в необычном ракурсе – словно бы автор снимал горы с помощью квадрокоптера, и вовсе, как машина времени, отсылает нас в еще советский 1989 год.
– Мы отдыхали здесь со старшей дочкой, когда ей было шесть лет. Приехали погостить в Киргизию к моему товарищу по срочной службе, – рассказывает Андрей Чепурнов. – Поставили в горах палатку и провели там около двух недель. Дочка вместе со мной облазила там все интересные местечки. Особенно она восторгалась очень толстыми сурками, обилием куропаток и горных козлов. Несколько лет назад товарищ, у которого мы гостили, отмечал 50-летний юбилей, он давно переехал из этой местности, и его супруга попросила подарить ему на день рождения картину с горным пейзажем. Конечно, первое, что вспомнил, ту нашу поездку. И нарисовал горы Тянь-Шаня. А потом сразу подумал: «Так надо же и себе на память нарисовать!». И изобразил на картине по памяти то, что хотелось, то, что дарит положительные эмоции.
Фотографическое послевкусие
В прошлом эксперт-криминалист Управления Комитета госбезопасности по Мурманской области, спецназовец, прошедший обе чеченские войны, мурманчанин Андрей Чепурнов начал рисовать четыре года назад. На первую «персоналку» в городском выставочном зале представил сорок работ, включающих «пленочные» и цифровые снимки, живописные пейзажи и натюрморты. Парадокс, который почти сразу бросается в глаза: большинство его снимков похожи на живописные работы, а живопись, напротив, напоминает фотографическое изображение.
И возможно, именно поэтому сейчас на выставке он полностью отказался от фотографий. Несмотря на это, вторая часть экспозиции «Север и не только», так же как и первая, оставляет фотографическое послевкусие.
Надежда Чепурнова, вновь ставшая соавтором экспозиции и разбавившая творчество мужа рукодельными работами парадного интерьера и бижутерии, говорит, что у Андрея сразу родился в живописи свой стиль. Он скрупулезно выписывает каждую деталь – будь то карандашная точилка на столе или крошечное насекомое, дополняющее сюжетную линию натюрморта, что усиливает впечатление от его реалистичной живописи.
Ну вот, к примеру, запомнившийся зрителю натюрморт «Вторые 40 лет в жизни мужчины». Андрей Чепурнов нарисовал его товарищу по службе на 55-летний юбилей. И здесь тоже ни одного лишнего предмета. Каждый из них характеризует своего хозяина, виновника торжества. Бюст Феликса Дзержинского на столе, прозрачно намекающий на характер работы, карандаш с точилкой, чтобы делать пометки на полях, издание рецептов Сталика Ханкишиева, рассказывающее, что юбиляр увлекается поварским искусством. Говорящий семейный портрет. И стакан с двойным виски, как и полагается для снятия стресса Джеймсам Бондам всего мира.
Душевное тепло
Супруга художника Надежда Чепурнова свободное время посвящает изготовлению интерьерных украшений: елочных шаров, пасхальных яиц, вышивок, а также бижутерии. Ее работы полны душевного тепла и гармонии и как нельзя лучше дополняют фотографический реализм супруга.
В последнее время вслед за старшей дочерью Надежда Григорьевна увлеклась сакральной геометрией и представила на выставке несколько графических работ на тему этой науки о принципах красоты и гармонии, которые выражаются с помощью геометрических форм и элементов.
С мужем, мурманчанином в третьем поколении, Надежда из «сухопутного» города Александров Владимирской области познакомилась в Ивановском государственном университете, где оба осваивали специальность «Химия».
– В 17 лет сказала: «Хочу жить на берегу моря!». Не уточнила, правда, какого именно, – не без улыбки рассказывает Надежда Григорьевна. – И, можно сказать, мое желание исполнилось – я живу на берегу моря, почти на океанском побережье, если учесть, что Баренцево море открыто в Северный Ледовитый океан.
Надежда Чепурнова много лет отдала работе в Центре гигиены и эпидемиологии Мурманской области и по сути является ветераном службы санэпиднадзора.
Она с честью прошла весьма непростой путь жены офицера КГБ и спецназа ФСБ, награжденного медалью «За отвагу», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени с мечами, орденом «За военные заслуги».
Сегодня они счастливые папа и мама и заботливые бабушка с дедушкой. И на семейное творчество время остается! Можно сказать, что у мурманчан Чепурновых не только нынешний, 2024-й, а каждый год – Год семьи. Или даже так – Год очень дружной и очень творческой семьи.
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО.