Каждый мурманчанин, который любит свой город, хотя бы однажды задумывался, какой будущую столицу Кольского Заполярья задумывали основатели Романова-на-Мурмане. Горожане, участвующие в благоустройстве Мурманска и создающие произведения искусства в его честь, регулярно обращаются к теме предназначения города, его самобытности, изучают его прошлое и настоящее.
Из личного архива на всеобщее обозрение
В день 107-летия Мурманска в Центре современного искусства «Сопки. 21А» (улица Софьи Перовской. 21а) произошло почти историческое событие – открытие уникальной выставки старейших фотографий и показ ранее неизвестных кинокадров Кольского Заполярья.
Уникальную экспозицию черно-белых снимков под названием «Фотосевер 19/20» (0+) подготовили специалисты Мурманской епархии Русской православной церкви и Мурманской областной научной библиотеки, которые более 10 лет реализуют совместные проекты: Рождественские и Феодоритовские чтения, краеведческие семинары, презентации изданий, посвященных истории Кольского края и православия на Русском Севере.
До 29 октября можно бесплатно посетить выставку известных и не публиковавшихся ранее фотографий, сделанных с 1911-го по 1917 год в разных уголках Кольского полуострова – от Кандалакши до острова Кильдин. Автор большинства снимков – Яков Лейцингер, сын швейцарского сыровара, волею судеб переехавшего в Архангельск. Будучи увлеченным фотографом, Яков Иванович создал альбомы «Виды Мурмана» и «Типы Севера», путешествуя по Русскому Северу как самостоятельно, так и сопровождая архангельских губернаторов в рабочих поездках.
Альбомы долгое время находились в частном собрании художника, участника революционного движения Михаила Владимировича Кожина, выпускника Строгановского училища технического рисования. Во время Гражданской войны он был помощником комиссара Генерального штаба морских сил и комиссаром штаба морских сил северных морей. Предположительно тогда, во время своего пребывания в Мурманске и Архангельске, Михаил Кожин и приобрел альбомы Лейцингера. С 1939 года художник работал в Большом и других театрах, используя фотографии Севера для создания декораций к спектаклям и эскизов костюмов.
В прошлом году наследники Кожина передали альбомы в московский Институт этнологии и антропологии РАН, который предоставил их Мурманской епархии для сканирования и печати увеличенных копий фотографий для выставки. Но после закрытия экспозиции уникальные альбомы не отправят обратно в Москву. 27 октября на Феодоритовских чтениях правообладатели торжественно подарят альбомы митрополиту Мурманскому и Мончегорскому Митрофану, а он передаст их директору Мурманской областной научной библиотеки Светлане Баскаковой. После реставрации ветхих изданий и ламинирования страниц их сможет полистать любой посетитель библиотеки, желающий увидеть глазами фотографа XIX века заполярную природу и поморские села, саамские стойбища и портовые сооружения, парусники и теплоходы на рейде, персональные и групповые портреты.
На выставке коллекция снимков условно разделена на три части. Первая посвящена путешествию от Кандалакши до Колы архангельского губернатора Александра Энгельгардта в сопровождении Якова Лейцингера. Вторая часть – это подборка портретов жителей Мурмана и Архангельской губернии. Третья – виды прибрежных сел Кольского полуострова и Екатерининской гавани с первыми постройками на месте будущего города Александровска, позже переименованного в Полярный.
Несбывшиеся мечты императора
Какими бы живописными и удивительно качественными ни были фотографии, видео производит более сильное впечатление. Первые киносъемки на Крайнем Севере проходили параллельно с фотосъемками Лейцингера. Пленки 110-летней давности удалось не только найти в хорошем состоянии, но и оцифровать.
После церемонии открытия выставки «Фотосевер 19/20» мурманчанам показали несколько эпизодов документального фильма «Кольский Север в царствование императора Николая II» о традиционных занятиях и промыслах жителей Мурмана, о строительстве первых станций Мурманской железной дороги, порта и города Романова-на-Мурмане, а также первые и последние кинокадры с участием Николая II.
По-настоящему глубоко понять немое кино помог руководитель отдела культуры Мурманской епархии Тимофей Пискунов, великолепно владеющий темой. Он комментировал каждый эпизод и рассказывал о создании уникального видео.
– Предыдущий директор мурманского аэропорта обратился к епархии с просьбой помочь сделать в аэропорту интерактивную выставку, объясняющую, почему нашу воздушную гавань назвали именем Николая II, – рассказал Тимофей Владимирович. – Во время работы в архиве кинофотодокументов обнаружился целый пласт кинодокументалистики начала XX века, снятой на Кольском севере до революции.
Обрабатывали огромный массив непубликовавшихся материалов специалисты епархии, аэропорта и видеоотдела Мурманского информационно-методического центра работников образования.
Главное, на что обратил внимание Тимофей Пискунов в самом начале фильма, – это невероятные факты из истории создания Мурманска, эффект которых усилили трагические события послереволюционных лет.
– Вдумайтесь в эти слова: Мурманск – последний город, основанный в Российской Империи последним императором Николаем Александровичем Романовым, Мурманск – единственный город России, носивший фамилию царствующей династии, а улицы и площади его должны были называться именами членов царской семьи, – отметил Тимофей Владимирович. – Главная площадь должна была стать Александровской в честь Александра III, через центр города должны были проходить Николаевский и Алексеевский проспекты, пересекать их – улицы Ольгинская, Татьянинская, Мариинская и другие, названные в честь дочерей императора. Через год после утверждения этих планов все Романовы были расстреляны в подвале Ипатьевского дома. Эти факты истории Мурманска, на мой взгляд, до сих пор до конца не осознанны и не оценены.
Первые кадры кинохроники были сделаны братьями Люмьер в 1894 году на торжествах по случаю коронации Николая II в Москве. Это вообще первые кинокадры, снятые в Российской Империи. Население Кольского края в то время не превышало девяти тысяч человек, и место для крупного города-порта только начинали искать. Незадолго до коронации завершилась экспедиция на Мурман министра финансов Сергея Витте, который доложил о результатах поездки Николаю II, но масштабное строительство на берегах Кольского залива началось только в 1916 году, когда из-за Первой мировой войны проливы Балтийского и Черного морей были заблокированы противниками и Россия лишилась морской связи с европейскими союзниками.
Печальные уроки войны вынудили в кратчайшие сроки проложить железную дорогу к незамерзающему Кольскому заливу, заложить там порт, а также провести к нему телеграфную и телефонную линии связи. Основание в 1916 году Романова-на-Мурмане стало логическим завершением досоветского освоения «дикого северного края».
К ТЕМЕ
Центр современного искусства «21А» открылся в октябре 2020 года в помещениях бывшего Театра кукол. В январе 2023 года это подразделение отдела информации по культуре и искусству Мурманской областной научной библиотеки было отремонтировано, оснащено новым оборудованием и начало работать под брендом «Сопки», который к концу года объединит 43 точки притяжения молодежи. Чтобы подчеркнуть уникальность пространства, содержащего в себе галерею, зрительный зал с небольшой сценой, гримерки и кабинеты для мастер-классов, название новых «Сопок» получило приставку «21А», а не «АРТ», как остальные «Сопки», деятельность которых связана с творчеством.
На открытии «Сопок. 21А» губернатор Мурманской области Андрей Чибис сказал, что Центр современного искусства стал работать под брендом «Сопки» по инициативе студентов из театральной студии мурманского университета, которым не хватало места для репетиций и выступлений. Профессиональное звуковое и осветительное оборудование, проекторы, большие мониторы и экран на сцене в зале, вмещающем 200 человек, позволяют проводить в «Сопках. 21А» не только репетиции и премьеры любительских спектаклей, но и концерт и другие зрелищные мероприятия на высоком уровне.
Проект «Сопки» реализуется с 2021 года благодаря инициативе губернатора Мурманской области Андрея Чибиса в рамках стратегического плана «На Севере – жить!».
Павел СТЕПАНЕНКО.
Фото автора.