Неделю назад, 1 сентября, в России вступил в силу закон о такси № 580–ФЗ, который регулирует деятельность рынка легковых перевозок. Документ пришел на смену ранее действовавшему федеральному закону № 69 и вызвал бурное обсуждение в обществе. Таксисты опасаются новых обязательных расходов, которые потребуются для легального извоза, пассажиры боятся, что стоимость поездок сильно возрастет.
Возрастет ответственность
– До 1 сентября 2023 года велся лишь один реестр легковых такси, теперь их стало три. Это реестры перевозчиков, легковых такси и служб заказа такси, – объясняет заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области Николай Михайлов. – В реестрах будет содержаться вся информация о перевозчиках и транспортных средствах, которые они используют в работе, что, безусловно, сделает таксомоторные услуги качественнее. Водители будут обязаны проводить обязательные техосмотры своих автомобилей, проходить предрейсовые медосмотры и заполнять путевой лист. И обойти это требование, которое, замечу, было законодательно утверждено и ранее, уже не получится. Потому ответственность у служб заказов такси и агрегаторов перед пассажирами возрастет.
Также согласно новому закону к работе в такси не допустят водителей, у которых есть непогашенная судимость по тяжелым статьям Уголовного кодекса РФ, неоплаченные штрафы за нарушение правил дорожного движения. Не получится сесть за баранку такси и у тех, кого неоднократно лишали водительского удостоверения. Отслеживать профпригодность своих сотрудников придется не только индивидуальным предпринимателям, которые или самостоятельно занимаются извозом, или содержат небольшой автопарк и сдают его в аренду таксистам, но и крупным игрокам рынка – агрегаторам. Ответственность за проверку соответствия водителей новым требованиям теперь ляжет на их службы заказа. Самозанятые водители, которые раньше не могли работать таксистами, отныне могут стать полноправными участниками рынка этих услуг. И они также будут нести полную ответственность перед пассажирами наравне с другими перевозчиками. Работать на своих машинах самозанятые таксисты смогут лишь по трудовому договору со службой заказа такси.
К слову, выдавать разрешение на осуществление перевозок пассажира и багажа легковым такси в региональном нашем минтрансе теперь будут бесплатно. До сегодняшнего дня размер госпошлины за это составлял 1200 рублей.
Цены повышать не планируют, но…
Чтобы попасть в любой из реестров, нужно подать заявление установленной формы на сайте госуслу. Можно и лично обратиться в многофункциональный центр по месту жительства или непосредственно в региональный минтранс (улица Гвардейская, 21) с пакетом документов, перечень которых опубликован на официальном сайте ведомства. К слову, не запрещается и воспользоваться услугами почты – комплект документов в адрес министерства транспорта и дорожного хозяйства в Мурманске можно отправить заказным письмом.
Ранее выданные разрешения на перевозки легковым такси будут действовать до окончания их срока действия.
Что касается стоимости поездок для пассажиров, то, по словам представителей одного из агрегаторов, планов по увеличению тарифов, изменению тарифной сетки или введению каких-то дополнительных коэффициентов у них нет.
Однако сами таксисты скептически относятся к новшествам. Как рассказал «Вечерке» мурманский водитель Иван Белов, за шесть лет работы в такси он никогда не заполнял ни путевых листов, не приезжал на медосмотры перед выходом на линию.
– Признаться, я даже не знаю, где у нас в городе это делается, – говорит Иван. – Но полагаю, что это, конечно, стоит денег. Да и лицензию на право работы таксистом я не делаю. Потому что это автоматически увеличивает цену автостраховки. Заплатить за нее в этом случае придется не менее 70 тысяч рублей. Для меня это довольно серьезная сумма. И откуда ее придется брать? Конечно, с пассажиров.
Проверки на дорогах
Новый закон немного изменил и формат контрольно-надзорной деятельности за такси, которая была возложена на региональные минрансы. Ранее проверки ведомства носили заявительный характер, причем только в случаях, когда жизни и здоровью граждан был причинен вред. Теперь же сотрудники минтранса совместно с представителями ГИБДД будут проводить регулярные рейды на дорогах городов Кольского Заполярья, проверяя соблюдение извозчиками нового закона о такси. Тут у водителей могут попросить и заполненный путевой лист, и справку о техосмотре, и медицинское разрешение выйти на линию, и даже проконтролируют наличие цветографической схемы, тех самых «шашечек» контрастного цвета» и опознавательный оранжевый фонарь на крыше.
Да, эти требования законодательными новинками не назвать, они были прописаны в законе и раньше, но по признаниям самих таксистов, соблюдали их единицы.
– Думаю, ребятам, которые выходили потаксовать по паре часов вечерами, придется искать новые способы заработка, – рассуждает Иван Белов. – Просто расходы, которые теперь требуются, чтобы соблюсти все новые требования, не покроют скромный заработок. А дефицит такси на линии неизбежно повлияет на стоимость поездок для пассажиров. Я так считаю, хотя, замечу, несмотря на то, что эти изменения законодательства в среде таксистов активно обсуждаются уже несколько месяцев, толком в них никто не разобрался.
– Цена на поездки в такси за последнее время, безусловно, выросла, – замечает мурманчанка Светлана Синицына. – К примеру, если в прошлом году такси в аэропорт я вызывала за 600–700 рублей, то теперь за это расстояние плачу по 900–1100 рублей. Но думаю, тут в первую очередь сказались рост цен на бензин и расходные материалы для иномарок. Если же новый закон о такси спровоцирует еще больший скачок цен, придется пользоваться их услугами только в случае острой необходимости.
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
Фото из открытых Интернет-источников.