Десятки тысяч километров пути, штормы, ветра и высокие волны – через все это прошел бизнесмен из Санкт-Петербурга Дмитрий Теплицкий. Почти два года назад он решился на так называемую малую кругосветку, конечным пунктом которой стал архипелаг Шпицберген. Нам удалось поговорить с путешественником накануне его старта из Мурманска.
Тщательная подготовка
Свою яхту Дмитрий строил более трех лет, но из-за скачка цен во время пандемии подготовить лодку к походу на высокие широты не получилось. Потому в сентябре 2021 года яхту спустили на воду и Дмитрий вместе с супругой взяли курс из Кронштадта на Турцию.
– Эта солнечная страна считается яхтенной меккой, там можно найти любое необходимое оборудование по вполне разумным ценам, – рассказывает Дмитрий. – Но прежде, чем попасть в Турцию, нам пришлось пройти немало испытаний, ведь фактически лодка была не достроена. Из-за этого было много поломок. К тому же осенняя Балтика не отличается приветливым и спокойным нравом. Случались нештатные ситуации и в Финском заливе, Северной Атлантике, водах Гибралтара и Средиземного моря. Но мы со всем справились.
К берегам Турции яхта «Мидана» (такое необычное название Дмитрий дал лодке, составив его из первых букв имен супруги и троих детей, а также названия семейного бизнеса) в мае прошлого года. Там лодку начиняли разными судовыми системами, обставляли мебелью, подготавливая к непростому переходу на Север.
И вот когда все наконец-то было готово, Дмитрий с командой взяли курс на Шпицберген. Они прошли пять морей – Средиземное, Эгейское, Ионическое, Черное и Азовское. К слову, большую часть времени с капитаном «Миданы» путешествует семья, но порой, когда родным нужно заняться делами на суше, состав команды меняется – на яхту прибывают друзья.
– Помню, в районе Крымского моста мы попали в настоящую пробку, – продолжает Дмитрий. – Нам пришлось сутки ждать проверки пограничников, а затем в караване из 57 судов идти, ни на метр не отклоняясь от рекомендованного курса. В районе города Азова мы сняли мачты, потому как они по высоте не проходили под тамошними мостами, завели мотор и по рекам и каналам России стали подниматься выше.
Белоснежные паруса на «Мидане» вновь распустили в Петрозаводске, откуда лодка через Беломорско-Балтийский канал устремилась в Белое море. По нему путешественники дошли до Архангельска, обогнули Кольский полуостров и в конце июля добрались до Мурманска.
Самобытная красота
– Это волшебный, ни на что не похожий край, который влюбил в себя нашу семью с первого знакомства, – говорит Дмитрий. – Произошло оно еще в 2018 году. Тогда я на прицепе привез в Мурманск семиметровый катер «Волжанка» и отправился на нем в Териберку. Назвал я тот катер «Левиафан» – уж больно сильное впечатление оставил просмотр одноименного фильма, который снимали среди суровых пейзажей совсем не туристического на тот момент поселка. Я никогда не забуду той самобытной нетронутой териберской красоты. Особенно запомнились пляжи с «драконьими яйцами». На этот раз Кольский полуостров подарил еще одно незабываемое впечатление. Когда мы были неподалеку от острова Кильдин, выключили мотор, встали на паруса и на тихом ходу шли к входу в Кольский залив, заметили небольшого кита. Он долго кружил вокруг лодки, выныривал, показывал то один бочок, то другой, видимо, игрался малыш. Невероятные ощущения!
У мурманского причала «Мидана» простояла несколько дней, Дмитрий с командой пополнили запасы воды и продовольствия, сходили в местную баню и прикупили сувениров.
– Из вашего города-героя я непременно увезу треску – замороженную, маринованную, просоленную, – добавляет Дмитрий. – Кстати, во время нашей первой поездки в Кольское Заполярье в 2018 году мы с супругой даже смогли поймать на удочку 30-килограммовую рыбину этого вида. В тот день вся Териберка пришла посмотреть на такой солидный улов. А еще я купил ложку с гравировкой «Мурманск», это для любимой тещи, она их коллекционирует. Из всех стран и городов, где бывает «Мидана», я всегда привожу или ложку, или колокольчик.
Как дома, только по-другому
В конце июля Дмитрий Теплицкий и команда отправились к Шпицбергену. Там путешественники планировали задержаться на несколько дней – синоптики предупредили об ухудшении погоды в районе архипелага.
– На Шпицбергене я мечтаю посетить шахтерский поселок Пирамида, который юридически принадлежит России, – замечает мой собеседник. – На сегодняшний день это единственная крайняя северная точка, куда мы можем попасть без виз, с получением которых, по понятным причинам, сейчас большие проблемы.
После посещения Шпицбергена путешественник планировал вернуться в Мурманск или сразу взять курс на Архангельск.
– Наша «Мидана», конечно, полностью подготовлена для непростых условий Заполярья, – замечет Дмитрий. – Ее корпус изготовлен из остатков металла, который предназначался для атомного ледокола «Урал», поэтому яхта смогла получить ледовый класс. Рубка полностью закрыта, уникальная система отопления позволяет поддерживать комфортную температуру внутри лодки. Предметы обихода у нас тоже непростые. К примеру, посуда специальная, яхтенная, она не бьется при падении. Кухонная утварь, предназначенная для приготовления пищи, тоже особой формы, да и крепится к плите специальными зажимами. Это очень важно с точки зрения безопасности. И об этом нам всегда напоминает наш чайник. Его сорвало с креплений плиты во время перехода по Балтийскому морю во время сильнейшей качки, тогда «Мидану» в буквальном смысле положило парусами на воду. Чайник влетел в угол шкафа, заработав большую вмятину. Хорошо, что никто из членов экипажа не стал его мишенью, иначе могла бы быть серьезная травма.
Но на случай различных телесных повреждений на лодке Дмитрия, конечно, есть все необходимое – кто же путешествует без аптечки? Особенно когда на борту супруга Ирина и дети. Кстати, младшая из троих наследников четы Теплицких, девятилетняя Анечка, тоже всем сердцем полюбила яхтинг и уже неплохо разбирается в разных тонкостях этого мастерства.
Мечты должны сбываться
– Я очень счастлив, что родные и близкие разделяют мое увлечение, которое стало неотъемлемой частью жизни, – подытожил Дмитрий. – Ведь мечтать о морских походах я стал еще в детстве, когда мы с семьей жили в маленьком приуральском городке, где небольшая река впадала в величественную Каму. По ней, в свою очередь, можно было попасть в матушку Волгу, а затем через реки и каналы выйти в Белое, Балтийское, Каспийское и Азовское моря. Эта мысль не покидала меня лет с двенадцати. Помню, мы с братом мастерили плоты из автомобильных камер ЗИЛа и спускались вниз по течению по нашей речушке, представляя, как однажды непременно отправимся в большое путешествие. К счастью, мечта сбылась.
Но останавливаться на этом Дмитрий Теплицкий не собирается и в следующем году хочет добраться до Новосибирских островов. Проследить за приключениями его и его команды вновь смогут все желающие – капитан «Миданы» ведет канал на одном популярном видеохостинге, где подробно рассказывает о своих непростых, насыщенных событиями, интересными знакомствами и необычными открытиями путешествиях.
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО, из личного архива Дмитрия ТЕПЛИЦКОГО и открытых Интернет-источников.