Последние полгода Евгений Урбанович несколько раз развешивал, расставлял и сопоставлял друг с другом картины в мастерской. Так он выбирал полотна для его третьей персональной выставки. Вернисаж, который автор назвал «Формы и оттенки» (16+), открылся в Центре современного искусства «21А» (ул. Софьи Перовской, 21а).
Слой за слоем
В экспозицию вошли 30 новых работ Евгения Урбановича. Еще столько же готовых полотен осталось в мастерской. Ведь большинство из них – абстракции, а этим летом художник решил показать публике реалистические картины, которые передают его ощущения от родного города и края.
Выставка открылась в Центре современного искусства, хотя большинство представленных работ кажутся вполне академической живописью или графикой. Автор пояснил, что использует в своей работе современные цифровые технологии. Несколько рисунков отличаются настолько искаженной перспективой и сюрреалистическими линиями, что не вписываются в рамки классического изобразительного искусства.
Самая крупная картина и вовсе создана благодаря экспериментам в графическом редакторе на компьютере. После поездок в Териберку, Ловозеро, Верхнетуломский и Умбу Евгений сложил множество своих фотографий этих населенных пунктов в многослойный цифровой «пирог», а потом стал удалять часть одних слоев, открывая лежащие под ними. После нескольких попыток результат ему понравился. Художник перенес с экрана компьютера на полотно картину, которую сам определяет как обрывки эмоциональных переживаний и облака мыслей, возникших в тех поездках.
Картина на доме
Мурманчане, которые любят гулять по городу, наверняка уже познакомились с творчеством Евгения Урбановича, сами того не осознавая. Несколько лет назад благодаря знакомству с Ильей Байдаковским, известным в Кольском Заполярье уличным художником, Евгений начал рисовать на стенах различных построек и прошлым летом создал самую величественную и любимую свою картину на торце девятиэтажного дома № 9 на улице Кильдинской. Более скромные по размерам его творения можно увидеть на трансформаторной подстанции около дома № 21 в Северном проезде, а также на тыльной стене здания Военно-морского музея Северного флота на улице Александра Торцева, 15.
Осваивать технику нанесения монументальных изображений на фасады художнику помогает образование дизайнера. Евгений окончил факультет технологии и дизайна Мурманского государственного гуманитарного университета (ныне – Мурманский арктический университет) и 10 лет работал графическим дизайнером. Работа показалась ему недостаточно творческой, и он стал учиться писать маслом и управлять баллончиками с краской.
– Теперь мне даже проще рисовать большие изображения на улице, чем картины в мастерской, потому что, когда рисуешь на какой-то постройке, можно отойти от картины, чтобы оценить ее со стороны, – рассказал Евгений. – А в мастерской нужно учитывать множество мелких деталей и нюансов, работая над небольшим форматом.
Троллейбус как соавтор
В работе Евгений Урбанович сочетает множество различных техник, порой использует вместо холста картон, бумагу или мешковину. Рисует художник и дизайнер карандашами и спиртовыми маркерами, масляными и акриловыми красками, а любимый прием в последнее время – намеренное искривление изображаемого пространства или поиск естественных искажений. Пример такой зрительной иллюзии можно увидеть на картине с троллейбусом: его окна отражают дома так, будто они нарисованы в стиле кубизма.
Евгений на прошлой выставке представлял в основном городские мотивы с элементами цифрового коллажа с отсылками к современным и античным символам. Его новое увлечение – сельские зарисовки. Из этой серии на выставке представлено всего две картины, но автор уверен, что продолжит ее. Так же, как и серию работ, связанных с торговым портом. Там художнику посчастливилось поработать несколько дней, нанося названия транспортных компаний на контейнеры. Сотни фотографий и море впечатлений в ближайшие год-два могут превратиться в десяток рисунков или живописных полотен, отражающих жизнь порта, недоступную взору большинства мурманчан.
Павел СТЕПАНЕНКО.
Фото автора.