Известный московский художник Константин Мирошник в Мурманске нередкий гость. На его счету десятки мастер-классов для одаренных детей, которых он учит азам изобразительного искусства – рисованию портрета с натуры. И сам вдохновленно рисует тут портреты мурманчан!
Одна из его самых известных работ «Владимир Мономах» уже два десятка лет висит в кабинете президента страны Владимира Путина. И, как надеется художник, незримо помогает ему в особенно нелегких ситуациях.
В этом году Константин Мирошник стал приглашенным гостем по-своему уникального мурманского мероприятия – фестиваля-лаборатории «Траектория роста» (16+), который собрал две с половиной сотни заполярных культработников.
Наша беседа с художником в перерывах между мастер-классами и обсуждением педагогических практик началась с его впечатлений о Мурманске и мурманчанах.
– Константин, вы как-то назвали Мурманск одним из лучших городов России. По-прежнему так считаете?
– Ну, конечно! В Мурманск всегда еду с большой душой, с большой радостью, в ожидании увидеть любимые сопки, залив, мой любимый ледокол «Ленин». С первого своего знакомства с ним считал и всегда буду считать Мурманск своим самым любимым и одним из лучших городов России. И потому, что здесь настоящие, искренние северные люди, которые не бросают в беде. И потому, что это город-герой, где детям не надо объяснять, почему поколение победителей в Великой Отечественной войне – навсегда герои своего Отечества. А таких городов по стране сейчас не так уж и много.
Панорама залива, порт, живые места. И ледокол «Ленин» из букваря, который объединяет всю Россию, несколько российских поколений! Молодцы мурманчане, что сберегли «дедушку»! Знаю, что на нем впервые была исполнена великая песня Александры Пахмутовой «Когда усталая подлодка из глубины идет домой». Александра Николаевна рассказывала мне, что накануне выступления они с Николаем Добронравовым заночевали на ледоколе и подбирали там на рояле мелодию к словам.
У меня есть мечта – приехать в Мурманск как-нибудь летом, устроить пленэр, нарисовать и знаменитый атомоход, и якорь «Ермака» у краеведческого музея. Я и сейчас все привез с собой: холсты, кисточки, этюдник, краски. Прихожу в «Арктику», поднимаюсь на верхний этаж, иду на торец и, глядя в панорамное окно, рисую центр Мурманска. Рисую тут ежедневно! Этюды даже не считаю. Непременно представлю написанные о Мурманске картины на своих выставках.
Бензин для художника
– Константин, чем вас удивляют сегодняшние дети, осваивающие азы изобразительного искусства?
– Частенько у детей спрашиваю, кто у вас любимый художник. Они отвечают: супрематисты Малевич, Кандинский. Или модернист Матисс. Я педагогам, когда об этом рассказываю, объясняю, что Кандинского, Малевича или Матисса могу любить я. Дети сейчас должны любить русских живописцев Шишкина, Репина, Серова, Левитана, Васнецова, чтобы учиться рисовать, чтобы у выпускников художественных школ была в руках профессия. Потому что они заканчивают школу, идут в жизнь и не владеют ремеслом. Они портрет должны уметь нарисовать, пейзаж, чтобы была возможность заработать этим.
Почему в Европе рухнуло искусство? Ведь еще полвека назад у них были художники. А сейчас там едва ли не повально увлеклись так называемым нефигуративным искусством – обои обрезали, и вот тебе – картина! Или металлические листы скрутили – вот тебе скульптура! Такие аттракционы, может быть, занимательны и зрелищны. Но дети на этом искусству не научатся.
На своих мастер-классах я учу рисованию с натуры портрета человека. Спрашиваю детей: «Кто сегодня будет рисоваться?». И все в классе рисуют портрет вызвавшегося.
Важно, что юные художники рисуют своего сверстника, который им ясен и понятен. На занятиях я даю азы, силу, это все равно что заправить в машину бензин. А то я смотрю, зачастую выпускники художественных школ в жизни себя чувствуют, как будто они в неуправляемой лодке без весел. А им двигатель нужно дать, тогда заработок однозначно будет. Это очень важно в сегодняшних реалиях.
Подарок президенту
– Ваша картина «Владимир Мономах», которая уже два десятка лет висит в кабинете президента страны, сейчас оказалась пророческой – ведь князь Владимир въезжает на ней во врата Киева, из которых разлетается черное воронье. Давайте вспомним, как она попала в кабинет Владимира Путина?
– Когда это полотно появилось в кабинете президента, Владимиру Владимировичу исполнилось 50 лет. Эту картину российские министры преподнесли ему на юбилей. Накануне этого исторического для нас с супругой Натальей события мы уже окончили академию Ильи Глазунова и учились в аспирантуре. И мой друг Александр Барыкин принес как-то нам книжку, в которой было опубликовано письмо к своим детям и потомкам выдающегося деятеля Киевской Руси князя Владимира Мономаха. Он писал примерно следующее: «В мире живите. Россия раздроблена, каждый за себя. А надо объединиться. Заботьтесь о тех, кто на вас работает, о народе». Мы и этим письмом князя, и его важной объединяющей ролью в российской истории так прониклись, что почти сразу начали работать над полотном.
Работа получилась гигантская, четыре на пять метров, хранить ее было негде. И я поехал к чудесному человеку – Игорю Тарноградскому на Остоженку, в его антикварный магазин. Игорь Всеволодович нас опекал, иногда наши работы продавались в его магазине. Он для нашего покрытого лаком полотна включил подсветку, оно смотрелось так красиво! И было очень хорошо видно в огромные витринные окна, мимо которых по пробкам медленно едут машины.
И однажды мимо его магазина ехал министр труда Александр Починок, остановился в пробке и в окне увидел нашего Мономаха. Зашел, спросил, сколько картина стоит. Александр Петрович был очень умным и обаятельным, очень эрудированным. С моей точки зрения, самым умным министром из тех, с кем я был знаком. И он, как я много позже узнал, подумал об аналогии: князь Мономах – Владимир. И Путин – Владимир. Времена тяжелые, страна раздроблена. И идея объединения актуальна как никогда. Плюс приближался 50-летний юбилей Владимира Владимировича. А кабинет министров как раз думал о подарке президенту.
Мне потом рассказывали, что президенту очень понравилась наша картина. Надеюсь, что она ему помогает. И что, когда к президенту в кабинет заходят люди, они видят, что Путин не один, а с Мономахом, сыгравшим в тяжелые для Отечества времена важнейшую объединяющую роль.
Пронзительный памятник
– Константин, вы родом из Крыма, считаете своими самыми родными близкими городами Симферополь и Севастополь. Во время Крымской весны, перед референдумом о присоединении к России в 2014 году, желая поддержать крымчан и севастопольцев в то неспокойное время, Мурманский городской Совет предложил Севастополю стать городами-побратимами с Мурманском.
– А по моему мнению, Мурманск и есть побратим Севастополя, что, несмотря на столь разное географическое положение – юг и север, эти города очень многое объединяет и они похожи своей воинской и морской доблестью, своей трудовой славой, своей искренней душой. А вообще для меня весь Крым – это моя родина, не делимая на города. Как-то в Феодосии я рисовал с натуры армянскую церковь и разговорился с местной жительницей, которая неподалеку пасла коз. Оказалось, что это мама подводника, погибшего на атомоходе «Курск». Мы подружились. Уже много лет с женой навещаем ее, утешаем, как можем. Я рассказываю о своих поездках в Мурманск. О том, что здесь, недалеко от храма, установлен пронзительный памятник в честь всех погибших ребят. И о том, что этот суровый город на берегу стального залива о каждом из них помнит.
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО.