Сегодня ассортимент товаров для рукоделия настолько широк, что каждая мастерица может выбрать себе занятие по душе. Правда, цены в магазинах порой кусаются. Мурманчанка Екатерина Афонина нашла одни из самых экономичных материалов для творчества. Ими стали вата и обычный клейстер.
Творческие гены
– С раннего детства я очень любила рисовать, мастерить одежду для пупсов, – говорит Екатерина. – Вероятно, это передалось мне от прапрадедушки по маминой линии. По воспоминаниям родни, он был мастером на все руки. В старших классах я поняла, что хочу стать дизайнером. Но в то время ближайший вуз, где можно было получить такое образование, находился в Санкт-Петербурге. Тогда, в начале 90-х годов, отпускать дочку в большой город родители побоялись. Так я поступила в мурманское техническое училище
№ 13, сейчас это технологический колледж сервиса, где освоила профессию портного.
По специальности в одном из ателье города Катя отработала несколько лет – снимала мерки, кроила и шила для северян различные обновки. В 2000-х годах, когда на полках магазинов стало появляться все больше одежды, работы у портных резко поубавилось, да и ограничивалась она в основном мелкими ремонтами. Екатерина решила пробовать найти себя в торговле.
– В этой сфере я отработала около пяти лет, – продолжает мурманчанка. – Но особого удовлетворения такая работа не давала. И вот, находясь в декретном отпуске со второй дочерью Машей, я вновь решила заняться творчеством. Тогда, в 2011 году, купила в подарок для старшей дочки Ульяны набор для квиллинга – это искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Сели мы с ней мастерить, и так меня увлек этот процесс, что почти всю картину я сделала сама.
В творческом поиске
Квиллингом Екатерина занималась несколько месяцев, затем начала создавать небольшие сувенирные топиарии, миниатюрные деревья в декоративных горшочках. А спустя год с головой погрузилась в точечную роспись – особый вид рисования, где рисунок создается из крошечных разноцветных точек.
– Это очень кропотливое, интересное занятие, – отмечает моя собеседница. – Но постоянно я им заниматься не смогла – стало падать зрение. Так я переключилась на декупаж.
Декорированные шкатулки, часы и прочие интерьерные мелочи Екатерина начала представлять на различных выставках-ярмарках. И вскоре ее пригласили преподавать в мурманский Дом ремесел. Сегодня она обучает мастерству декупажа не только там, но и в студии ручного творчества «ARTiшок».
– Работа в качестве преподавателя мастер-классов мне очень нравилась, – говорит Екатерина. – Но, когда началась пандемия и всех посадили по домам, пришлось взять паузу. Признаюсь, первый «ковидный» год творчеством мне совсем не хотелось заниматься. Но однажды увидела в Интернете работы одной мастерицы. Ее игрушки из ваты восхитили, мне вновь захотелось вернуться к хэнд-мейду.
Мурманчанка купила мастер-класс по изготовлению игрушек из ваты, необходимые материалы и стала осваивать новую технику. Первым мягким творением стал кот, а затем родилась серия анималистических работ с северным акцентом. Екатерина смастерила животных, которые обитают в Арктике – белого медведя, северного оленя, тюленя и кита. Этим летом с ними и еще десятком ватных творений она отправилась на региональный конкурс сувениров, который проходил в Териберке. Там она стала победителем в номинации «Экологический сувенир»!
– Квартет северных животных, которые мне принесли удачу на конкурсе, я оставила себе, – рассказывает Екатерина. – А других представителей местной и иноземной фауны охотно раскупили гости и участники фестиваля. Так я поняла, что нашла новое интересное творческое направление, которое востребовано людьми.
В единственном экземпляре
Технологию изготовления ватных игрушек Екатерина Афонина называет довольно простой, а сам вид творчества – очень экономичным. Для работы ей требуются лишь металлическая проволока, вата без комочков и посторонних вкраплений, которую, кстати, можно найти в обычных аптеках, клейстер и масляные краски. С помощью последних мурманчанке и удается достигать реалистичного сходства своих изделий с реальными животными.
– При художественной тонировке ватных игрушек я всегда сличаю их с фотографиями настоящих животных, – говорит мурманчанка. – Это нужно, чтобы соблюсти пропорции, передать физиологические особенности того или иного зверя. Сейчас вот подумываю дополнить свой арктический «зоопарк» и сделать северного дельфина нарвала.
Менее чем за год ватные сувениры Екатерины Афониной стали очень популярны не только среди туристов, но и у наших земляков. Недавно мурманчанке даже поступил большой заказ на изготовление крупной партии медведей, моржей и оленей от одной местной организации. Они станут корпоративными подарками к Новому году.
– Штамповка в последние годы сильно сдает свои позиции, – считает мастерица. – Люди все больше начинают ценить ручную работу, ее уникальность. Сколько бы оленей, туканов или кроликов я ни сделала, одинаковых среди них не будет. Еще мне кажется, что любовь к ватной игрушке заложена у нас с детства, ведь в советское время многие украшали ими новогодние елки.
К слову, сувениры из ваты, которые делает мурманчанка, тоже можно использовать в этом качестве. Они небольшие – около 10 сантиметров и легкие, весом около 200 граммов.
– Лучшая награда для меня – это радость, эстетическое удовольствие, теплые воспоминания от поездки в Заполярье, которые испытывают люди от моих работ, – подытожила Екатерина Афонина. – Все это вдохновляет на новые творческие идеи.
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
Фото из архива Екатерины Афониной.