В этом году часть светофоров в центре Мурманска начнут жить своей жизнью. Их подсоединят к коллективному «мозгу», который будет переключать сигналы, исходя из числа проезжающих мимо светофора машин.
«Трехглазка» подмигнет зеленым
Из-за пандемии коронавируса первый этап внедрения автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) городской «Центр организации дорожного движения» (ЦОДД) начинает только сейчас, а не год назад, как планировалось. Аппаратно-программный комплекс будет управлять светофорами, ориентируясь на время года, суток и на интенсивность транспортных потоков.
На прошлой неделе в Мурманске началась прокладка волоконно-оптических линий связи, по которым в систему будут передаваться данные с датчиков, которые умеют не только считать количество проезжающих мимо транспортных средств, но и отличать легковой автомобиль от грузового, спецтехнику – от общественного транспорта. Когда комплекс заработает, на основании получаемых данных программа будет определять режим работы светофорных объектов.
В Мурманске будет внедрена система, которая хорошо зарекомендовала себя в Санкт-Петербурге. Для этого «Центру организации дорожного движения» предстоит смонтировать оборудование, настроить программный комплекс и обучить персонал работе с ним. И тогда светофоры будут не только реагировать на изменение количества транспорта, но и взаимодействовать друг с другом, подбирая оптимальный режим работы на нескольких направлениях. Во время массовых мероприятий, происшествий или, например, движения кортежа можно будет регулировать дорожное движение вручную из диспетчерской, давая приоритет общественному или специальному транспорту.
В этом году датчики установят на участке проспекта Ленина от его начала до улицы Капитана Егорова, на пересечениях улицы Академика Книповича с улицей Полярные Зори, улицы Шмидта и проспекта Ленина, а также на съездах с улицы Шмидта на улицы Подгорную и Траловую. Таким образом, тестироваться АСУДД будет на самом загруженном участке главного проспекта города и на тех перекрестках, через которые проезжает основная масса грузовиков, направляющихся с Восточной объездной дороги в мурманский порт и обратно.
В перспективе к системе можно будет подключить электронные табло и управляемые дорожные знаки, которые будут информировать участников движения о дорожно-транспортной ситуации на следующем участке улицы. А видеокамеры, следящие за перекрестками, могут стать частью действующего автоматического программного комплекса «Профилактика преступлений и правонарушений». Все эти меры должны снизить вероятность появления заторов на 15–30 процентов и значительно повысить безопасность на дорогах.
«Полицейских» распустили, зебры закатали в пластик
В конце мая при благоприятных погодных условиях мурманский ЦОДД начнет нанесение дорожной разметки. В 2020 году для этого были куплены три дополнительные машины, и дело пошло быстрее, но все равно «рисование» растягивается на все лето. Вместе с белой краской уже много лет в Мурманске наносят желтую, и пока их использование целесообразнее холодного пластика. В прошлом году с его помощью разметили улицы Челюскинцев, Сафонова и Северный проезд, а также почти все пешеходные переходы на проспекте Ленина. Холодный пластик дороже, и его нанесение требует в три-четыре раза больше времени, чем распыление краски специальной машиной, ведь слой пластика выравнивают вручную, при этом рабочему часто необходим отдых из-за едкого запаха материала. Поэтому завершать нанесение разметки холодным пластиком получается не раньше сентября, а в ноябре большая ее часть уже скрывается под снегом. Осенью и весной из-за того, что температура воздуха часто переходит через ноль, слой пластика отстает от асфальта под давлением застывшей в его порах воды. Поэтому исчезает с асфальта пластик так же быстро, как краска, которая стирается колесами. Несмотря на это, летом с помощью холодного пластика ЦОДД нанесет 50 километров осевых и разделительных полос и пять километров зебр, выполняя муниципальное задание.
Директор «Центра организации дорожного движения» Алексей Логаев уверен, что главное – нанести разметку как можно скорее, чтобы водители успели к ней привыкнуть за короткое лето и запомнили схему движения на оставшиеся месяцы, когда разметку не будет видно. Алексей Алексеевич считает, что большинство мурманских водителей не успевают этого сделать, уезжая в отпуск летом, а для водителей-новичков это критически важно.
Тем, кто следит за мурманскими новостями, может показаться, что стандартные зебры постепенно вытесняются проекционными, то есть световыми. В Мурманске установлено уже 16 таких комплексов, из которых пока работают только пять. Остальные будут настроены и включены в ближайшее время. Но такие устройства не относятся к техническим средствам организации дорожного движения в соответствии с государственным стандартом. Проекции на асфальт – это вид рекламы, а их использование на проезжей части – красивый эксперимент, успешность которого оценить пока сложно. Установку и настройку проекторов над пешеходными переходами ЦОДД также выполняет не по своей инициативе и призывает всех заказчиков «красоты» придерживаться ГОСТа.
Еще одна тенденция последних лет касается искусственных неровностей и препятствий, то есть «лежачих полицейских» и заборов вдоль дорог. Сборно-разборные неровности на проезжей части в Мурманске больше не устанавливают, так как их во время уборки снега повреждает техника, а крепление конструкции к асфальту с помощью анкерных болтов существенно ускоряет разрушение дорожного покрытия из-за тех же пресловутых переходов температуры воздуха через ноль. В прошлом году большую часть металлических неровностей заменили приподнятыми пешеходными переходами.
В связи с обновлением ГОСТов и существенным подорожанием металла в прошлом году есть надежда, что заборы вдоль дорог прекратят устанавливать там, где они не нужны. Удерживающие ограждения должны быть между тротуаром и проезжей частью, если только они примыкают друг к другу и по тротуару ходит настолько много людей, что они могут вытолкнуть друг друга под колеса автомобиля. В Мурманске таких зон нет. Алексей Логаев объяснил, что ограждения, которые по-настоящему защищают пешеходов от автомобилей, должны быть совсем другого типа, а не хлипкими заборчиками, которые устанавливают сплошь и рядом в черте города.
Павел СТЕПАНЕНКО
Фото из архива редакции
В обязанности ММБУ «Центр организации дорожного движения» входит установка, техническое обслуживание и содержание светофорных объектов, дорожных знаков, нанесение, восстановление и удаление дорожной разметки на проезжей части улиц Мурманска, перемещение транспортных средств для проведения снегоуборочных и аварийных работ, а также массовых мероприятий, техническое обслуживание аппаратно-программного комплекса «Профилактика преступлений и правонарушений», содержание муниципальных специализированных стоянок.