Мурманский арктический государственный университет вновь стал площадкой для обмена знаниями десятков дизайнеров и архитекторов. Международный форум «Креативные индустрии Арктического региона: опыт и перспективы развития» состоялся в Мурманске в пятый раз. Из-за пандемии коронавируса будущие художники и дизайнеры присутствовали только на мастер-классах по керамике, проектированию арт-объекта на основе геометрических фигур, созданию сувенира из кожи рыб и на уроке по продажам творческих продуктов в социальных сетях.
Проектам студентов дадут денег
Во время дискуссий, практических занятий, лекций и творческих мероприятий в режиме онлайн своим опытом развития креативных индустрий поделились преподаватели, предприниматели и исследователи из северных и южных регионов России и Скандинавии. В каждом из четырех прошедших форумов участвовали несколько десятков специалистов и студентов, но результаты проделанной работы, огромная часть которой совершается между форумами, не видна большинству северян. Чтобы сделать ее осязаемой, о промежуточных итогах рассказала Татьяна Ашутова, декан факультета дизайна и рекламы университета «Синергия», председатель консорциума «Будущее арктической архитектуры и динамика климата», бывший декан факультета искусств и сервиса Мурманского арктического государственного университета (МАГУ).
Понятие «креативные индустрии» бытует с 1998 года. Но дефицит экспертов, особенно в регионах, все еще острый. В Мурманской области впервые о креативных индустриях заговорили в МАГУ в 2017 году, запустив вместе с профессиональным сообществом дизайнеров и правительством области стратегический проект для реализации молодежных инициатив «Креативный город – территория развития». За четыре года в опорном вузе появились центры культурных индустрий, туристических проектов, прикладного урбанизма и галерея для выставок студенческих разработок в области дизайна и туризма.
С 2019 года во время форума креативных индустрий местные и приглашенные эксперты проводят образовательные курсы по графическому дизайну, экологии и дизайну одежды. В вузе проводятся крупные имиджевые проекты (конкурс модельеров «История северной идентичности» и фестиваль городской среды «Мурманистика»), перформансы и кинопоказы под открытым небом. У творческих студентов появилось новое удобное помещение для групповой работы, а руководство МАГУ помогло правительству области создать кластер северного дизайна.
В прошлом году после форума был создан консорциум, объединяющий на данный момент 10 вузов и другие организации, исследующие такие темы, как комфортная городская среда в Арктике, сохранение культурного наследия в Заполярье, разработка арктического дизайна и проектов реальных арктических территорий студентами вузов. Материальное воплощение последнего пункта можно увидеть на втором этаже гостиницы «Азимут». Там до 15 декабря открыта выставка проектов благоустройства железнодорожной станции Кола и побережья реки Ура, которые разработали команды студентов из различных вузов страны, работая совместно в режиме онлайн. Изображения с описаниями были переданы «Центру городского развития Мурманской области», после чего один из проектов получил поддержку всероссийского конкурса грантов, а второй – обещание от правительства Мурманской области выделить деньги на его реализацию из бюджета в 2022 году.
Главный архитектор московского бюро «Асадов» Никита Асадов, к которому приходят устраиваться на работу выпускники вузов, отметил, что благодаря форуму незнакомым студентам-дизайнерам из разных регионов удалось продуктивно поработать вместе в режиме онлайн, а навык работы в команде (как очно, так и дистанционно) очень важен.
Последнее детище консорциума – это сайт, на котором будут размещаться настоящие заказы компаний на проектирование, доступные всем студентам. Они смогут выполнить поставленную задачу, загрузить на сайт результат своей работы и получить оценку от заказчика. Такое портфолио будет гораздо ценнее традиционного.
Серость и темнота – не проблемы, а ресурсы
В Мурманске по проектам студентов пока не создано ни одного сквера. Комфортную городскую среду проектируют выигравшие тендеры подрядчики и специалисты «Центра городского развития Мурманской области». На одном из заседаний форума выступила его сотрудник – заместитель начальника управления подготовки проектов по формированию комфортной городской среды Евгения Бурка. Многих мурманчан давно интересует, какими принципами руководствуется коллектив этой организации при разработке все новых и новых проектов благоустройства и украшения города.
Девушка начала с тезиса «С особенностями Арктики не нужно бороться, их нужно учитывать и использовать». Главная проблема Севера – это, конечно, холод. Но справиться с ним поможет не только теплая одежда, но и движение! А в Мурманске есть где подвигаться. И не только по главным улицам, которые растянулись более чем на 20 километров вдоль залива. Подъем в гору или спуск с нее хорошо согревают! Пожалуй, в этом году впервые в проектах благоустройства была осознанно использована такая особенность Мурманска, как немалые перепады высоты. Например, видовые площадки экологической тропы «Гора Горелая», которая начинается от улицы Капитана Орликовой и ведет на вершину сопки, и арт-объект «Солнце-барабан» расположены таким образом, что, поднимаясь к ним, можно согреться даже в 20-градусный мороз. А добравшись до скамейки, можно отдохнуть, наслаждаясь видом на город, залив и сопки.
– Даже темноту полярной ночи и серые фасады сотен девятиэтажек можно воспринимать не как проблему, а как ресурс, – считает Евгения. – Если использовать безликие стены как холсты, можно внести разнообразие в палитру города, как и было сделано во время фестиваля настенной живописи в Росте этим летом. А полярная ночь позволяет нам любоваться гирляндами, светящимися новогодними украшениями и архитектурной подсветкой почти круглосуточно уже в ноябре. Это создает праздничное настроение и совершенно иной облик города.
Студентов вывезут в поля
В планах консорциума создать магистерскую программу «Арктическая урбанистика», которую смогут пройти бакалавры любого вуза, входящего в объединение, но для этого нужны квалифицированные преподаватели и сама образовательная программа. А как подметил координатор проектов между Норвегией и Россией при правлении губерний Тромс и Финнмарк Неджад Здралович, до сих пор не существует устойчивого определения комфортной и безопасной городской среды, которую все стремятся создать, в том числе и в Арктике. В результате на одной из дискуссий 12 экспертов в области архитектуры и дизайна из восьми городов все-таки смогли выделить главные критерии. Комфортной городской средой арктического города может быть признана только такая среда, которая нивелирует суровость заполярного климата настолько, что жизнь в Арктике становится почти не отличима от жизни в других регионах. При этом нужно максимально сохранить состояние окружающей среды.
Если этот вопрос удалось решить на месте, то как быть с подготовкой специалистов по созданию описанной городской среды? Член Союза архитекторов России, преподаватель Уральского государственного архитектурно-художественного университета Екатерина Витюк рассказала, что без изучения региональных особенностей студенты так и будут проектировать объекты для Арктики, исходя из их функционального назначения, опираясь лишь на типологические схемы.
– Нужны полевые исследования, серьезные экспедиции не на два-три дня, а на неделю-две в разные времена годы, чтобы как следует познакомиться с природой, погодой и их влиянием на архитектуру, – считает Екатерина. – Причем поездки нужны в разные регионы Арктики. Например, в Якутске есть вечная мерзлота и морозы доходят до –50 градусов, а в Мурманске все совсем иначе.
Светлана Кравчук из Томского государственного университета пошла еще дальше. Она считает, что в образовательную программу для дизайнеров и архитекторов необходимо включать лекции медиков и производителей стройматериалов, которые работали в суровых условиях Арктики. При этом даже самый креативный свободолюбивый дизайнер должен научиться корректировать свой проект с учетом мнения заказчика, бюджета и специалиста-строителя.
В Якутском арктическом государственном институте культуры и искусств со студентами только так и работают. Об этом рассказала заведующая кафедрой дизайна и декоративно-прикладного искусства народов Арктики Анна Петрова.
– С 2013 года мы работаем только по реальным заказам, потому что в республике попросту нет специалистов, кроме тех, которых воспитываем мы, – объяснила Анна Григорьевна. – Уже в 2014 году студенты участвовали в нескольких крупных проектах по благоустройству сельских поселений. В 2019 году при институте открыто креативное агентство. Студенты, начиная с четвертого курса, напрямую общаются с заказчиками, чтобы научиться понимать их проблемы и требования.
Павел СТЕПАНЕНКО.
Фото автора.