Ее еще в пятидесятом году в Мурманске пленные немцы учили: «Надя, учись строить хорошо!». Она и училась! От немцев узнала, как дешевую дверь превратить в дорогую дубовую. Такие двери потом ставили в мурманских горкоме и обкоме партии. А еще научилась у пленных делать на стенах узорный накат. Не хуже дефицитных обоев смотрелся!
Еще немцы ей говорили: «На подчиненных никогда не кричи. Надо все лаской, добром». Надежда Степановна, большой дипломат, рассказывала мне об этом не без улыбки: «Так у меня с тех пор все было – лаской и добром!». «А план-то как перевыполняли на стройке, в условиях цейтнота, неужто добром и лаской?» – не поверила я. «Только так! – не сдавалась Надежда Брусникина. – Все мои девочки были такие трудолюбивые, все вышли в передовики! Хотя я поначалу в зарплате теряла здорово!».
Шикарный предмет интерьера
Надежда Степановна Брусникина, легендарный бригадир мурманских комсомольско-молодежных бригад, кавалер ордена Ленина, чуть ли не всех городских девчонок-маляров вырастила. Прославилась тем, что переходила из передовых в отстающие бригады и вытягивала их в лидеры. По этому поводу лишь замечала скромно: «Воспитывала девочек».
– Замуж-то вышли девочки? – не могла не спросить я, словно бы кто-то тянул меня за язык. – А то, говорят, ваши девочки так работали, что и поцеловаться было некогда!
– Да что вы – поцеловаться! – удивилась Надежда Брусникина. – Ни на минуту не присесть! День и ночь работали! Выучилась заочно на маляра-штукатура-плиточника, мне предложили взять бригаду из выпускниц четвертого городского училища. Предупредили: «В зарплате потеряешь». Я-то уже передовиком соцтруда была. Но бригаду взяла. С ней не только по Мурманску и области в передовиках числилась, но и по всему Минтяжстроя СССР, причем дважды.
Министерство мурманской бригаде тогда сделало подарок: каждая маляр получила по шерстяному ковру. Для советских времен – шикарный предмет интерьера. Брусникина ковер тогда на стену повесила. Он сначала дома у Надежды Степановны много лет висел, а потом в квартире старшей дочки, в качестве маминого свадебного подарка. И ничего этому подарку не делалось, был как новенький!
Обе дочки хоть с детства знали, за что министр маме шикарный ковер подарил, по ее стопам не пошли. И внуки тоже. А сама Надежда Степановна по этому поводу только отшучивалась: «Столько маляров за сорок лет строительной жизни воспитала, что, пожалуй, уже и хватит!».
Родной дом
Да, чуть не забыла. Она всем своим девчонкам-малярам свадьбы организовала. Такие свадьбы были, рассказывают, как будто дочек замуж выдавала! Девчонки те много лет, уже будучи на пенсии, перезванивались со своей бригадиршей. Благодарили за то, что дала путевку в жизнь. А то и в гости заходили: ну мало ли чем помочь, ремонт сделать. Тряхнуть стариной!
Она шла по Мурманску и удивлялась: ну нет такой улицы, где бы она со своей молодежной бригадой не работала! Жилые дома, школы, детские сады… Ремонтировали, штукатурили, красили, плиткой отделывали. Все сдавали на пять. Каждый дом, сознается, как родной.
Первый шаг
Вспоминала, как приехала в Мурманск из Горького 20-летней девчушкой. Прямо в день похорон первого мужа наткнулась на объявление: в Мурманск и Сочи требуются строители. Она-то Сочи выбрала. А там все вакансии оказались заняты. И поехала в Мурманск, родным сказала: «Рыбки поем!».
– Ремонтировали Дом междурейсового отдыха моряков, и я встретилась с ним! – рассказывала она мне о знакомстве со своим будущим вторым мужем. – Он назначал свидания. А у меня комната
Муж, капитан дальнего плавания, бывало, здорово обижался: «Да ты бери раскладушку и на своей стройке живи! Я тебя все равно не вижу!». А потом ее платьице украсил орден Ленина. Она, когда на него смотрела, вспоминала про мурманский Дом колхозника, в который ее поначалу поселили. И как привязала свой чемодан прямо к ножке кровати, чтобы не украли. И как страшновато было поначалу сделать свой первый к мурманской стройке шаг.
Работы не боялась
Надежда Брусникина – легенда строительной отрасли Мурманска, посвятившая городским стройкам больше сорока лет. Эта хрупкая, тактичная, очень скромная мурманчанка удивляла достижениями своих комсомольско-молодежных бригад и видавших виды строителей!
Родилась 22 марта 1928 года в деревне Лонное Тонкинского района Горьковской области. В военные годы трудилась в колхозе, были и земляные работы, и посев и уход за зерновыми, и заготовка сена, и уборка зерновых. В зимнее время – вязка шерстяных носков и рукавиц, вывозка навоза на поля, заготовка дров, помощь эвакуированным.
В 1945 году окончила 8 классов сельской школы, работала на заводе «Красное Сормово», получила паспорт. В 1950 году приехала в Мурманск, где с первых дней попала на тяжелые строительные работы. В 1951 году освоила профессию маляра-штукатура, а через два года уже была бригадиром.
Надежда Степановна Брусникина награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», медалью «За трудовую доблесть», медалью «За доблестный труд, в ознаменование к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина», орденом Ленина и другими наградами.
В 1971 году Надежда Брусникина была избрана делегатом на XXIV съезд КПСС. Ей присвоено почетное звание «Заслуженный строитель».
Первые премудрости
Первыми домами Надежды Брусникиной стали литерные «А» и «Б» на проспекте Ленина, профессиональные премудрости постигала в бригаде Героя Социалистического труда Александра Маковеева.
На мурманской стройке тогда все делали вручную. Кирпичи на верхние этажи носили с помощью деревянных козелков, специальных приспособлений, которые крепились на спину.
После работы на стройке Надежда по вечерам училась на курсах по подготовке маляров. Получила профессию маляра-штукатура второго разряда и попала в бригаду Федора Ильина. Трудилась на восстановлении Дворца культуры им. С. М. Кирова, Дома Советов, областного краеведческого музея, заводов рыбокомбината, цехов судоверфи.
Директорская ложа
Директор Мурманского областного драматического театра Валерий Минин был настолько восхищен отделкой театрального здания, над которой трудилась бригада Брусникиной, что вручил ей бессрочный абонемент в директорскую ложу, который давал право на постоянное бесплатное посещение всех спектаклей в театре. «Было так приятно, что нашу работу оценили, – вспоминала Надежда Степановна, много лет хранившая этот абонемент как бесценный раритет, – девчата ведь с душой работали, каждый новый объект отделывали как для себя».
Помимо жилых домов, школ, детских садов отличную оценку «брусникинцы» получили и за отделочные работы в гостинице «Полярные Зори» и кинотеатре «Мурманск».
Карманное зеркальце
В 1956 году во время приемки крупнопанельного дома на улице Шмидта комиссия впервые поставила бригаде отделочников Надежды Брусникиной оценку «отлично». Ее бригада к тому времени была уже известна отличным качеством строительных и отделочных работ, добилась звания лучшей по области, а в 1959 году – звания «Коллектив коммунистического труда».
«Брусникинцы» без карманного зеркальца тогда на работу не ходили. Видели, что некоторые члены комиссии прикладывали зеркальце к оконной раме: смотрели, прокрашены ли оконные притворы, все ли чисто снаружи. И отделочницы Надежды Степановны стали так же проверять качество своей работы – недочеты, если и случались, тут же исправляли. Все тогда делалось на совесть, чтобы не краснеть потом перед будущими жильцами.
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото автора.