Часть 1
«Вот чувствую, что обманывают, а как – понять не могу» – такую фразу можно часто слышать от мурманчан, которые просматривают очередные счета за жилищно-коммунальные услуги. И они правы: реформа ЖКХ идет уже не один десяток лет, но при этом качество услуг ничуть не изменилось, зато квартплата растет год от года, и рост этот в последнее время только ускоряется. «Коммуналка» всегда была «черной дырой»: в советское время – для бюджета страны, в постсоветское – для карманов граждан. И мы до сих пор не знаем, как и почему в этой «дыре» пропадают наши деньги. А главное, как с этим бороться. Давайте разбираться!
Никогда такого не было – и вот опять!
Начнем с самого очевидного – с новых платежей. С 2014 года к плате за жилье добавился капитальный ремонт, а с 2019 года – вывоз твердых коммунальных отходов. Мало того, что назначение этих трат до сих пор не понятно многим горожанам, так они еще и растут постоянно, занимая уже очень существенную часть в квартплате.
К примеру, взять тот же капремонт. Он у нас частичный. То есть по программе выполняется ремонт только какого-то одного конструктивного элемента в доме: или кровли, или фасада, или коммунальных сетей, или бойлера, ну и так далее. Реже – одного-двух элементов. В классическом понимании – когда ремонтируется все сразу – капремонты у нас не делают. Причем ждать даже и такого частичного капремонта большинству жителей придется не один десяток лет. А к тому моменту многоквартирные жилые дома, которые попали в эту программу первыми, вновь потребуют прихода ремонтников. Да уже сейчас требуют – вспомним хотя бы, сколько раз перекрашивали фасады в центре города за последние годы.
Никто не станет спорить, что капитальный ремонт – вещь нужная. Но уж больно криво все это организовано.
К тому же возникает вопрос социальной справедливости. Здания все разные, затраты на их ремонт, даже частичный, могут отличаться на порядок. А плата у всех одинаковая – в зависимости от площади жилого помещения. Получается, что люди, живущие в домах, где нет необходимости в проведении дорогостоящих ремонтных работ, вкладываются в чужие дома, где такие работы требуются. Да к тому же еще и в их собственном доме ремонты пройдут неизвестно когда.
При этом с 1 января этого года плата за капремонт в нашем регионе резко выросла (сразу на 50%), что, разумеется, не нравится жителям, которые по-прежнему не понимают, на что идут эти деньги.
К слову, в западных странах, на которые у нас так любят кивать и где тоже есть многоквартирные жилые дома, все это организовано более логичнее. Скажем, в Финляндии в домах, где идет капитальный ремонт, резко возрастает плата за содержание. Да, людям приходится платить намного больше, но они хотя бы понимают, за что!
Ни на йоту
Но с капремонтом ладно – у граждан есть возможность вывести свои средства на отдельный спецсчет и дальше расходовать по своему усмотрению. Хотя это и не так-то просто. А вот с платой за вывоз и утилизацию твердых коммунальных отходов все куда как интереснее.
Раньше за вывоз мусора мы платили в графе «Содержание и ремонт». Потом вывоз сделали отдельной коммунальной услугой. Нам обещали, что счета за содержание и ремонт уменьшатся на сопоставимые суммы.
Уменьшились? Давайте посчитаем. Сейчас тариф на вывоз ТКО в регионе 128 рублей 55 копеек с человека. Для семьи из четырех человек это 514,2 рубля в месяц. Есть ли среди читателей люди, у кого плата за содержание и ремонт снизилась на ту же сумму? Нет таких?
И не могло быть, за редкими исключениями. Ведь когда плата за вывоз мусора рассчитывалась по старой схеме, она взималась не с человека, а с квадрантных метров и составляла около 3 рублей за метр. К примеру, для «двушки» площадью 50 квадратных метров выходило порядка 150 рублей в месяц. То есть на сопоставимый размер (в одной квитанции убыло, а в другой на столько же добавилось) плата за вывоз мусора могла измениться только для одиноко проживающих граждан с большими квартирами. Семьи из двух, трех и более человек, проживающие в типовых квартирах, однозначно стали платить больше.
При этом из графы за содержание и ремонт вывоз мусора тоже окончательно не «ушел», он там все еще есть, поскольку часть услуги по-прежнему оказывают «управляшки» (за ними – подбор мусора и содержание контейнерной площадки).
Что имеем в итоге? У абсолютного большинства семей в результате «мусорной» реформы просто появился дополнительный коммунальный платеж в размере около 400–500 рублей за услугу, которая раньше выполнялась за гораздо меньшие деньги.
Самое обидное, что качество самой услуги не улучшилось ни на йоту.
И, к слову, с 1 июля плата за вывоз ТКО вновь поднимется.
Коммунальные тарифы
Теме тарифов на коммунальные услуги (отопление, газ, горячая и холодная вода, электроэнергия) была посвящена отдельная статья в «Вечернем Мурманске». Мы тогда писали, что главная проблема заключается в полной непрозрачности формирования коммунальных тарифов. Жители не знают, из чего они состоят, почему растут и из-за чего по сей день являются «экономически необоснованными».
Хотя кое-какие предположения на этот счет есть.
Тарифы на коммунальные услуги формируются на основании расходов предприятия. Например, теплоэнергетики считают, сколько денег им потребуется на осуществление своей деятельности, включая закупку и доставку топлива, ремонты, расходы на зарплаты, в том числе и топ-менеджменту, прибыль, налоги и так далее. Получившуюся сумму делят на количество гигакалорий (единиц тепловой энергии), которые вырабатывает предприятие. В итоге получают стоимость одной «гики». Это и есть тариф. Если расходы предприятия в тариф не укладываются (например, из-за высоких закупочных цен на топливо), то просят помощи из бюджета.
Все просто. Проблема в том, что при такой системе у коммунальных предприятий напрочь отсутствуют стимулы для снижения издержек. Поскольку, если они что-то где-то урежут и уменьшат себестоимость, им просто понизят тариф.
В принципе, стандартная ситуация для монополистов: им незачем экономить, ведь им все равно заплатят столько, сколько они захотят. А поскольку все наши коммунальные предприятия являются коммерческими структурами, хотят они очень много.
К слову, в той же Финляндии, в Хельсинки, теплоснабжение города осуществляется из нескольких независимых теплоисточников, которые постоянно конкурируют между собой. А единственный монополист в городе – местный водоканал, который является муниципальным (!) предприятием и полностью подконтролен мэрии. Кстати, это распространенная практика в капстранах: там конкуренция на рынке коммунальных услуг является обязательными условием, а предприятия-монополисты в большинстве своем являются муниципальными.
Ежегодный рост
Интересно, что реформа ЖКХ в России была скопирована с западных образцов. Вот только, видимо, не те образцы брали за основу. Или копировали с ошибками.
К чему это привело? Достаточно сравнить стоимость коммунальных услуг в многоквартирных жилых домах и в частном секторе. Где должно быть дешевле? По идее в многоквартирных домах. Ведь централизованное отопление, водоснабжение и так далее создавались ДЛЯ УДЕШЕВЛЕНИЯ данных услуг. На деле – в Мурманской области в частном доме «коммуналка» обходится в сопоставимую сумму с обычной городской квартирой. А в пересчете на квадратные метры так и намного дешевле. Это ж насколько неэффективны и прожорливы наши коммунальные предприятия?
При этом нам продолжают говорить, что коммунальные тарифы у нас «экономически необоснованные». И каждый год они повышаются. К примеру, в этом году, как сообщает сайт правительства области, средний рост совокупной платы граждан за коммунальные услуги в Мурманской области составит 3,2%. Но и это не окончательная цифра, ведь, как указано в том же пресс-релизе, «процент для каждой квартиры он не может превышать 5,6%». То есть средний – 3,2%, но конкретно у вас может увеличиться на 5,6%.
А на этом все. Продолжение следует. В следующей части поговорим о том, на чем делают деньги управляющие компании.
Дмитрий ВАРЗУГИН.
Фото из открытых Интернет-источников.