В городском троллейбусном парке - очередное пополнение. Муниципальный перевозчик «Электротранспорт» заказал два новых троллейбуса, недавно сошедших с конвейера вологодского завода. Обе машины уже курсируют по городским маршрутам №6 и 10. Сегодня новые троллейбусы оценили глава Мурманска Андрей Сысоев и руководитель городской администрации Евгений Никора.
За порядком следят камеры
В новых троллейбусах установлены камеры видеонаблюдения и энергоэффективное оборудование, позволяющее снизить расход электричества. Кроме того, на борту «рогатых» можно подзарядить мобильные телефоны. Такая возможность была у пассажиров и раньше: в парке предприятия уже есть троллейбусы с usb-портами. Но есть и абсолютное новшество - токоприемники, которые управляются кнопкой в кабине водителя и автоматически «притягиваются» к контактной сети.
Оба новых троллейбуса - ярко-голубого цвета. В последнее время муниципальный перевозчик закупал красные машины, а еще раньше - желтые. Теперь выбор пал на голубое оформление. Не исключено, что именно оно станет для мурманских троллейбусов постоянным.
- Что касается видеонаблюдения, то есть федеральный закон о транспортной безопасности, который предписывает оснащение общественного транспорта камерами,- отметил депутат городского Совета депутатов, генеральный директор АО «Электротранспорт» Сергей Коробков.- До первого июля этого года все автобусы и троллейбусы будут оборудованы камерами: как в кабине водителя, так и в салоне - на каждую дверь. Это очень полезно и с точки зрения безопасности пассажиров, и для разбора дорожных происшествий.
За счет низкого пола с откидным пандусом и особого остекления новые троллейбусы подходят для маломобильных пассажиров и мам с колясками. Кстати, у низкого пола есть еще одно неочевидное преимущество. Его наличие способствует увеличению средней скорости движения на маршруте, потому что пассажиры быстрее входят в салон и покидают его.
- Хочется сказать несколько слов об истории самого крупного муниципального акционерного общества - АО «Электротранспорт»,- подчеркнул Андрей Сысоев.- В непростые девяностые годы город сумел сохранить общественный транспорт, тогда как во многих муниципалитетах он перестал существовать как таковой. Несколько лет назад предприятие приняло на себя дополнительную нагрузку, взяв «под крыло» и автобусы. И сейчас оно продолжает развиваться. Более того, по результатам независимых опросов наш общественный транспорт входит в «десятку» лучших во всей стране. Прошлый год для «Электротранспорта» был не из легких. Пандемия, режим самоизоляции и «дистанционка» уменьшили пассажиропоток в разы, что негативно сказалось на доходной части предприятия. Тем не менее, замена подвижного состава выполняется по плану. Новые троллейбусы - яркие и красивые, но внешность - не главное их достоинство. Важнее всего, что они комфортные, теплые и безопасные. Машины оснащены самыми современными приборами, включая камеры. Кстати, видеонаблюдение в салоне - хорошая профилактика вандализма и отличный способ привлечь к ответственности тех, кто неуважительно относится к чужому имуществу. Интересно, что изображение с камер передается не только в диспетчерскую, но и в кабинет руководителя предприятия напрямую.
Парк будет обновляться
Оптимальный срок службы троллейбуса составляет десять лет. В идеале, по мнению Сергея Коробкова, «рогатый» должен отправляться на покой после семи лет службы. Именно столько служит столичный общественный транспорт, который потом передается регионам. Сегодня средний возраст мурманского троллейбуса составляет девять с половиной лет, автобусов – чуть больше восьми с половиной лет.
- У нас сложилась добрая традиция: около десяти машин «Электротранспорт» покупает ежегодно,- добавил Андрей Сысоев.- Пандемия не закончилась, но планы по пополнению парка троллейбусов и автобусов остаются в силе.
- Мы регулярно наблюдаем за тем, как «Электротранспорт» обновляет свой парк,- сказал Евгений Никора.- Причем мы понимаем, что по количеству троллейбусов достаточно, но их надо обновлять. Новые машины закуплены по лизингу, это недешевое удовольствие - около восемнадцати миллионов рублей. Что касается автобусного парка, то здесь важно не только обновление, но и увеличение количества машин на линии. Поэтому здорово, что в прошлом году правительство Москвы помогло нам поддержанными автобусами. Семь автобусов из десяти находятся на линии, а три - дорабатываются. Конечно, они требуют дополнительных работ, но у всех машин очень неплохие корпуса, поэтому игра стоит свеч. В этом году мы вновь будем обращаться к правительству Москвы в рамках их городской программы по поддержке регионов техникой. Также планируется и приобретение троллейбусов. Конкретное количество пока не называется и будет зависеть от финансовых возможностей «Электротранспорта». Напомню, что в этом году полномочия в сфере пассажирских перевозок передаются на региональный уровень, но городская администрация, по крайней мере, в первом полугодии будет очень внимательно смотреть за всеми процедурами и участвовать во всех обсуждениях, связанных с передачей полномочий и организацией пассажирских перевозок в Мурманске. Для нас важно, чтобы транспорт ходил по расписанию, ездил без поломок и был комфортным для жителей.
По заверению заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области Виктора Тиховского, после перераспределения полномочий, до конца года, произойдут «определенные изменения, которые жители должны положительно оценить». Они будут связаны с дополнительном финансированием. В частности, большие надежды областные чиновники связывают с запуском цифровых сервисов для отслеживания движения общественного транспорта, включая маршрутки. Сейчас такая возможность есть только у пассажиров автобусов и троллейбусов.
- В следующем году наше предприятие отметит 60-летие, и к этому времени мы собираемся сделать шаг вперед по многим направлениям,- отметил Сергей Коробков.- Отдельно хочу сказать про электронные табло на остановках. Благодаря им пассажиры могут видеть, сколько времени осталось до прибытия нужного транспорта. Мы постараемся сделать так, чтобы к юбилею «Электротранспорта» такие табло появились на большинстве остановок города.
В планах - переход на безнал
Напомним, сегодня в мурманских троллейбусах и автобусах действует комбинированная система оплаты поездки: билет можно купить как за «наличку», так и расплатиться банковской картой. Сейчас только 25-27 процентов поездок оплачиваются наличными. Кроме того в городском общественном транспорте действуют проездные, продажи которых существенно сократились с приходом пандемии.
По словам Сергея Коробкова, в будущем «Электротранспорт» планирует вообще отказаться от наличных расчетов, что значительно облегчит работу кондукторов и сделает покупку билета безопаснее с точки зрения распространения вирусов - никому не придется контактировать с поверхностями банкнот и монетами.
Но даже несмотря на автоматизацию процессов, от услуг кондукторов предприятие отказываться не собирается. Ведь тогда вместо них должен появиться огромный штат контролеров, которые бы ловили «зайцев». С этим мурманские троллейбусники уже сталкивались. Когда в 1999 году было решено отказаться от компостеров, предназначенных для самостоятельного гашения талонов пассажиром, и перейти на кондукторное обслуживание, выяснилось, что желающих прокатиться на халяву очень много.
На сегодняшний день парк «Электротранспорта» насчитывает 111 троллейбусов и 128 автобусов. В прошлом году они перевезли около 35 миллионов пассажиров.
Елена ГРИБОВА.
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО.
_________________________________________________________________________________
Хотите сделать оригинальный подарок себе или своим близким? Например, заказать фото на холсте по фото, воспользовавшись сайтом wowholst.ru. Быстрое изготовление, приемлемая цена. Реклама.