Мурманск. Какой он? В чем его дух? И кто такие мурманчане? Какой они видят свою малую родину? Найти ответы на вопросы о нашем самосознании и глубже понять судьбу города может помочь экскурсия «Пять эпох Мурманска», разработанная молодым гидом Романом Гладышевым.
104 года за полтора часа
Автор называет свое детище инновационной аудиовизуальной краеведческой прогулкой. Выражаясь простым языком, это полуторачасовая экскурсия по центру Мурманска, во время которой вы слушаете звукозаписи с рассказами об истории города, дополненные шумами, песнями и отрывками из речей политических деятелей, которые были характерны для пяти этапов в истории Мурманска.
В дополнение к аудиоряду во время прогулки экскурсовод присылает слушателям через программу «WhatsApp» старые фотографии тех мест, по которым идут участники. Для полноценного погружения в историю города нужен смартфон или планшет с доступом в Интернет и установленной программой. Беспроводные наушники, подключенные к передатчику, вам выдадут.
Маршрут начинается в Рябиновой аллее. Участникам самой первой прогулки Роман объяснил, что такой экскурсии, которую он разработал, ему самому давно не хватало. Она за короткое время дает представление о пути, который прошли Мурманск и мурманчане за 104 года. Информацию о прошлом города Роман черпал из трудов мурманских историков Ивана Ушакова, Алексея Киселева и Павла Федорова, которыми заинтересовался во время курсов для туристических гидов в Мурманском арктическом гуманитарном университете. Чтобы получить сертификат об их окончании, необходимо было создать авторский тур. Проделав огромную работу, молодой человек решил не класть ее в стол по окончании курсов, а отправил заявку на конкурс грантов министерства культуры Мурманской области и получил деньги на реализацию необычной идеи. В итоге из 80 листов собранной информации только 19 были озвучены и легли в основу аудиопрогулки.
От Николая II до Ленина
Одна из первых фраз экскурсии, которая сразу заставляет задуматься: «Мурманск перепридумал себя четыре раза. Но каждый раз представлялся градоначальникам инновационным городом». И первая «придумка» – это, конечно же, «Имперский город». Аудиозапись последнего гимна Российской империи «Боже, Царя храни» сразу погружает участников краеведческой прогулки в досоветскую эпоху. На смотровой площадке у памятника Николаю Чудотворцу Роман рассказывает об основании Романова-на-Мурмане и грандиозной стройке железной дороги силами многонациональной армии рабочих. За полгода существования последнего города, основанного последним русским царем, были разработаны только планы по строительству центральной площади. От вокзала улицы, названные именами членов императорской семьи, должны были расходиться веером, как было принято в то время. Планы так и остались планами.
После февральской революции 1917 года только старые бараки и землянки напоминали о монархическом прошлом города, который переименовали в Мурманск в апреле 1917-го. Настал второй период, который Роман назвал «Белый город. 1917–1920», потому что в это время Кольское Заполярье находилось во власти белогвардейцев и интервентов.
Проходя мимо памятника Ленину, мы слушали рассказ о том, как многие мурманчане отмечали новый год дважды: по юлианскому и григорианскому календарям, а жили при этом в постройках из гофрированного железа.
Красный Мурманск
На перекрестке проспекта Ленина и улицы Капитана Егорова Роман заключил, что путь развития без монархии и без коммунизма в Кольском Заполярье оказался нежизнеспособным. Началась эпоха «Красный Мурманск» – время бурных изменений и грандиозных строек. Хотя большая часть мурманчан еще долго жила в бараках и коммуналках, а на месте нынешнего Театрального бульвара пасли коров и свиней, но вместе с этим в 30-е годы стали развиваться такие искусства, как кино и цирк. Причем в Мурманске построили стационарный цирк в деревянном здании между нынешними «Детским миром» и «О’кеем» в июле 1939 года. В этом же районе должен был появиться самый величественный объект «красного» Мурманска – комбинат культуры и отдыха с пляжами на пруду, спортплощадками, лыжными станциями, катками, туристическими лагерями, базами отдыха, фонтанами, яхт-клубом, бассейном, театром, кино и эстрадой. Все это Роман рассказывает под мажорную музыку, которая становится все тише и тише, пока ее не сменяют слова: «А на деле в городе беспорядочно строились деревянные бараки». Или того хуже – временное жилье из подручных материалов в микрорайоне «Шанхай». Там жили китайцы – рабочие, завезенные в Мурманск с Дальнего Востока. Рассказ о том, какое распутство там творилось по ночам с «участием» алкоголя, опиума и проституток, сопровождается китайскими напевами. В 30-х Сталин повелел выселить из Мурманска всех развратителей советского народа. А потом началась Вторая мировая война, и все грандиозные планы пришлось снова отложить на неопределенный срок.
Самому трагичному этапу в истории Мурманска Роман уделил минимум внимания, в двух предложениях описав, за что город получил звание героя. После премьеры автор экскурсии объяснил, что эта тема слишком обширная и содержит в себе немало противоречий, поэтому он решил обойти ее стороной.
Новый Мурманск.
Попытка № 3
Четвертая эпоха, которая началась после войны, названа «Образцово-социалистический город». Об этой вехе рассказ идет во время движения группы слушателей по улице Шмидта, где в 50-х годах планировали построить набережную Лейтенанта Шмидта. Оттуда мы свернули на улицу Самойловой, приняли влево и через арку вышли на площадь Пять Углов. По плану в центре овальной площади должен был стоять памятник покорителям Арктики, но об овале сейчас напоминают только скругленные торцы двух домов, а монумент и вовсе остался только на бумаге.
В 50-е годы начал складываться романтичный образ Мурманска как города-порта, города-труженика, города «матросов и ночных контрабасов». В это время здесь создавали свои лучшие произведения писатели Николай Блинов и Виталий Маслов, снимался «Путь к причалу», а Вилли Токарев распевал в кабаках знаменитую «Мурманчаночку». На улицах в то время соперничали стиляги и шпана, которые называли нечетную сторону проспекта Ленина «Бродом» (сокращение от «Бродвей»).
И, наконец, пятая эпоха Мурманска – это «Инновационная столица Арктики». Роман считает, что она началась после
90-х годов, хотя еще в конце 80-х руководство города мечтало о таких инновациях, как строительство эскалаторов в «Охотном ряду», тоннеля под Кольским заливом и фуникулеров от улицы Туристов к Семеновскому озеру и от центра города к Восточному микрорайону.
Спустившись от железнодорожного вокзала к морскому, Роман резюмировал все вышесказанное.
– Сейчас у мурманчан снова на слуху идеи о «Новом Мурманске» – уже третьем проекте с таким названием за прошедшие 104 года, – рассказал экскурсовод для тех, кто не следит за мурманскими новостями. – Здесь, на месте бывшего судоремонтного завода, обещают открыть деловой центр, гостиницу, построить набережную.
Завершается прогулка на очень позитивной ноте. В наушниках звучит песня группы «Роднополисы» про Мурманск и под слова «город северных героев», «крайне северная столица» и «я красивый, я на море» участники экскурсии выходят на площадь перед морским вокзалом.
Скудное наследие
После просмотра слушатели премьеры задались вопросом: «А что осталось от предыдущих эпох?». От имперского Мурманска – только крест на месте закладки города, и тот не оригинальный, а современный. Да еще несколько экспонатов в краеведческом музее. От «белого» Мурманска осталось первое каменное здание города – склад на территории воинской части и английское кладбище. Уже в советское время напоминанием о событиях той эпохи стал памятник жертвам интервенции. Все остальное в городе – наследие советского периода длиной 84 года и последних 30 послесоветских лет.
В экскурсии умышленно или случайно пропущены некоторые ключевые моменты из истории Мурманска, но вместо них в канву повествования вплетено множество «аудиокартинок», вызывающих различные ассоциации. Их дополняют 80 фотографий, которые появляются в нужное время в «WhatsApp».
С конца января прогулка-погружение «Пять эпох Мурманска» будет проводиться регулярно. Расписание и цены будут опубликованы на сайте международного культурного фестиваля «Птица Баренц» www.barentsbird.ru.
Павел СТЕПАНЕНКО. Фото автора.