Московские проектировщики предлагают построить новый проезд и подземный переход, расширить дороги, изменить правила движения на перекрестках и создать два маршрута общественного транспорта.
Три пятилетки
Новую комплексную схему организации дорожного движения в Мурманске разработала корпорация ООО «СтройИнвестПроект» по заказу комитета по развитию городского хозяйства. Презентацию проделанной работы оценили сити-менеджер Евгений Никора, специалисты структурных подразделений администрации и представители общественных организаций.
– Наша фирма – ведущий разработчик транспортного планирования в стране, создатель схем, действующих сейчас в Санкт-Петербурге и многих городах Московской области, – рассказала Яна Янко, руководитель департамента транспортного планирования компании. – Также у нас есть опыт работы и в северных городах. Например, в Надыме на Ямале и в Железногорске Красноярского края. При работе в Мурманске мы учитывали продолжительность зимы и полярную ночь.
Комплексная схема организации дорожного движения – это документ транспортного стратегического планирования, напрямую связанный с развитием Мурманска. Ее мероприятия рассчитаны на реализацию в течение 15 лет и разбиты на три пятилетки.
– Схема учитывает безопасность дорожного движения, потребности водителей и пассажиров, рост числа транспортных средств и нехватку парковок, – рассказал Евгений Никора. – Она будет синхронизирована со стратегией и планами социально-экономического развития Мурманска, а после обсуждения с общественностью утверждена постановлением администрации. Схема уже согласована с министерством транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области, министерством градостроительства и благоустройства Мурманской области и региональным управлением ГИБДД.
Для каждой пятилетки разработан свой план мероприятий по оптимизации схемы дорожного движения, учитывающий особенности уличной дорожной сети в отдельных микрорайонах и около мест притяжения граждан. План этих мероприятий необходимо корректировать каждые пять лет с учетом растущего количества машин и общественного транспорта.
Большая база
Специалисты «СтройИнвестПроекта» провели не только комплексное исследование транспортных потоков, но и проанализировали социально-экономическое развитие Мурманска, изучили прогнозы изменения его населения и количества автомобилей, а также планы строительства объектов притяжения. С помощью социологических опросов, в которых участвовали более тысячи респондентов, проектировщики составили матрицу перемещений, то есть базу данных о том, кто, откуда, куда, как долго и на чем добирается. Учитывались не только пользователи личных автомобилей и общественного транспорта, но и пешеходы, и велосипедисты. За основу для составления схемы взяли модель поведения людей в утренний час пик, когда на дорогах возникают самые серьезные проблемы.
В ходе исследования Мурманск был разделен на множество районов, для каждого из которых учитывалось количество живущих там пенсионеров, трудоспособного населения, студентов и школьников, чтобы спрогнозировать частоту совершения так называемых рабочих, культурно-бытовых и медицинских поездок. Конечно же, принималось во внимание расположение в городе крупных предприятий.
Пешеходов – под землю
«СтройИнвестПроект» разработал не только общую стратегию по модернизации уличной сети, но и подробно остановился на семи ключевых развязках, составив для них микромодели. Результаты этой работы Евгению Никоре продемонстрировали на примере пересечения улиц Карла Маркса, Папанина и Капитана Буркова. В часы пик вокруг островка, на котором находится остановка «Улица Карла Маркса» и бюст Ивана Дмитриевича Папанина, образуются заторы. Если организовать на этом кольце неправильной формы круговое движение, то пропускная способность возрастет примерно на 25 процентов. Но для этого необходимо ликвидировать один пешеходный переход, а другой перенести.
Второе конкретное решение для конкретного перекрестка, предложенное профессиональными проектировщиками, – это строительство подземного пешеходного перехода на пересечении проспектов Кольского и Кирова. Вообще, городу нужны четыре подземных перехода, только, учитывая прогноз экономического развития, Яна Вадимовна сказала, что от трех можно отказаться. Но превратить место постоянных заторов у бывшего магазина «Молодежный» в безопасный перекресток с хорошей пропускной способностью можно, только радикально отделив пешеходов от автомобилей.
С окраин – в магазин
Хотя исследование маршрутов движения общественного транспорта не входило в задачи «СтройИнвестПроекта», специалисты плотно поработали с «Электротранспортом».
– Несколько перекрестков требуется расширить, чтобы сделать комфортный радиус поворотов для автобусов и троллейбусов, – рассказала Яна Вадимовна. – Кроме того, мы внесли в свой проект изменение троллейбусного маршрута № 3, так как водителю при движении в сторону юга приходится совершать опасный маневр, поворачивая с улицы Челюскинцев на улицу Октябрьскую. Также мы рекомендуем создать два новых маршрута по многочисленным пожеланиям жителей, которые мы выявили во время соцопросов.
Оказывается, многим жителям окраин города не хватает автобуса, который бы довозил их до торговых центров «Плазма» и «Лента». Только так можно объяснить желание жителей Абрам-Мыса и Росляково через центр Мурманска добираться до Планерного Поля. Евгений Никора живо отреагировал на это предложение, подтвердив, что много раз слышал точно такие же просьбы на встречах с жителями указанных районов.
Изменения схемы дорожного движения затронули даже остановочные комплексы. «СтройИнвестПроект» показал макет остановки, которая идеально подходит людям с ограниченными возможностями здоровья и всем остальным. Евгений Никора поручил заказать одну такую остановку, чтобы опробовать ее в мурманских реалиях.
«Больничке» нужен новый проезд
Особое внимание московские проектировщики уделили Больничному городку. От министерства градостроительства и благоустройства Мурманской области они получили информацию, что после реновации микрорайона его численность увеличится на 4800 человек. Когда это произойдет – неважно, потому что, по словам Яны Янко, даже такой прирост вызовет незначительное повышение нагрузки на перекрестки «Больнички». Единственное существенное изменение, которое потребуется там сделать, чтобы разрядить обстановку, – это соединить проездом улицу Рогозерскую с улицей Генерала Фролова. В самом узком месте их разделяет всего 100 метров.
Докладчик добавила, что при реновации микрорайона застройщики должны предусмотреть места долгосрочного хранения автомобилей, а не только парковки во дворах, иначе никакого комфорта автомобилистам и пешеходам не видать.
Павел СТЕПАНЕНКО.
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО.