Ветра перемен принесли в нашу жизнь очень много нового. Появились новые понятия и специальности. Подчас это вызывает путаницу.
Почетная профессия металлиста, например. Так величают работников металлопромышленности, специалистов по металлам и металловедению. Еще в нашей стране этим словом зовутся любители громкой и малопонятной музыки, есть множество населенных пунктов, спортивное общество и так названа одна из подводных лодок ВМФ. Но три десятка лет назад у слова «металлист» появилось еще одно значение.
Профессия-омоним
Новым металлистам не требовались дипломы и опыт. Место их работы ограничивалось полутемным складом и весами. И потянулись к заветным воротам сдатчики металла. К приемщикам металлолома несли все – от алюминиевых кастрюль до разукомплектованной военной техники. И ничто не смущало. У несунов была надежная защита, позволившая делать все, что не запрещено. Под этим лозунгом был поставлен крест на многих предприятиях, разворованных и растащенных по скупкам. Перекупщики по российским меркам тех лет платили неплохо. Легкие деньги плодили армию новых металлистов. И те, как саранча, оставляли после себя только то, что нельзя было унести.
Власти спохватились, когда народ вошел во вкус. Пробовали ужесточать законы. Помогло мало. Поэтому и сегодня кусок ценного металла долго без охраны не пролежит. И наш край, к сожалению, не исключение. Но наживаться на металлоломе пробовали во все времена.
Мостовая напасть
Не так давно неизвестные украли целый пролет железнодорожного моста весом 50 тонн. Он соединял два берега реки Умбы. Там по рельсам долгие годы катались небольшие составы, вывозившие на Большую землю продукцию Ловозерского горно-обогатительного комбината. Но производство остановилось, возить стало нечего, мост оказался не у дел. Ветку по рельсам стали растаскивать уже давно. А к мосту все не могли подступиться. И вот весной 2019 года центральный его пролет неизвестные сначала обрушили в воду, а затем за несколько дней разобрали и утащили.
Местные считают, что мост украли охотники за металлом. Работали смело, очевидно, они прекрасно знали, что заброшенная ветка железной дороги уже не числится ни на одном балансе.
Судьба украденного моста печальна, но не единична. Несколько лет назад точно так же исчез мост через реку Верман в Кандалакшском районе. Сыщикам в том случае, правда, повезло. Металлические конструкции похищенной переправы были обнаружены в прицепе грузового автомобиля, который остановили правоохранители на алакурттинской дороге.
С автогеном на большую дорогу
В Ковдорском районе на железнодорожном перегоне Пинозеро – Уполокша воры стащили две тонны рельсов. Трое местных решили разжиться на отрезках рельсов, за которыми никто не следил. Материалы предназначались для фиксации опор линии связи. При помощи газорезательного оборудования и снегоходов злодеи срезали металл на 42 опорах. Всего им удалось похитить более 1,8 тонны материалов, что потянуло в скупке на 20 тысяч рублей. К слову, двое из них уже были неоднократно судимы за аналогичные преступления. Теперь троица снова получила по заслугам.
А в Кольском районе жулики приложились к отбойному брусу, что для безопасности устанавливается вдоль автомобильных дорог. Украли более 500 метров ограждений проезжей части и без того не самой безопасной трассы Кола – Серебрянские ГЭС. Отбойники срезали на трех участках. Кто смог организовать такую большую работу на глазах проезжающих? Оперативники сразу установили, что железо резали газовой горелкой, украденное вывозили на тяжелой технике. Ущерб от кражи составил более 200 тысяч рублей. И провернуть такую аферу одному человеку просто не под силу. Значит, орудовала группа.
На самом деле все так и было. Отбойники крушила группа из нескольких человек, по большей части безработных жителей Кольского района. Разбирали ограждение открыто, особо никого не таясь. Да и у кого возникнет желание останавливаться на пустой дороге и задавать вопросы незнакомым работягам? Их нашли и задержали. Завели и расследовали уголовное дело, затем передали его в суд. Все завершилось примирением сторон. Обвиняемые признали свою вину и компенсировали причиненный ущерб.
Веселый Люстиг
А эта история тоже непосредственно связана с металлоломом. Но до логического завершения она не дошла. В противном случае мир бы потерял изумительный технический памятник, а Париж – частичку своего очарования. Тем не менее принято считать, что это было величайшее мошенничество всех времен и народов.
Провернул его в 1925 году выходец из Чехии Виктор Люстиг. К тому времени 35-летний жулик успел поучиться в университете, прекрасно освоить полдюжины европейских языков и преуспеть на ниве мелких мошенничеств. На его счету было около полусотни приводов в полицию, но ни разу не доходило до уголовных дел. Люстигу удавалось выпутываться из самых сложных перипетий. Помогали отличное чувство ситуации, знание психологии людей и уверенность в себе.
А уж людей он повидал немало. Несколько лет кряду Люстиг пересекал Атлантику на комфортабельных пассажирских пароходах. Там, представляясь то импресарио, то сочинителем оперетт, заводил знакомства с богатыми пассажирами. В конце пути, когда в его честности и порядочности уже никто не сомневался, предлагал войти в дело, профинансировав постановку бродвейского мюзикла или парижской оперетты. Многие толстосумы соглашались и давали деньги в надежде и музыку послушать, и увидеть свое имя на афишах. Но жулик скрывался с чужими деньгами. И приобщение к богеме для обманутых спонсоров откладывалось на неопределенное время.
В 1925 году в Париже в газете он прочитал заметку, в которой чиновник мэрии жаловался на непомерные траты на содержание абсолютно ненужной городу и парижанам Эйфелевой башни. Ее установили к открытию Всемирной выставки и по первоначальным планам через несколько лет должны были разобрать.
Сомнения спасли Париж
Идея аферы моментально пришла в голову Люстигу. Через несколько дней у него на руках уже были фальшивые документы заместителя министра почты и транспорта Франции. А еще через несколько дней он пригласил для беседы в шикарный ресторан шесть магнатов по сбору металлолома. В непринужденной обстановке он сообщил своим гостям, что есть план по демонтажу башни и отправке ее на металлолом. Дело за малым – выбрать самого достойного для такой нелегкой задачи. Среди собравшихся был некто Пуссон, новичок в бизнесе, но весьма амбициозный. На него и решил сделать ставку великий комбинатор. Расчет был прост: новый человек постарается обогатиться на этом заказе, деньги дадут возможность занять уже иное место среди коллег-магнатов. Словом, понты для Пуссона оказались важнее здравого смысла. Хотя у Пуссона была минута сомнения в личности самого заместителя министра. Но Люстиг их великолепно рассеял. В приватной беседе мошенник начал жаловаться своему новому знакомому на скудный оклад и большие расходы. Проще говоря, стал просить за заказ взятку. И тут для Пуссона все встало на свои места. В его понимании чиновник и взятка были понятиями одного ряда. А раз так, то прочь все сомнения. В итоге за металлолом от Эйфелевой башни он отсчитал Люстигу 20 тысяч франков, еще 50 тысяч – в качестве благодарности. В нынешних ценах эта сумма соответствует одному миллиону долларов США.
Афера раскрылась буквально на следующий день, когда нанятые Пуссоном работники явились к башне с лопатами и гаечными ключами. Но сообщать полиции о грандиозном обмане он не стал. Ему не хотелось становиться героем криминальной хроники и посмешищем среди деловых людей. Так сработал еще один точный расчет, который Люстиг предусмотрел с самого начала. На всякий случай он уехал в Вену. Но французская пресса упорно молчала об афере. Выждав некоторое время, ловкач снова объявляется в Париже. И вновь начинает продавать башню. Все по старому сценарию. Только на этот раз дело не сложилось. Выбранный в качестве победителя конкурса начал сомневаться в принципиальной возможности сноса Эйфелевой башни и пришел в полицию. Люстигу пришлось уносить ноги за океан.
Поэтому воровство и продажа металла, пусть и виртуальные, коснулись даже легендарной Эйфелевой башни. А вы говорите, в Мурманской области мост украли…
Валерий СЕРЕБРЯКОВ. serebriakov@vmnews.ru Фото из открытых Интернет-источников.