Если верить поговорке «Как вы яхту назовете, так она и поплывет», то барк «Седов» имеет очень своеобразный характер, ведь родился он женщиной по имени Магдалена Виннен. Неизвестно, была ли жена первого хозяина судна покладистой или строптивой, но несколько последних дней «Седов» не мог выйти в Мурманск из Норвежского моря из-за семибалльного шторма с силой ветра более 21 м/с.
Практикантов штормило два дня
Капитан парусника сообщил, что 38 часов барк трепали суровые ветра Норвежского моря, пока учебное судно с курсантами не вышло из зоны шторма. Все это время родственники будущих моряков неусыпно ждали новостей, ведь ошвартоваться в Мурманске «Седов» планировал еще в среду, но вмешалась непогода.
– В Норвежском море многие из курсантов переживали первый в своей жизни шторм, – написала Галина Макаренко, студентка МГТУ на официальной странице «Седова» в социальной сети «ВКонтакте». – Ледяные воды разбивались о борта «Седова» и разлетались брызгами над палубой. Это было необычно, и первое время немного страшно, но все наши ощущения затмила красота и сила Арктики. Неприятные симптомы морской болезни каждый переживал на своем рабочем месте, будь то в столовой, кубрике или на руле. Когда курсант занят работой, его меньше укачивает. Приятным бонусом к неприятной погоде стала встреча со стаей косаток, которые продолжительное время сопровождали «Седова» и выпрыгивали из воды почти до уровня борта.
Сейчас на борту парусника находятся 78 курсантов Мурманского государственного технического университета и Мурманского морского рыбопромышленного колледжа имени Месяцева. Пройти практику на крупнейшем учебном паруснике мира они смогли благодаря инициативе врио губернатора Мурманской области Андрея Чибиса. Только при его участии руководство мурманских мореходок смогло договориться с Калининградским государственным техническим университетом. Он распоряжается барком с 2017 года, поэтому до этого лета сотням курсантам мурманских мореходок было негде проходить производственную практику. В прошлом году повезло только студентам ММРК имени Месяцева, руководство которого смогло договориться с мурманским судовладельцем, чтобы тот взял на борт транспортных судов будущих судоводителей. Затем удалось договориться с владельцами дизельного ледокола «Капитан Драницын».
Добро пожаловать на борт
Несмотря на визит «Седова» в столицу Арктики, мурманские курсанты смогут посетить родной город, только если командование судна даст им увольнительные. Порт Мурманск – всего лишь промежуточная точка рейса. Отсюда барк отправится обратно в Калининград, откуда вышел 7 июля. Практика продолжится на этом переходе, который должен завершиться 19 августа. Однако и это еще не все! Несмотря на то, что ребята уже завершили 10-дневную программу обучения, получили зачеты, дающие право самостоятельно работать с парусным вооружением и на высоте, закрепили полученные знания на практике, для полного выполнения программы плавательной практики курсанты из Мурманска, Архангельска, Калининграда и Астрахани будут продолжать ее до 6 сентября.
В последний раз у мурманского морвокзала «Седов» был в 2015 году. Вчера капитан и команда впервые увидели его здание после реконструкции. Мурманчан тоже ждет сюрприз, ведь в этом году судну вернули белую окраску. Ее он утратил в 2005 году, когда снимался в роли барка «Памир» в фильме Каспара Хайдельбаха «Гибель «Памира». Немецкому режиссеру удалось согласовать перекраску корпуса «Седова» в черный цвет, поскольку таковыми были все парусники судоходной компании «F. Laeisz», к которой относился и «Памир».
Торжественная встреча белого красавца состоится сегодня утром, посетить парусник сможет любой желающий.
Расписание «открытого трапа»:
– 2 августа с 12.00 до 19.00;
– 3 августа с 11.00 до 19.00;
– 4 августа с 11.00 до 19.00;
– 5 августа с 10.00 до 16.00.
Пройти на причал возможно только с паспортом. Дети до 14 лет без взрослых не допускаются.
Те, кто ожидает увидеть «Седова» под парусами, будут разочарованы. Корабль входит в Кольский залив и выходит из него со спущенными парусами, пользуясь двигателем мощностью 2800 лошадиных сил. Он может разогнать барк до 10 узлов (18,5 км/ч). Под парусами «Седов» скользит по волнам со скоростью до 18 узлов (33,3 км/ч), но происходит это только в открытом море, где есть пространство для маневра.
Победы, тролли и свадьба
На послужном счету парусника несколько значимых побед и рекордов в своем классе судов. В 1991 году «Седов» победил в океанской регате «Cutty Sark», а через четыре года – в регате «Tall Ships’ Races». Ему также принадлежит официальный рекорд скорости для парусников своего класса, не побитый до сих пор. А в сентябре 2010 года «Седов» пересек 78-ю параллель северной широты и вошел в знаменитый Айсфьорд Шпицбергена. Так далеко на север подобные парусники еще не забирались.
Но самым ярким достижением, пожалуй, можно считать кругосветное плавание, в которое «Седов» отправился в мае 2012 года. Парусник пронес российский флаг по волнам пяти океанов, побывал в портах Европы, Африки и Южной Америки и преодолел за четырнадцать месяцев более сорока тысяч морских миль. В экипаж входили курсанты семнадцати учебных заведений Росрыболовства, в том числе студенты МГТУ и ММРК имени Месяцева. 20 июля 2013 года кругосветное плавание завершилось в месте старта – на набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге. Вместе с экипажем и курсантами на борту находилась известная российская рок-группа «Мумий Тролль». Во время плавания музыканты написали большинство песен, которые вошли в альбом «SOS матросу». Кроме того, «Седов» провез по всему миру огонь XXVII Всемирной летней универсиады, которая проходила в Казани в 2013 году.
Во время захода парусника в порт Нагасаки (Япония) к экипажу присоединилась молодая пара яхтсменов из Владивостока. И в День всех влюбленных молодой человек сделал предложение своей спутнице, когда они вместе с курсантами учились парусному делу на рее.
В марте «Седов» совершил юбилейный, сотый в своей учебной биографии рейс, и скоро его ждут новые свершения. В честь 200-летия открытия Антарктиды и 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в ноябре он снова отправится в кругосветное плавание вместе с барком «Крузенштерн» и фрегатом «Паллада».
ИСТОРИЯ БАРКА
Четырехмачтовый барк был построен в Германии в 1921 году и получил имя «Магдалена Виннен II» в честь жены основателя и владельца судоходной компании Фридриха Адольфа Виннена, который был заказчиком судна. Парусник предназначался для перевозки навалочных грузов между портами Европы и Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Океании.
Длина барка составляет 117,5 метра, ширина – 14,5 метра, высота самой высокой мачты – 56 метров, водоизмещение – 7320 тонн, максимальный экипаж – 240 человек, площадь 32 парусов – 4192 квадратных метра. Мощность двигателя – 2800 лошадиных сил.
«Магдалена Виннен II» была первым парусником с электрическим освещением и опреснителем воды производительностью 1000 литров в день. Выхлопные газы двигателя использовались для работы опреснителя и отопления жилых помещений.
В 1936 году судно продали компании «Хаппаг-Ллойд», которая переименовала его в «Коммодор Йонсен», по имени своего капитан-коммодора, и переоборудовала в учебный парусник.
Во время Второй мировой войны судно продолжало использоваться как учебное и для доставки снабжения войскам. В 1945 году немецкий барк передали СССР в качестве репарации. По словам очевидцев, капитан заплакал, узнав об этом решении. В 1946 году «Коммодора Йонсена» переименовали, назвав корабль в честь прославленного русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова.
С 1975 по 1981 год на «Седове» проводился капитальный ремонт и модернизация, которая изменила облик судна практически до неузнаваемости. Десять лет барк служил учебным судном Балтийскому отряду учебных судов Всесоюзного рыбопромышленного объединения Западного бассейна Министерства рыбного хозяйства СССР. В 1991 году барк «Седов» передали Мурманскому государственному техническому университету. Обучение на нем проходили будущие капитаны, штурманы, механики, радисты и электромеханики. В 2017 году парусник «Седов» передали Калининградскому государственному техническому университету.
ХУДОЖНИК НА БОРТУ
В 2000 году Виталию Бубенцову, заслуженному художнику России из Мурманска, посчастливилось оказаться в команде судна. Круиз начался в Санкт-Петербурге. За три месяца корабль с личным живописцем прошел 9000 миль, побывав в портах Польши, Германии, Голландии и Франции. Опытный художник написал несколько картин и множество этюдов.
Павел СТЕПАНЕНКО.
stepanenko@vmnews.ru
Фото автора, Клауса Мюллера и Михаила Михайловского.