Уже год как на территории филиала «35 СРЗ» АО «Центр судоремонта «Звездочка» идет реконструкция сухого дока. Все это время большинство мурманчан даже не подозревали об этой масштабной работе, которая имеет стратегическое значение для всей страны.
Но недавно грохот на заводской верфи стал причиной недовольства жителей Росты. На протяжении нескольких недель громкий шум разносился по всему микрорайону и днем, и ночью. О причинах громыханий журналистам «Вечерки» рассказал директор филиала «35 СРЗ» АО «ЦЗ «Звездочка» Сергей Николаевич Вераксо.
Время перемен
Напомним, филиал 35-го СРЗ – это крупное судоремонтное предприятие, где выполняют практически любые работы по ремонту и обслуживанию больших надводных кораблей и судов различного назначения.
Только за последние 20 лет здесь отремонтировано более сотни кораблей. В их числе военные корабли, катера, буксиры, морские и базовые тральщики, спасательные, килекторные (вспомогательные суда для подводных работ), гидрографические суда, сухогрузные транспорты.
А в скором времени этот завод сможет принимать и более крупные суда, здесь смогут доковать корабли всех типов, включая крейсеры и ледоколы. Для этого две камеры сухого дока нужно объединить, убрав разделяющую перемычку. Также требуются работы по увеличению длины дока.
– На данном этапе реконструкции сухого дока предусматривается строительство ограждающей перемычки, – объясняет Сергей Николаевич. – Возведение перемычки предназначено для ограждения строительного котлована от акватории и обеспечения проведения строительно-монтажных работ по реконструкции дока в осушенном строительном котловане. Шпунтовые сваи, а всего их будет использовано более 700 штук, погружаются в грунт вибропогружателем. Но иногда требуется их добивка до проектных отметок. Для этого используется гидравлический молот – это и есть источник шума в Росте.
В сентябре этого года строители планируют завершить строительство ограждающей перемычки, и молот для свай прекратит беспокоить жителей микрорайона. Хотя уже сейчас в Росте по ночам стало значительно тише.
– Мы приносим извинения мурманчанам за доставленные неудобства, – отмечает Сергей Николаевич. – В связи со сжатыми сроками сменой генерального подрядчика работы на нашей территории ведутся в круглосуточном режиме. Чтобы свести шум в позднее время к минимуму, мы договорились с подрядчиком о переносе части наиболее громких работ на дневные часы. Но полностью останавливать стройку на ночь невозможно.
Большие перспективы
Коллективы завода и генерального подрядчика АО «Институт «Оргэнергострой» просят мурманчан с пониманием отнестись к большой стройке, ведь она не только вдохнет новую жизнь в 35-й СРЗ, вокруг которого в свое время и возвели поселок Роста, но и откроет новые перспективы для области.
– У нашего завода долгая и славная история. Через два с половиной месяца, 11 октября, предприятию исполнится 82 года, именно в этот день в далеком 1938 году ввели в эксплуатацию первые цеха, – продолжил Сергей Николаевич. – К началу 1941 года на заводе построили две камеры сухого дока, которые действовали вплоть до января прошлого года. Пожалуй, использовать их функционал в полном объеме можно было бы еще не одно десятилетие. Но время диктует свои требования. Стране нужен уникальный док, где можно будет ремонтировать любые корабли, от крупнотоннажных танкеров, судов военно-морского флота, до строящихся и даже только проектируемых ледоколов. И совсем скоро он появится в Мурманске.
Новый док длиной более 300 метров позволит ремонтировать крупные надводные суда и боевые корабли Северного флота. Сейчас доковый ремонт ряда больших судов у нас невозможен, из-за чего эти работы приходится проводить в других странах. Что, безусловно, требует значительных финансовых затрат.
Обслуживание в акватории родного Кольского залива поможет судовладельцам сэкономить на ремонте немалые средства и направить их на развитие и модернизацию флота. Также новый док внесет свою лепту в пополнение регионального бюджета, так как сможет принимать суда из разных российских портов.
– Безусловно, новый док станет началом принципиально нового этапа в жизни завода и всего города, – подытожил Сергей Николаевич. – Сюда можно доставить любое необходимое оборудование, судостроительные материалы, запчасти либо по незамерзающему Кольскому заливу, либо по суше, на железнодорожном транспорте.
Прогнозируется и создание новых рабочих мест на 35-м СРЗ, где сегодня трудятся около полутора тысяч человек. Правда, последние несколько лет на заводе все же ощущается нехватка специалистов, особенно недостает инженеров и производственных рабочих, но пока, с учетом ежегодного оттока населения из области, ликвидировать кадровый дефицит не получается.
Впечатляющий размах
После обстоятельной беседы нам организовали небольшую экскурсию с подъемом на смотровую площадку, с которой открывается отличный обзор идущей стройки. Масштаб работ потряс. Рабочие уже частично разобрали многометровую железобетонную перегородку между отсеками сухого дока, а на берегу дружными рядами идет выстраивание свай трубошпунта – конструкции, которая удерживает грунт.
Смотря на все это, невольно думаешь, что и тогда, в 30-х годах прошлого столетия, во время комсомольской стройки мощного судоремонтного предприятия в Росте, было, мягко говоря, шумновато. Но важность этого объекта для портового города, укрепления обороноспособности страны, защиты ее интересов были понятны каждому.
Не в беззвучном режиме проходило и восстановление почти полностью разрушенного Мурманска в послевоенные годы, громыхали стройки и при возведении новых микрорайонов.
Реализация любого масштабного строительного проекта неизбежно связана с шумом, особенно в наших непростых условиях, где скалы и вечная мерзлота многократно усложняют работу.
В общем, большие стройки тихо не проходят. Но не исключено, что наша ростинская может завершиться с опережением графика, ведь благодаря безостановочной работе высокопрофессиональных специалистов и удивительно теплому северному лету реконструкция дока идет быстрыми темпами.
Надежда ЛЕБЕДЕВА. lebedeva@vmnews.ru
Фото автора и из архива филиала«35 СРЗ» АО «ЦС «Звездочка».
--
Планирует ремонт, но не знаете с чего начать? Хотите экономить в цене, а не на качестве? Воспользуйтесь сайтом remont-otdelka-78.ru. Практические советы специалистов. Примеры работ с подробно описанной сметой. Реклама.