Весь Мурманск замер в ожидании открытия первой автоматизированной общегородской системы проката велотранспорта за Полярным кругом. Десять пунктов, рассчитанных на 100 велосипедов, должны были открыться вдоль проспекта Ленина, улиц Шмидта, Коминтерна и Челюскинцев 15 июня, но их «стойла» пока пустуют.
Точки преткновения
Станции для сети велопроката общей стоимостью 27 миллионов рублей начали устанавливать в двадцатых числах июня, а велосипеды антивандальной конструкции с корзинками над передним колесом мурманчане не увидели до сих пор. Но уже на данном этапе к заказчику – АНО «Центру городского развития Мурманской области» – у пешеходов и автомобилистов возникли претензии.
Один из пунктов велопроката появился в проходе между сквером на улице Ленинградской и домом № 11/2 на улице Коминтерна, где всегда паркуются автомобили. Пока на стойках нет велосипедов, мурманчане продолжают оставлять свои машины на привычном месте, но понимают, что рано или поздно придется искать новое место для парковки. Примечательно, что эта точка велопроката не значится ни в списке из 10 основных адресов, ни среди пяти запасных, указанных в приложении к техническому заданию контракта.
Вторая точка преткновения – на остановке «Улица Академика Книповича» в сторону севера. Там «штанга» перегородила почти половину «перрона», на который люди выходили из общественного транспорта. Теперь им приходится обходить препятствие. А некоторые автобусы и троллейбусы попросту останавливаются на
В основном списке адресов пунктов велопроката значатся следующие:
– ул. Челюскинцев, 1;
– ул. Коминтерна, 12;
– ул. Шмидта, 39;
– ул. Шмидта, 19;
– просп. Ленина, 47;
– просп. Ленина, 59;
– просп. Ленина, 63;
– просп. Ленина, 67;
– просп. Ленина, 75;
– просп. Ленина, 79.
По техзаданию работать они должны до 2022 года в относительно теплое время – с 15 июня по 1 ноября. При этом система проката гарантированно функционирует только при температуре воздуха выше 0 градусов. То есть, в холодные дни октября воспользоваться прокатом , скорее всего, будет невозможно, так как средняя температура по Мурманску в октябре +2 градуса.
Полчаса бесплатно
29 и 30 июня я пытался узнать по телефону или с помощью электронной почты у руководства АНО «Центр городского развития Мурманской области» дату открытия сети велопроката, но безуспешно. Ответственные сотрудники, как мне ответили, работали на выезде. Благодаря Интернет-сообществу «Мурманск.Велобайк» в социальной сети «ВКонтакте», созданному московским велопрокатом «Велобайк», удалось узнать, что на этой неделе в тестовом режиме заработают две станции, а остальные начнут подключать к электричеству.
Как же воспользоваться новой услугой? На сайте www.murmansk.velobike.ru есть подробная инструкция. Желающие прокатиться должны скачать специальную программу на смарфтон, затем зарегистрироваться в системе и оплатить услугу банковской картой. Получить доступ к велосипеду можно на сутки, на месяц или на весь сезон. Каковы конкретно будут тарифы, пока неизвестно. Но уже установлено, что первые 30 минут можно кататься без дополнительной платы. Этого с лихвой хватит, чтобы доехать от одной крайней станции до другой. Между ними всего полтора километра. Но кому нужна такая ограниченная система велопроката в городе длиной
– Если вчитаться в полное название проекта, то многое станет ясно, – говорит Владимир. – В Мурманске появятся не просто несколько новых точек аренды велосипедов, а система проката велотранспорта. Там можно будет взять не легкие горные байки, а тяжелые устойчивые транспортные средства, которые помогут людям без автомобилей быстро добраться до тех мест, куда не ходит общественный транспорт. Или избежать пересадок. Станции расположены очень близко друг к другу, чтобы оставить велосипед можно было поближе к вашему пункту назначения.
Как это работает в теории? Например, вы сели на троллейбус № 3 на улице Радищева, а попасть вам надо на улицу Шмидта. Доехав до остановки «Улица Академика Книповича», вы берете там в прокат велосипед и доезжаете на нем до станции велопроката на улице Шмидта. Оставляете там двухколесный транспорт и идете по делам. Или, доехав на «четверке» до Шмидта, едете на арендованном велосипеде на проспект Ленина. Самый удачный пример, который привел Владимир — это пересадка на велосипеды жителей ЗАТО Североморск, которые могут доехать на автобусах № 105 или № 107 только до автовокзала. Одна из точек велопроката находится напротив него. Можно взять там велосипед и доехать, например, до станции у пересечения проспекта Ленина с улицей Академика Книповича. Это будет быстрее, чем идти на остановку «Площадь Пять Углов», ждать общественный транспорт и ехать на нем к «Детскому миру». То есть сеть проката велотранспорта работает по аналогии с довозочными маршрутами, только везти себя нужно самостоятельно.
– Конструкция заказанных велосипедов позволит без труда оседлать их даже женщинам в платьях и мужчинам в смокингах, – объясняет Владимир. – Они предназначены для неторопливого перемещения, чтобы по дороге не потерять опрятный вид и не вспотеть. Не надо путать велопрогулку на горном велике по грунтовкам с перемещением по городу на прокатном велосипеде и привычные точки проката велосипедов с общегородской сетью. Можно сказать, что в Мурманске появляется новый вид общественного транспорта. Вместо того, чтобы платить за проезд в маршрутке, ты платишь за право пользоваться индивидуальным средством передвижения. Таким образом прокат велотранспорта немного разгрузит общественный транспорт за счет людей, которые не будут ездить в нем одну-две остановки в центре города.
Иллюзия безопасности
– По моим данным велосипед есть примерно у каждой второй мурманской семьи, даже если он уже несколько лет ждет своего часа в гараже, – говорит Владимир Марченко. – И в Мурманске становится все больше тех, кто регулярно ездит на велосипеде на работу или на учебу. Чаще всего они двигаются по проезжей части. В 2005 году большинство водителей относились к ним как к идиотам, а сейчас они уже не удивляют почти никого. Но большинство велосипедистов предпочитает ездить по тротуарам, пока им не надоест спешиваться на каждой «зебре». Опытным велосипедистам на проезжей части комфортней. На тротуаре они все равно гости, так как приоритет у пешеходов.
Но недавний случай гибели велосипедистки, внезапно выкатившейся с тротуара под колеса троллейбуса между остановками «Улица Шестой комсомольской батареи» и «Улица Чумбарова-Лучинского», отпугнула многих от идеи кататься по проезжей части.
– Я внимательно посмотрел видео того происшествия, – говорит Владимир. – Переднее колесо велосипеда на что-то наехало, велосипед начало кидать, и женщина отпустила руль, растерявшись и поддавшись панике. Даже на безопасном тротуаре нужны навыки вождения велосипеда, чтобы избежать таких ситуаций или наездов на пешеходов. А для передвижения по проезжей части стоит изучить основы ПДД.
Напомним, что движение велосипедистов по тротуару или пешеходной дорожке допускается, если нет велосипедной и велопешеходной дорожки, полосы для велосипедистов либо невозможно двигаться по правому краю проезжей части или обочине. Шлем для этого не требуется, его ношение носит рекомендательный характер. Также по тротуару должен ехать велосипедист младше 14 лет и его сопровождающий или взрослый с ребенком младше семи лет. В остальных случаях велосипедисту не место на тротуаре. Даже если он вынужден двигаться по тротуару, правила обязывают его спешиться, если он создает помехи для пешеходов. Также на велосипеде запрещено переезжать дорогу по «зебре». За это нарушение предусмотрен штраф в размере 800 рублей.
Для того, чтобы снизить количество велосипедистов, гоняющих по тротуарам среди пешеходов, можно было бы проводить курсы вождения велосипеда, но пока на систематические занятия такого рода к Владимиру ходят только дети. А взрослые из его окружения набираются опыта в компании единомышленников, которые каждые выходные выезжают группой за город и двигаются исключительно по шоссе. И большой вопрос, насколько будет безопасно передвижение по городу неподготовленных людей на прокатных велосипедах.
Главней всего – погода в доме
Одна из отличительных особенностей Мурманска – это традиционный отток населения из города в летние месяцы. И взойдут ли зерна велопроката в этой «зоне рискованного земледелия» – покажет время. Возможно, именно «коронавирусное» лето – самое удачное время для внедрения велопроката, ведь в отпуск по тем или иным причинам поедет намного меньше северян. Если практика будет удачной, то в будущем сеть пунктов велопроката продлят до Первомайского и Ленинского районов. А пока люди только хмурят брови, разглядывая пустые стойки.
Около будущего пункта велопроката на остановке «Улица Академика Книповича» мне повстречалась девушка из Воронежа, которая переехала в Мурманск год назад. Она объяснила, почему не собирается пользоваться прокатом обычных велосипедов в столице Кольского Заполярья.
– В Воронеже я часто видела людей на прокатных велосипедах, – рассказала Анастасия Селезнева. – Там пункты проката расположены в местах наибольшего скопления народа и во всех парках. Можно взять и поехать куда угодно, а не только по двум улицам или в одном парке. Но обычные велосипеды есть очень у многих. Я бы брала в прокат только электровел или электросамокат.
– У меня свой велосипед, и у друзей почти у всех тоже, – присоединился к разговору молодой мурманчанин Михаил Терский, – но любители активного отдыха наверняка будут брать в прокат, потому что велопрокатов в Мурманске очень мало. Еще бы велополосу сделать, а то в час-пик по дороге ездить невозможно, приходится кататься по тротуарам.
– За последние годы спрос на велосипеды у нас не изменился, – сообщил Александр Тимцев, управляющий прокатом «Драйв», который работает уже девятый год у Центрального стадиона. – Если солнечно, народ идет; если погоды нет – и народа нет. В хорошую погоду за полдня разбирают около 50 велосипедов. Горные, в основном. На час или на весь день. А такие велосипеды, как будут в городском прокате, у нас не пользуются спросом. Может быть, людям в возрасте будет на них удобнее, если половину сразу не переломают. У нас-то есть механик, который принимает технику и чинит, если нужно, а у автоматического проката никакого контроля нет. Могут и детали с велосипеда поснимать!
Кто и для чего будет брать напрокат велосипеды в Мурманске, станет известно в ближайшие дни. Хочется верить, что открытие городской сети велопроката – это маленький шаг, приближающий город к созданию сети велополос и начало перехода от лоббирования интересов автомобилистов к нуждам пешеходов.
– Европа уже 40 лет движется в этом направлении после того, как в 80-х годах в Лондоне пришли к выводу, что строительство новых дорог и расширение существующих бессмысленно, – рассказал Владимир Марченко. – Создание комфортных условий для автомобилистов увеличивает число автомобилей, и вскоре пробки возникают в тех же местах, и парковок опять не хватает. Чем раньше мы обратимся к результатам лучших мировых исследований, тем раньше начнем ограничивать скорость движения автотранспорта в городе и выделять полосы для общественного транспорта и велосипедистов.
Павел СТЕПАНЕНКО.
Фото автора и из открытых Интернет-источников.
Врезка
Фото – Велопарковка на Книповича
Появление велопарковки на остановке «Улица Академика Книповича» вызвала возмущение в соцсетях.
«Где логика? – написал мурманчанин Иван Герасимов. – Одна из основных остановок в центре Мурманска, на ней останавливается не только городской транспорт, но и пригородный. Из-за велосипедов ее сократили в два раза. Теперь, чтобы высадить и забрать пассажиров надо выстраиваться в очередь транспорту! Серьезно?! А нельзя было эту парковку велосипедную на газоне рядом разместить? Блин, поражаюсь логикой. Это точно люди придумывают?».