В минувшее воскресенье губернатор области, руководитель партии «Единая России» Андрей Чибис собирался приехать к Нине Николаевне Журиной, вдове ветерана и поисковика Льва Васильевича Журина. Почетный гражданин Мурманска и области ушел из жизни в последний день весны. Губернатор собирался лично выразить соболезнования. Наверное, собирался и извиниться за действия своих подчиненных.
Дело в том, что еще 8 мая Нина Николаевна написала письмо губернатору, в котором выражала глубокую обиду за мужа, которого «позабыли» пригласить на возложение цветов в Долине Славы накануне Дня Победы. Письмо было передано «по подведомственности» в министерство спорта и молодежной политики, о чем Журиных (Лев Васильевич еще был жив) и уведомили циничной отпиской из аппарата правительства. А 31 мая Лев Васильевич умер. История о том, как чиновники некрасиво поступили с ветераном и уважаемым человеком, была опубликована в «Вечерке» и вызвала широкое обсуждение в городе.
Вот губернатор и собирался… То есть фактически дал слово, что приедет к вдове. Пусть даже поздно. Пускай не лично звонил, а опосредованно – через подчиненных. Но я далек от мысли, что чиновница из аппарата областного правительства, договаривавшаяся с Ниной Николаевной о приезде губернатора, действовала по собственной инициативе. Так или иначе, но ждала Нина Николаевна напрасно. Встреча не состоялась. У главы региона нашлись более важные дела.
На этой неделе у него была еще одна возможность лично выразить Нине Николаевне соболезнования в связи с кончиной Льва Васильевича, попросить прощения и хотя бы коротко, но все же поговорить. По-человечески. Нину Николаевну пригласили посетить Парад Победы в качестве почетного гостя, но губернатор своим вниманием вдову ветерана не удостоил. Хотя, собственно, она этого уже и не ждала.
Недаром в народе говорят, что, не давши слово – крепись, а давши – держись. А тут что получается? Захотел – дал слово, захотел – взял обратно.
Президент страны имеет право снять проштрафившегося губернатора с должности. Иногда с жесткой формулировкой «За утрату доверия». А как быть нам? Как быть с губернатором, который постепенно, шаг за шагом, утрачивает доверие жителей региона, которым руководит? Причем даже тех, кто за него голосовал на прошлогодних выборах.
И как нам теперь жить рядом? Или не жить, а сосуществовать? А может быть, делать вид, что ничего не произошло? Как легко быть нараспашку, разговаривая с нами в социальных сетях, и как, оказывается, трудно общаться лично, глядя в глаза друг другу.
Стыд – нормальная реакция человека на неважную работу или на плохой поступок. А признание своих ошибок и принесенные извинения – признак мудрости человека и его внутренней силы.
Так уж получилось, что я третий раз пишу об этой истории. Для меня и многих мурманчан это действительно очень важно. И история очень показательная. Если три недели назад я выражал робкую надежду, что мы начинаем видеть человеческие узелки, которые должны связывать новую власть с простыми людьми, то теперь никаких иллюзий в этом отношении я не питаю. Эта тема для меня закрыта. Точка.
Андрей ПРИВАЛИХИН. privalihin@vmnews.ru