В конце марта в Мурманске завершилось строительство уникального пылеветрозащитного экрана по периметру промышленной площадки Мурманского морского торгового порта. Два года рабочие устанавливали 1553 метра перфорированного ограждения высотой 20 метров. Еще на этапе разработки проекта было решено, что производственный объект должен быть не только эффективным, но и красивым. Художественное оформление экрана разрабатывал художник Александр Рыжкин, преподаватель ведущих художественных вузов страны, со своими лучшими студентами. До сих пор мы ничего не знали о человеке, который украсил самое крупное монументальное полотно столицы Заполярья. «Вечерний Мурманск» решил устранить эту несправедливость и рассказать о том, как москвичу удалось постичь и изобразить дух заполярного города-порта.
– Каким вы представляли Мурманск и какие его особенности хотели отразить в своей работе?
– Каждый город помимо своего имени имеет биографию, историю, облик и типаж. Мурманск – мужской, сильный город, город-порт и город-герой! Но герой без лишнего пафоса, которому не нужно доказывать свою состоятельность, не нужно напоминать, кто он и чего стоит. Монументальное искусство в Мурманске неразрывно связано с его историей, это искусство большого трудового подвига, сильных людей, героического прошлого и перспективного будущего. А порт – это отправная точка возникновения города, его сердце, поддерживающее жизненные силы гигантского организма без права на усталость, отдых или карантин.
Когда мы впервые приехали в Мурманск и нам показывали город, порт, достопримечательности, нас поразила масштабность поставленной задачи и связанная с ней ответственность. Ведь пылеветрозащитный экран высотой двадцать метров и полтора километра длиной виден из многих точек города.
– Как разрабатывалась концепция цветового решения и общая идея рисунка?
– В городе, где почти всю зиму темно, сумерки приглушают цвета, нивелируя контрасты. Поэтому экран должен переливаться и вспыхивать цветом, как удивительное природное чудо – северное сияние. Его образ был взят за основу графического ритма. А доминирующим цветом должен быть, конечно, желтый. Много золотого солнечного света, текущего рекой! Город, в котором люди страдают от цветового голодания, должен наполниться жизнетворным теплом, которое будет пульсировать в ритме сердца – порта. Цветовыми аккордами желтый цвет через оранжевый и зеленый переходит в синие волны.Отмечу, что идея художественного оформления родилась во взаимодействии, в творческом контакте со студентами и преподавателями Мурманского арктического государственного университета, а первые эскизы были выполнены студентами мурманского вуза.
– На протяжении экрана есть несколько отдельных картин с символами, понятными каждому мурманчанину. Какие образы были выбраны и почему?
– Да, на протяжении полуторакилометрового «холста» есть пять панно разного размера и содержания. Панно «Врата в Арктику» – это отражение пейзажа Кольского залива. Простор неба, отражающийся в воде, корабли в море, суперсовременные ледоколы и героический, почти былинный ветеран-ледокол «Ленин». Рядом с ними женщина с ребенком – это семья и поддержка на родном берегу, где всегда ждут. Мальчик с игрушечным БелАЗом – наследник этого края, символ преемственности поколений.
Панно «Мурманск – город-порт», выходящее на площадь морского вокзала, приветствует суда, приходящие в город, и людей, гуляющих по пирсу. Часть этой картины – маяк, который, как и сто лет назад, указывает правильный путь кораблям и теплым желтым светом зазывает их в гавань, окруженную сопками. С противоположной стороны к маяку стремятся корабли с рыбой, а на первом плане – причал и силуэты людей, которые ждут своих рыбаков.
Два панно не нуждаются в комментариях. Это «Герб Мурманска» и надпись «Мурманский морской торговый порт».
– А где же пятое изображение? Неужели что-то скрыто от глаз мурманчан?
– Не совсем так. Пятое панно обращено к заливу, то есть его видят экипажи судов, которые проходят мимо торгового порта, и жители Абрам-Мыса. Оно посвящено истории Арктики, которую мы передали через образы, навеянные доисторическими петроглифами этого края: силуэтами трех охотников на лыжах, огромной рыбой, которая тянет по морю лодку с людьми, медведем, оленями. И над всеми ними – древний солярный знак бесконечного движения крутит в вечности потоки бытия.
– Приходилось ли вам раньше украшать что-то, подобное экрану мурманского порта? Были ли во время работы технические сложности?
– Наша группа художников и дизайнеров сложилась еще во время учебы в Строгановской академии. Мы работали над мозаиками станций Московского метрополитена «Марьина Роща» и «Достоевская», над комплексом Федерального военного мемориала и другими монументальными объектами. Но в данном случае утвержденные эскизы надо было воплощать в жизнь с учетом жестких технологических требований. Панели, из которых состоит экран, шесть метров в длину и 25 сантиметров в высоту. У них сложный профиль, да еще и перфорация. Понадобилась особая сталь и специальная краска для нее, которая должна продержаться 25 лет. Конечно, с таким мы не сталкивались раньше, но специалисты порта и компаний-подрядчиков сделали все возможное, чтобы технические аспекты не мешали нашим творческим порывам.
– По-моему, получилось очень впечатляюще по масштабам и глубине заложенных смыслов! А как ваша команда относилась к участию в таком проекте?
– Моим студентам из Мурманска, Калининграда, Петербурга, Мариуполя, Барнаула, Набережных Челнов и Екатеринбурга было интересно участвовать в таком грандиозном творческом проекте. Для них эти панно стали не только школой мастерства художников-монументалистов, но и любимым увлекательным делом. Они зарядили каждую панель своей искрящейся положительной энергетикой! Эта работа стала отражением восхищения и преклонения перед живительной мощью удивительного мурманского края. Мурманск для нас открылся как город больших людей с широкой душой и горячим сердцем, которым важно сделать свой город современным и красивым. И передать любовь к малой родине своим детям.
НАША СПРАВКА
Рыжкин Александр Николаевич родился в 1974 году в Москве. Окончил Московскую государственную художественно промышленную академию имени С. Г. Строганова, двукратный победитель конкурса «Лучший рисовальщик «Строгановки». Доцент кафедры академического рисунка МГХПА имени С. Г. Строганова, преподаватель анатомического рисунка Российской академии живописи, ваяния и зодчества имени И. С. Глазунова, член правления Московского отделения Союза художников России и председатель молодежной секции союза. Художник. Эксперт по современной графике и рисунку.
К ТЕМЕ
Строительство пылеветрозащитных экранов проводилось в соответствии с соглашением о взаимодействии между Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и АО «Мурманский морской торговый порт». Оно было заключено в 2017 году в рамках Года экологии в Российской Федерации. Соглашение включает 13 проектов: применение систем орошения, строительство ливневых очистных сооружений, создание экологической диспетчерской и др. В настоящий момент в рамках данного соглашения предприятием реализовано 86% запланированных мероприятий. Это позволило сократить нагрузку на окружающую среду более чем в 30 раз.
По оценке Министерства природных ресурсов и экологии РФ, АО «Мурманский морской торговый порт» считается одним из лидеров по внедрению наилучших доступных технологий (НДТ), которые должны применяться при перевалке навалочных грузов в морских портах России. Порядка 80% НДТ, которые вошли в соответствующий отраслевой справочник, принятый в 2019 году, уже реализованы на площадке ММТП.
Павел СТЕПАНЕНКО.
stepanenko@vmnews.ru
Фото из архива АО «ММТП».