Евгения Никору в Мурманской области хорошо знают. И не только как заместителя директора Кольской атомной станции. Он был депутатом горсовета Полярных Зорь, депутатом, а затем и председателем Мурманской областной Думы, заместителем губернатора региона. А в ноябре 2019 года в результате тайного голосования большинством голосов депутатов горсовета Мурманска был избран на должность главы администрации областного центра. Именно с особенностей новой работы и начался наш разговор с Евгением Викторовичем.
Три главных проблемы
– Евгений Викторович, быть главой администрации Мурманска – тяжелая ноша? Вам не страшно?
– Ноша тяжелая, но мне не страшно. Потому что я и ранее брал на себя серьезную ответственность, и я этого не боюсь. Но к этому нельзя относиться и легкомысленно. Поэтому, когда берешь на себя тяжелую ношу, надо понимать и помнить, что она тяжелая.
– Готовы к тому, что в этой должности Вас будут критиковать больше обычного и все кому не лень?
– Я к этому готов. Меня и раньше много критиковали, поскольку направление деятельности, которым я в качестве вице-губернатора занимался в правительстве Мурманской области, было весьма хлопотное – энергетика, экология, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство, благоустройство. Я считаю, что критика идет только на пользу: если критикуют, значит, я и моя команда должны лучше работать.
– Но много же и необоснованной критики…
– Человек с моим опытом может отличить критику обоснованную от необоснованной.
– Каков Ваш стиль управления?
– Первое: для меня в работе нет несущественных мелочей. Я хочу владеть не только общей картиной, но и ее деталями.
И второе: я с уважением отношусь к людям, с которыми вместе работаю. Я жестко с них требую, но с уважением к ним отношусь. Это касается не только моего нынешнего статуса. У меня много недостатков, и я к себе достаточно самокритичен. Но я считаю одной из своих жизненных ценностей, которую я сформировал и сохранил, уважительное отношение к людям в коллективе, в котором я работаю, вне зависимости от должности человека. Потому что результат зависит от всей команды, а пренебрежительное, неуважительное отношение к кому-либо разрушает всю команду.
– Евгений Викторович, а что для Вас стало самой большой неожиданностью на новом посту? (После этого вопроса глава администрации Мурманска на полминуты задумался.)
– Поскольку первые 30 секунд я не ответил на вопрос, наверное, я не ощутил каких-то неожиданностей в новой должности.
– Назовите три главные проблемы Мурманска.
– Одна из главных заключается в том, что Мурманск был построен в советское время. Я поясню, что я имею в виду. Как глава администрации сегодня я не способен качественно обеспечить уборку улиц и дворов. И вопрос не только в том, что у нас мало техники, дворников и плохие управляющие компании. Проблема в том, что, когда Мурманск строился, он не был рассчитан на такое количество автотранспорта. В советское время никто не предполагал, что у мурманчан будет столько автомобилей. И при таком количестве автотранспорта городская администрация не может обеспечить тотальную уборку от снега и льда. Мы не можем переставлять десятки тысяч автомобилей и делать это синхронно и удобно для жителей. Ведь мы должны работать так, чтобы людям было удобно. Это первая проблема.
Вторая проблема – отсутствие современных очистных сооружений.
И третья проблема города характерна для всей Мурманской области – уменьшение численности населения. Но каждая из этих проблем является одновременно и вызовом для нас. Подробно не буду рассказывать о каждой проблеме, потому что это три отдельных интервью получится. Я знаю решение двух из этих трех проблем, которые касаются очистных сооружений и оттока численности населения. Не могу сейчас ответить по срокам, но технологическое решение проблем есть. А вот что делать с автотранспортом…
– Может быть, платные парковки?
– Попытки организовывать платные парковки в Мурманске не привели к весомым результатам. Люди хотят парковаться рядом с домом и бесплатно. Это можно будет сделать, если мы рядом с Мурманском построим с нуля еще один город, где проекты комплексной застройки смогут учитывать то количество машин, которое есть сейчас и будет через 10, 20, 30, 50 лет. Тогда можно учесть необходимость наличия велосипедных дорожек, необходимость того, что машины должны парковаться под землей, а не во дворе. Поэтому в нынешних условиях мы можем только реализовать проекты комплексной застройки по примеру Больничного городка – сделать район, где будет все учтено и рассчитано. А пока мы имеем реальную проблему, когда Мурманск строился не для такого соотношения между численностью населения и количеством автотранспорта.
Пока недоволен своей работой
– Всех глав администраций Мурманска (начиная с советских времен) ругали за уборку снега. Например, руководитель Мурманского горисполкома в 80-е годы Владимир Ильич Горячкин рассказывал, что в те годы городским властям даже военную технику приходилось привлекать для очистки улиц города…
– Хорошо, что Вы эти истории из жизни города знаете, но это не является для меня оправданием. Я работаю здесь и сейчас и должен сделать так, чтобы решить эту проблему. На это потребуется время. Пока я недоволен тем, каков результат моей работы за первый месяц. Я считаю необходимым организовать в городе дополнительные площадки для временного складирования снега. С учетом предстоящей рекультивации свалки в Дровяном надо находить новые площадки для постоянного складирования. Нам необходимо больше техники, она должна быть более современной и универсальной. В городе должно быть больше дворников, поскольку без ручного труда нам не обойтись. Про то, как бороться со снегом, можно отдельное интервью изобразить страницы на четыре. Снег должен не только разгребаться, но и вывозиться. Места складирования должны быть удобными и не находиться черт знает где, иначе мы с вами будем платить огромные деньги за вывоз этого снега.
Снег должен вывозиться быстро даже в случае обильных снегопадов, для этого нужны ударные силы. Поскольку мы говорим не только про улично-дорожную сеть (зону ответственности города), но и про зоны ответственности управляющих компаний, то очень важно, чтобы у нас на рынке работали только добросовестные УК, которые честно, с умом, профессионально тратят нашу с вами каждую копейку, которые мы платим. Сейчас ситуация, к сожалению, не такая.
– К следующему году мы проблему со снегом в Мурманске решим?
– Я уверен, что в следующем году будет лучше. На пятерку в следующем году не будет. Но я уверен, что будет лучше. Я для этого и работаю.
– Как бы Вы оценили Ваше нынешнее внутреннее состояние?
– Я бы его охарактеризовал как постоянное желание делать что-то хорошее каждый день и в результате сделать жизнь мурманчан лучше.
– А что бы Вы хотели, чтобы мурманчане сказали про главу администрации Евгения Никору через какой-то промежуток времени? Скажем, года через три.
– Я хотел бы, чтобы они сказали, что за тот период времени, который работал Евгений Никора, в Мурманске удалось сделать это, это и это. И мы про это помним. И вообще, он с уважением относился к людям. Я хотел бы, чтобы мурманчане видели результаты моей работы и увидели мои лучшие человеческие качества.
– Какова Ваша главная черта характера?
– Главная? Я добрый человек.
– А Вы свободный человек?
– Дома я свободный человек. А на работе я человек, который выполняет возложенные на него обязанности. Если говорить об ощущениях, то я никогда не был внутренне абсолютно свободным человеком. И не собираюсь, мне это дискомфортно.
– Почему?
– Я должен быть предназначен для какой-то цели.
– Слабости у Вас есть?
– Как и у всех. Но я вам о них не скажу.
Директор по выбору
– Периодически возникают споры: выбирать главу администрации Мурманска народным голосованием или назначать по конкурсу. Ваш предшественник на этом посту Андрей Сысоев часто сравнивал главу администрации Мурманска с должностью директора атомной электростанции. Андрей Иванович говорил, что никому и в голову не придет выбирать голосованием директора Кольской АЭС. Ведь чтобы руководить таким серьезным объектом, нужны образование, опыт, знания… А городская инфраструктура посложнее атомной станции будет. Каково Ваше мнение на этот счет?
– Наверное, Андрей Иванович забыл, что в истории Кольской АЭС был период, когда директора избрали голосованием. Я тогда еще не работал на станции, но мне рассказывали об этом.
– Наверное, это было в лихие 90-е годы?
– Да. Был такой короткий период в истории нашей страны, когда директоров крупных предприятий избирали. Я помню, что эти процессы как-то сверху насаждались. Тогда я не был еще даже студентом, поэтому не могу в деталях рассказать, как все происходило. Но в 1988 директор Кольской АЭС Владимир Андреевич Шмидт был именно избран голосованием.
– Надолго?
– Не очень. Впоследствии все мои учителя на Кольской АЭС назначались на свои должности. Потому что это производство, которое должно быть постоянно, ежесекундно безопасно и надежно. Оно требует не волеизъявления, а высочайшего профессионализма и квалификации. Более полно отвечая на Ваш вопрос, я считаю, что в администрации муниципального образования должны работать люди, которые, во-первых, являются настоящими патриотами своего родного города, а во-вторых, имеют опыт, профессионализм, желание беззаветно, ежеминутно трудиться на благо города и его жителей. А если в целом говорить о муниципальном управлении, то очень важно иметь сочетание людей, которые избраны мурманчанами, и профессионалов, которые назначены на свои должности. Чтобы люди, которые назначены, были подотчетны и подконтрольны тем, кого избрали мурманчане. Вот как раз я подотчетен и подконтролен Совету депутатов города Мурманска, выбранному горожанами.
– Каким Вы представляете свой идеальный день?
– Когда у меня за рабочий день все получилось, а вечером я смог насладиться общением со своей семьей. Таких идеальных дней за последнее время у меня почти не было.
– При таком напряженном графике работы как Вы снимаете стресс?
– Я снимаю стресс, общаясь со своими близкими. Хоть моему сыну уже 12 лет – вроде бы взрослый мужик, но я люблю его потискать. Может, он и не хочет, чтобы я его тискал, но бате-то надо стресс снять. Поэтому стрессы снимаю, общаясь с семьей. Я не курю, почти не употребляю алкоголь, каждые выходные плаваю в бассейне, проплываю по километру.
– Расскажите о своей семье. Как Вы с женой познакомились?
– Познакомились на работе. Во-первых, я считаю семью главной ценностью в своей жизни. Очень благодарен своей супруге, я ее не только люблю, но и ценю как своего лучшего друга. Я постоянно чувствую свою вину, что я провожу с семьей недостаточно времени.
– У вас есть семейные традиции?
– Каждые выходные мы семьей ходим в баню и в бассейн. Еще одна традиция – все праздники мы стараемся проводить вместе дома. Не выезжать никуда, а проводить их именно дома.
– Новый год как отмечали? Тазики салатов, елка, шампанское?
– Тазики салатов с каждым годом становятся все меньше и меньше. Но салаты обязательно, шампанское обязательно, елка обязательно!
– Елка искусственная или настоящая?
– Елка искусственная. Долгое время в правительстве я курировал экологию и проникся этим. И живые елки мне жалко. Это не пафос, а реально жалко елки рубить и даже покупать срубленные. Поэтому у меня только искусственные – и на даче, и дома. Мы с бокалами шампанского (у сына – безалкогольное) все вместе слушаем обращение президента. Когда бьют куранты, загадываем желания, а потом дарим друг другу подарки.
– А каким Вы себе представляете Мурманск лет через двадцать?
– Лет через 20 я представляю себе Мурманск, в котором нет аварийного ветхого жилья, в котором людям удобно и комфортно жить. Они с положительными эмоциями входят в свои подъезды, из подъезда выходят в красивые дворы, из дворов выходят на освещенные улицы, где они могут комфортно идти пешком, комфортно ездить на велосипеде, комфортно ездить в общественном транспорте, на личном автомобиле. Я вижу город яркий, комфортный, технологически продвинутый и удобный для жизни.
Полагаю, что здесь будет много туристов, потому что интерес к Северу будет только возрастать. И в этот город мурманчанам будет радостно возвращаться после нашего длинного отпуска. Я надеюсь, северный отпуск и через 20 лет будет длинный.
Тайная мечта
– У Вас есть девиз, с которым вы идете по жизни?
– Работать для людей.
– О чем Вас бесполезно просить?
– Взять взятку.
– О каком несовершенном поступке Вы жалеете?
– Их много, и ни об одном я не расскажу. Да и оценка этих поступков может измениться, когда мне будет 60 или 70 лет. Тогда я могу считать, что я зря об этом жалел в 47.
– Кто не с Вами, тот против Вас?
– Ни в коем случае. Кто не со мной, тот пока не со мной.
– Вы умеете готовить?
– Нет. Могу приготовить что-то элементарное: яичницу, омлет, могу сварить или пожарить что-то. Но не более того. Я не испытаю удовольствия, если возьму целиком рыбу и ее надо будет выпотрошить, разделать и пожарить… Вот если у меня будет заготовлен полуфабрикат, тогда я его смогу пожарить.
– Удается ли вам читать что-то кроме газет? Какие книги вы любите, если на них есть время?
– Времени на чтение очень мало. Но если читаю, то в подавляющем большинстве это фантастика. Она очень хорошо очищает мозги. А с другой стороны, во многих таких книгах я вижу выраженное гуманистическое начало, которое позволяет понимать, что мы живем не просто так и каждый из нас несет ответственность за свои деяния. Я стараюсь читать легкие книги и не вредные, если я понятно сформулировал. Стараюсь читать и англоязычные сайты, чтобы поддерживать свой уровень английского языка.
– У вас хороший уровень английского?
– Выше среднего, если брать результаты экзаменов, которые сдавал за последнее время. Но навыки надо поддерживать. Недавно в Анкаре на форуме, посвященном «Умному городу», была возможность выступать и общаться на английском. В рабочее время подобное бывает не часто. Поэтому дополнительно я в ночное время стараюсь читать и на английском языке о том, что происходит в стране и мире. Мне это интересно.
– Назовите два-три любимых фильма.
– Точно не два-три, а их намного больше. Люблю фильмы и советские, и российские, и иностранные. Из последнего, что я смотрел на новогодних праздниках, это фильм «Ирландец» Мартина Скорсезе. Также мне понравилась «Гравитация» Куарона. Из отечественных люблю все то, что снял Марк Захаров. Меня восхищают и сценарии, и режиссура, и актеры. Фильмы Квентина Тарантино люблю.
– Чем бы Вы хотели заниматься на пенсии?
– Когда я выйду на пенсию, я бы не хотел чувствовать себя старым. Я бы хотел путешествовать больше, чем сейчас. Путешествовать со своими родными и близкими. Я очень люблю путешествовать: новые впечатления, новые места. Есть много мест в России, где я еще не был. На Кольском полуострове хотел бы посетить места, куда пока не удалось попасть.
– А каким Вы себя представляете в старости?
– В старости представляю себя мудрее, чем сейчас. Когда я буду таким старым, что уже не будет сил путешествовать, вот тогда я хочу чувствовать себя мудрым. Это очень важно для меня, я об этом не только сейчас задумываюсь. Довольно странно и даже в какой-то степени смешно, но я даже в возрасте 18 лет думал о том, что когда мне будет 70–75 лет, то я буду с гордостью и с чистой совестью вспоминать прожитую жизнь. Сейчас нормально, что я об этом задумываюсь, а вот почему такие мысли были в 18 лет, непонятно. Удивительно, но это правда. У меня есть такой недостаток – я слишком много думаю о будущем, о будущем близких, о родных и мало внимания уделяю настоящему. Знаете, бывают такие люди, которые чувствуют свою ответственность или даже, можно сказать, придавлены своей ответственностью перед будущим своей семьи и не умеют наслаждаться тем моментом, что есть сейчас. Это мой недостаток, и я о нем знаю.
– А ведь Вы не хотели своих недостатков раскрывать…
– Проговорился. Один раскрыл.
– У вас есть мечта?
– Мечта есть! Я постараюсь ее сформулировать. Когда у меня будет возможность спокойно оценить весь свой жизненный путь, я мечтаю, чтобы мне было чем гордиться. Я мечтаю, чтобы мои дети, внуки и правнуки гордились свои отцом, дедом и прадедом. Чтобы я гордился тем, что удалось сделать в жизни. Чтобы не было мучительно больно за какие-то свои страшные ошибки, которые я совершил. Ошибки, конечно, есть. Желательно, чтобы за весь жизненный путь успехи намного перевешивали ошибки. И чтобы я не собой гордился, а был доволен сделанным, результатом прожитой жизни и осознавал, что мои потомки по праву гордятся мной. Вот это моя цель и мечта.
«Я работаю здесь и сейчас и должен сделать так, чтобы решить проблему уборки снега. На это потребуется время. Пока я недоволен тем, каков результат моей работы за первый месяц. Нам необходимо больше техники. В городе должно быть больше дворников, поскольку без ручного труда нам не обойтись. Про то, как бороться со снегом, можно отдельное интервью изобразить страницы на четыре.»
Беседовал Виктор ХАБАРОВ.
vmnews@vmnews.ru
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО.