Завораживающие игры цвета и света, атмосфера волшебной сказки – это то, чем непременно заполняют пространство витражи. Искусство витражных изображений из разноцветного стекла насчитывает несколько столетий, а в последние годы их все чаще можно встретить в современных
интерьерах. В Кольском Заполярье есть мастера, которые занимаются изготовлением предметов декора из витражного стекла, одна из них – жительница Североморска Евгения Земскова.
Увлечение светописью
Евгения Земскова работает в технике классического витража Тиффани, но во многих ее работах есть авторская изюминка – она любит сочетать холодное витражное стекло с теплыми природными материалами.
– Пожалуй, я не могу громко заявить о себе как о творческой личности, – скромно говорит Евгения. – Мне кажется, истинные творцы не скажут про себя так, ведь самокритичность и постоянные сомнения – неотъемлемая черта их натуры. Такая оценка должна исходить извне, от других людей. Мне же просто нравится заниматься чем-то помимо обыденных дел. Украшать жизнь интересными делами приятно. В творческом запале человек чувствует себя счастливым.
Хобби у Евгении были всегда, со школьных лет она всегда находила себе занятия по душе и дома, и на улице с друзьями, занималась в различных кружках и секциях, оформляла с одноклассниками стенгазеты. И это желание попробовать себя в разных видах деятельности не угасло до сих пор, но одному виду творчества Евгения остается верна уже много лет. Речь идет о фотографии.
– Возможно, фотоаппарат заменил мне мольберт. Скорее всего, фотографы – это несостоявшиеся художники, – продолжает девушка. – Они умеют замечать красоту и оригинальность в обычных на первый взгляд вещах и явлениях, хотят изобразить их, но таланта к рисованию у многих нет. Вот тогда и выручает фотокамера. В детстве мне от отца достался пленочный фотоаппарат «Зоркий», с помощью которого я запечатлела почти все свои школьные годы. Свою первую удачную пленку начиная с первого кадра до проявления я сделала во втором классе. В средних классах школы уже сама печатала фотографии, когда был куплен долгожданный фотоувеличитель. В наши школьные годы фотография – это был целый мир! Мы придумывали с друзьями сюжеты для кадров, дурачились и фотографировались при этом. А потом нас ждал увлекательный процесс печати на маленькой кухне с одеялом на окне и красным фонарем.
Уже взрослой она много лет работала в фотоателье, где делали не только фото на документы, но и художественные снимки. Вот и получилось связать любимое хобби и работу. Но сейчас фотоаппарат для нее просто верный друг, который сопровождает во всех путешествиях и помогает запечатлеть красивые места – города, природу или просто необычное в обычной жизни.
Стеклянная история
Чуть больше трех лет назад к увлечению фотографией добавились витражи. Технике Евгения училась самостоятельно – по урокам и советам опытных мастеров, которые можно без труда найти в Интернете. Но многие тонкости приходилось постигать методом проб и ошибок, ведь профессионалы обычно не раскрывают всех своих секретов до конца.
– Работать со стеклом очень интересно, но, чтобы витраж заиграл в лучах света и стал украшением интерьера, с хрупким материалом нужно проделать много работы, – объясняет Евгения. – Начинается все с задумки и бумажного макета. Я создаю эскиз в графических программах, чаще использую понравившуюся картинку, дорабатывая ее под свой вкус, а иногда рисую сама. Хорошо, что для витража не требуется особых навыков рисования, скорее, тут необходимо умение стилизовать и упрощать изображение.
Готовый макет на бумаге выглядит схемой – рисунок поделен на пронумерованные секторы, чтобы потом все детали вырезать из витражного стекла. Делается это профессиональным стеклорезом. К сожалению, в наших краях никаких материалов для такого хобби не найти, потому все необходимое Евгения заказывает на сайтах или покупает в специализированных магазинах в Москве и Санкт-Петербурге. В последние годы, когда возвращается из отпуска, ее машина обычно бывает доверху заполнена стеклами, химией и другими материалами.
– Затем стеклянные детали нужно обточить на специальном станке, подогнать по рисунку. А вот чтобы скрепить все части в единое изображение, надо каждую сначала обернуть витражной медной лентой. По ней затем идет пайка, и получается металлический шов. По тому, насколько ровным он выходит, во многом можно судить об уровне мастерства автора работы, – замечает Евгения. – Еще есть немало других манипуляций, которые приходится проделать со стеклом, прежде чем в руках заблестит готовое изделие. Иногда мне нравится сочетать стекло с деревом, особенно с тем, что нахожу на наших северных берегах, оно просолено и обточено морем.
Медная «одежка»
– Если говорить о гальванике, а именно об украшениях из сухих растений, покрытых медью, – так это настоящая магия! Однажды я увидела это волшебство на ярмарке в Санкт-Петербурге. И эта идея сохранять сухие листья, цветы в медной «шубке», превращая их в украшения, очень увлекла меня, – рассказывает Евгения Земскова. – Никакого отношения к ювелирному делу это занятие не имеет. Здесь привлекательна сама идея – возможность сохранить хрупкое сухое растение, например, ажурный лист, «одеть» его в прочный металл. Так он будет долгие годы радовать любителей природы и естественных текстур, может стать оригинальным украшением.
Прежде чем начать работать в технике гальванопластики (нанесение металла на различные предметы и материалы), мастерице пришлось вспомнить школьный курс химии и тщательно изучить все тонкости процессов, которых в этом деле предостаточно. Например, надо было подобрать химический состав гальванического раствора, так как разные компоненты и добавки приводят к разным результатам, и освоить способы патинирования, крепления фурнитуры.
– В гальванике волшебство начинается, когда высушенный лист, покрытый специальным токопроводящим веществом, помещается в ванночку с гальваническим раствором и медными пластинами, – объясняет Евгения. – Вкратце процесс гальванизации можно описать так: медные пластины и лист подключаются к блоку питания с постоянным током, с пластин начинают «стекать» частички освободившейся меди и нарастать тонким слоем на высушенном растении, предварительно покрытом токопроводящим веществом. Процесс омеднения можно наблюдать в реальном времени и продолжается он, как правило, от нескольких часов до суток. Когда блестящий медный лист готов, можно наносить патину, применять абразив, чтобы проявилась текстура. А текстура появляется потрясающая, как у настоящего листа, даже ярче. Потом можно фантазировать – применять фурнитуру, украшать бусинами из природных минералов. Такие аксессуары очень необычны и всегда привлекают внимание. А недавно в качестве эксперимента я смастерила декоративную цветочную композицию, в которой соединила элементы витража и гальванику, – цветы сделала в классической технике Тиффани, а центром стал омедненный лист одуванчика. На мой взгляд, получилось весьма интересно.
Конечно, пока не каждое растение после гальванизации получается таким, как хотелось бы, видимо, в этом процессе многое зависит от случая, или, как призналась мастерица, ей еще не хватает умений. Но подобные промахи Евгению не расстраивают, наоборот, мотивируют к поиску новых материалов и творческих решений.
– Витраж и создание украшений из натуральных растений, покрытых медью, – это хобби, позволяющее отдохнуть, переключиться от работы на компьютере и сотворить что-то материальное, сделанное своими руками, – подытожила мастерица. – Я очень рада, что мои работы нравятся людям, некоторые интерьерные композиции уже украшают дома северян. К сожалению, для хобби не хватает времени, да и места, работать же приходится в небольшой городской квартире. Но, возможно, в будущем я полностью свяжу свою жизнь с этими видами ремесла и, может быть, даже открою мастерскую.
К СВЕДЕНИЮ
Сегодня самое большое распространение среди других технологий изготовления витражей получила техника, которая носит имя своего создателя Луи Тиффани. Американец Луи Комфорт Тиффани, который родился и вырос в семье известных ювелиров, в конце XIX столетия начал свои опыты по изготовлению витражей. Вначале им были введены некоторые усовершенствования в технологию сборочного процесса и изобретены новые стекла.
Техника Тиффани отличается способом соединения стекол. В отличие от других техник, где стекла скрепляются между собой при помощи протяжки, в технике Тиффани каждое стеклышко обтачивается и обрамляется медной лентой, потом эскиз выкладывается на кальке, где стеклышки соединяют между собой, спаивая их оловянным припоем с каждой стороны, а потом весь витраж покрывают патиной.
При помощи техники Тиффани можно создавать объемные витражные полотна с выпуклыми или вогнутыми отдельными элементами. Благодаря такой реалистичной фактуре эти витражи становятся неповторимыми и оригинальными. Использование мелких деталей в технике Тиффани делает изящнее и тоньше линии витражей.
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
lebedeva@vmnews.ru
Фото из архива Евгении ЗЕМСКОВОЙ.
______________________________________________________________________________________
Интернет магазин StrazOK.ru предлагает купить бифлекс в отличном качестве. Так же представлен большой выбор страз различных цветовых гамм, размеров и форм. Они великолепно будут смотреться на купальниках их бифлекса для гимнастики, бальных платьев.
Реклама.