Сегодня мы подводим итоги конкурса «Пять шагов в историю Мурманска». Напомним, что 4 октября 2019 года в честь празднования Дня города наша газета опубликовала пять вопросов, посвященных различным периодам прошлого Мурманска.
Статистика из «Полярки»
Сначала – правильные ответы на вопросы. В первом задании мы спрашивали у мурманчан о составе населения Мурманска по данным переписи 1924 года. Эти данные были опубликованы в «Полярной правде» в конце того года. На 15 декабря 1924 года в Мурманске проживало 6 282 человека (3 706 мужчин и 2 576 женщин). Соответственно, правильный ответ А.
Материал «Полярки» любопытен еще и тем, что помимо цифр в нем показана разбивка города по районам. Точнее, по поселкам. В Северный район входили Портовая Нахаловка, сам порт, а также вагоны и суда, которые активно использовались под жилье. Всего здесь обитало 2 073 человека. Скорее всего, речь шла о территории, которую сегодня ограничивают железнодорожные пути в районе вокзала, с одной стороны, и береговая линия Кольского залива – с другой. Правда, какая-то часть мурманчан жила вообще на воде, точнее, на судах, стоявших в акватории порта. Северный район был самым многолюдным. За ним по количеству жителей шел Северо-Восточный район, в который входили Железнодорожный и Верхнепортовый поселки. Их границей на севере был овраг у Губфинотдела. Видимо, это то место, где сейчас находится Центральный стадион профсоюзов. Тут проживали 1 796 человек. Далее шел Центральный район с 1 144 обитателями. Его границы – Торговая площадь на севере и База на юге. И наконец, в Южном районе (База и Базовская Нахаловка) проживали 1 269 человек.
Скорость, звуки, жесты
Второй наш вопрос касался правил дорожного движения в начале 30-х годов. Сегодня, когда смотришь на уличное движение, кажется, что большая часть населения Мурманска передвигается на автомобилях. Но были времена, когда машины рассматривались в первую очередь как опасные, непредсказуемые и капризные механизмы. Хотя и тогда понимали, что за ними – будущее. Поэтому городские власти и приняли правила, которые регулировали взаимоотношения людей, животных и машин на улицах Мурманска.
Начавшееся в 1930 году большое строительство в Мурманске резко изменило ситуацию на дорогах. Городской автопарк начал пополняться, хотя большую часть грузоперевозок осуществляли по-прежнему лошади.
О перевозке пассажиров в тот момент никто не думал. Первый автобус появится на улицах Мурманска только в 1934 году. Но уже 29 ноября 1933 года горсовет принял первые правила уличного движения. В то время единых требований не было: каждый регион разрабатывал их сам.
Сегодня эти правила можно считать в чем-то даже забавными, но в то время они были единственным регулятором дорожного движения в Мурманске. Например, предельная скорость движения автомотосредств по городу не должна была превышать 20 километров в час в дневное время и 15 – в ночное. Обгон можно было совершать только в пределах этих цифр. Все автомобили должны были оснащаться звуковым сигналом, слышимым до дистанции 100 метров. Но многие автомобили не имели «звука», поэтому в правилах особо прописывались предупреждения водителей пешеходам при помощи окрика, жестов и т. п.
Приключения мурманского пива
В третьем задании мы интересовались, на какой объект просил выделить средства председатель Мурманского окружного исполнительного комитета Петр Горбунов у приехавшего в августе 1935 года в наш город Анастаса Микояна. Правильный ответ – пивзавод.
В истории пивзавода мы имеем устоявшуюся легенду о начале его строительства в 1939 году. Между тем документы Государственного архива Мурманской области (ГАМО) говорят о том, что все начиналось на четыре года ранее. Микоян дал разрешение на строительство пив-завода еще в 1935 году, и в этом же году горсовет Мурманска выделил для строительства участок земли в районе Жилгородка. К сожалению, из архивных документов не совсем ясно, где это место. Можно предположить, что имеется в виду район Жилстроя. Но вскоре это свое решение горсовет отменил, предложив перенести строительство в Колу, туда, где завод сейчас и стоит. Такое решение власти Мурманска объясняли тем, что для начала строительства требуется произвести снос других строений. В частности, убрать работавшую в этом месте пилораму. Площадка же в Коле не требовала таких жертв.
Однако с решением о переносе строительства не согласились в Главпивпроме, чьи специалисты должны были готовить проект. Руководство Мурманска и «пивовары» не могли прийти к консенсусу почти год. И тогда в дело вмешался Горбунов. 4 июля 1936 года он отправил Микояну депешу о сложившейся ситуации. 17 июля в Мурманске получили ответ. «Мною дано указание Главпиво, – пишет Микоян, – на закрепление участка, предоставляемого в г. Коле».
Но и в дальнейшем строительство пивзавода сопровождали трудности, характерные для строек того времени: то нет рабочих, то нет материалов. Менялись руководители стройки, подрядчики, планы финансирования, но дело мало двигалось. К 1939 году возведение пивзавода из местной инициативы превратилось в приоритетную задачу, которую курировала Москва. Но и это мало помогло. Лишь после решения от 17 декабря 1939 года оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР, назвавшего происходящее «исключительным безобразием», началась активная фаза строительства, которую прервала война. Закончить строительство удалось лишь в 1952 году.
Погибшие под бомбами
В четвертом задании мы попросили участников указать место, где находилась данная скульптура. На наш взгляд, это был, наверное, самый простой вопрос, поскольку на фото имеется подсказка – часть Дома культуры имени С. М. Кирова.
Как указывает сотрудник областного архива Дмитрий Ермолаев, по иронии судьбы одним из авторов монументов для главного очага культуры самого северного незамерзающего порта страны стал выходец с жаркого юга. Известный советский скульптор Сурен Степанян жил в солнечной Армении. Возможно, именно этим объясняется минимум одежды на его работах.
Сквер рядом с ДК украсили статуями играющих детей – мальчика и девочки, выполненными, как информировала читателей «Полярка», скульпторами Кравцом и Кудряшевым. А в вестибюле Дома культуры рядом с бюстом Кирова появились фигуры пионера со знаменем и пионерки с горном, изготовленные скульптором Рабиновичем. Наконец, там же, в ДК, поставили и бюст Пушкина, сделанный, как повествовала газета, «скульптором Мухиной – автором барельефов, украшающих советский павильон на Парижской выставке».
Великая Отечественная сыграла роковую роль в судьбе скульптур, стоявших рядом с Домом культуры. Большая часть их была разрушена, общий архитектурный ансамбль нарушен, да и времена пришли другие. Одну за другой скульптуры демонтировали.
Ленинский изгиб
И последний, пятый вопрос: частью какой улицы Мурманска долгое время была современная улица Самойловой? Правильный ответ – проспекта Ленина. Это хорошо видно на довоенных картах города – 1928 года и хранящемся в ГАМО плане Мурманска 1938 года. В то время проспект Ленина начинался на севере, там же, где и сейчас, но, дойдя до площади Пять Углов, не заканчивался, а пересекал ее и далее шел параллельно проспекту Сталина. Лишь в 1957 году южная часть проспекта Ленина получила свое нынешнее название – улица Самойловой.
Андрей КИРОШКО. kiroshko@vmnews.ru
Фото из открытых Интернет-источников.
Великолепная пятерка
Задания были не такими уж и простыми. Далеко не все участники смогли правильно ответить на все пять вопросов. Многие факты, которые мы привели, были взяты из документов, хранящихся в Государственном архиве Мурманской области. Но все они ранее публиковались в нашей газете. Поэтому для любителей истории Мурманска и внимательных читателей особых трудностей наши задания не составили.
Вот имена победителей:
1. Артем Алексеевич Пунанцев
2. Наталья Петровна Русанова
3. Марина Васильевна Ковтун
4. Татьяна Рябова
5. Игорь Еременко
_______________________________________________________________________________________
Посетивши наш сайт, вы непременно захотите построить уютную и качественную террасу и взглянув на Цены на террасную доску из ДПК. Террасная доска ДПК - это материал мирового уровня. Вы обязательно воплотите в жизнь этот проект и с ним вам помогут высококвалифицированные специалисты.
Реклама.