Зимой они чистят дороги от снега, льда, посыпают их песком, летом моют улицы, спасая горожан от пыли и грязи. Случись какая коммунальная авария, вспомнить хотя бы прошлогодний потоп на улице Старостина, – снова они на передовой. Так уж повелось, что мурманское УДХ не только дорожное, а настоящее стратегическое городское учреждение.
Приехали, обслужились, выехали на линию
В воскресенье, 20 октября, в России отметят День работников дорожного хозяйства. В преддверии праздника журналисты «Вечерки» пообщались с руководителем ММБУ «Управление дорожного хозяйства» Станиславом Ланиным. Нам посчастливилось побывать в святая святых предприятия – ремонтных цехах, полюбоваться новой техникой, обсудить самые насущные проблемы и разузнать о планах учреждения на ближайшее будущее.
В первом боксе, куда мы пришли, «обитают» так называемые КДМ – комбинированные дорожные машины. Зимой они используются как пескоразбрасыватели, а летом – как поливомоечные машины, то есть техника работает круглый год, просто на одно и то же шасси ставится разное оборудование. Такая замена занимает примерно сутки.
Хоть смена в ремонтном боксе идет с 8 до 16 часов, при непредвиденных обстоятельствах работников могут вызвать и ночью, и рано утром, и поздно вечером. Все части и агрегаты техники – двигатели, ходовая часть, рама, колеса – должны быть в исправном состоянии.
– В последние три года мы потихоньку обновляем наш парк, так что теперь поломок стало меньше, – говорит Станислав Ланин. – До этого такой возможности не было. Во время обильных снегопадов техника очень часто выходила из строя. Например, могло замерзнуть топливо в баке, мог оборваться шнек пескоразбрасывателя или проколоться колесо, лопнуть гидравлический шланг и прочее. Несмотря на размеры шин, прокол – не редкость. Можно запросто «поймать» саморез, болт, кусок арматуры.
В соседнем боксе стоят фронтальные погрузчики. Такие машины предназначены для захвата, погрузки и транспортировки различных материалов, а также для выполнения карьерных и землеройных работ. Они тоже работают круглогодично, так что времени на долгий ремонт нет: приехали, обслужились, выехали на линию.
Если механик видит какую-то неисправность, техника отправляется в ремонтный бокс, а водитель пересаживается на другую машину.
Еще один ремонтный цех – место стоянки и обслуживания тяжелой грейдерной техники. И она тоже всесезонная: летом делает планировку грунтовых дорог, зимой же чистит дороги. Здесь же находятся тракторы со щетками.
Мешают технике
– Какие трудности возникают с началом зимы? – интересуемся мы у Станислава Ланина.
– У нас особых сложностей нет, – говорит Станислав Борисович. – Трудности наступают у водителей, которые своевременно не поменяли летнюю резину на шипованную. В этом году, когда выпал первый снег, было достаточно мало аварий. Здесь, я считаю, большая заслуга самих автолюбителей: они более аккуратно ездили в эти дни. Но есть и другие, как тот, что на улице Капитана Маклакова на летней резине пытался штурмовать горку. И смешно, и плакать хочется. При этом горожане, не сменившие резину, пытаются свалить вину на наше учреждение: мол, не было посыпано.
Также большую роль в зимнем содержании дорог общего пользования, как бы это странно ни звучало, играют управляющие компании. В этот период от их работы по уборке и вывозу снега с дворовых территорий зависит количество припаркованных автомобилей на основных дорогах и магистралях, а это напрямую влияет на скорость и качество производимой уборки.
Большие трудности дорожникам доставляют люди, паркующие автомобили где попало, лишь бы им было удобно. Еще немного – и в Мурманске наступит зима, а значит, и проблема встанет более остро. Причем всех водителей все равно не перевоспитать. Одни перестают нарушать правила, но на их место приходят новые. В помощь работникам дорожного хозяйства в областном центре не так давно были установлены дополнительные знаки, запрещающие парковку. Но это сделано не назло автолюбителям, как многие почему-то считают, а для них. Причем при установке знаков неудобства автолюбителей пытались минимизировать. Например, запретили парковку по одной стороне дороги по четным числам, по другой – по нечетным. Это тот самый компромисс, который и автовладельцев не оставляет без места для машины, и дорожникам позволяет выполнять свою работу.
– Кроме того, минувшим летом начали работать системы «Паркон», которые фиксируют нарушения правил парковки автомобилей, – говорит Станислав Ланин. – Я надеюсь, что это улучшит ситуацию. Поймите, что в стесненных условиях случаются и ДТП. Техника крупногабаритная, развернуться ей тяжело. От этого никуда не уйти, пока автовладельцы не начнут относиться с большим уважением к снегоуборочной технике.
Что в планах?
В этом году УДХ собирается закупить новую технику. Это шесть комбинированных дорожных машин, оснащенных пескоразбрасывателями, плюс отдельно шесть пескоразбрасывательных бункеров. Также будут приобретены 20 щеток на МТЗ и на них дополнительно – 10 единиц пескоразбрасывающего навесного оборудования.
А еще для работы учреждения закупят дизельные или бензиновые генераторы. Они будут и 8-киловаттные, чтобы, например, проводить на дорогах сварочный ремонт ограждений, и два мощных генератора по 35 киловатт для экстренных случаев.
– Как повелось, наше учреждение – не только дорожное, а городское стратегическое. И если что-то происходит – привлекают нас, – продолжает наш собеседник. – Так, к примеру, на недавних выборах нужно было обеспечить бесперебойную работу комплексов для обработки избирательных бюллетеней. И у нас на случай перебоев с электричеством наготове были генераторы.
К зиме готовы
Уже готова к работе новая шнекороторная машина на базе «Урала». Она может отбрасывать снег в стороны на 20–30 метров. С помощью этого «монстра» планируется чистить съезды с объездной дороги в город, чтобы не тратить много времени, работая на маленькой технике. Также шнекороторный «Урал» очень полезен при больших снежных заносах.
Ждут зимы и два недавно приобретенных мощных грейдера. Глядя на них, удивляешься, как вообще можно управлять подобной махиной. Для чего же они нужны?
Например, такая техника могла бы в разы ускорить ликвидацию последствий коммунальной аварии, которая произошла в конце января 2018 года на улице Старостина и запомнилась, пожалуй, всем мурманчанам. Тогда лопнул водовод, и вода полилась с горы до площадки у кинотеатра «Мурманск», затем потекла на улицы Карла Маркса и Софьи Перовской, потом дошла до Пушкинской. И все это замерзло, так как на улице было минус 14 градусов. Дороги превратились в каток. Имевшиеся у УДХ 14-тонные средние грейдеры просто не могли сорвать намерзший лед. Новые же справились бы без проблем. Во-первых, они оснащены не одним ножом, а двумя, один из которых – передний – поворотный. Во-вторых, сзади грейдера установлен плуг. Если ножи не смогли срезать ледяной слой, то за дело берется он. Плуг буквально разрывает лед, после чего его отлично убирают ножи.
Вот только молодых профессиональных грейдеристов днем с огнем не сыскать, поэтому действующих работников берегут как могут. Примечательно, но проблема нехватки водителей грейдеров актуальна не только для нашего города и страны, но и для Финляндии.
Не так давно Станислав Ланин побывал в Рованиеми, где проходила встреча с участием специалистов Китая, России и Финляндии, на которой обсуждали принципы зимней уборки и связанные с этим трудности.
– Мэр Рованиеми пожаловался, что у него на весь город один грейдерист, которому 65 лет, и они на него буквально молятся, – рассказывает руководитель УДХ. – И не знает, что будет с городом, когда этот грейдерист уйдет. У нас тоже есть проблемы. Тем профессионалам, кто у нас трудится, уже за 60. Здесь же нужно работать не только руками, но и головой. Это планирование дороги не в плоскости, а в трехмерном пространстве. Грейдерист должен видеть, что творится под ним, перед ним, и прекрасно понимать, что находится за ним. А еще нужно учитывать огромные габариты машины.
К слову, Станислав Борисович решил сам освоить эту сложную технику – в сентябре записался на обучение. Как только наберется группа – начнутся занятия.
На вопрос «Зачем это вам?» Станислав Ланин ответил: «Наверное, придет то время, когда я сяду на грейдер и буду приносить пользу городу не контролем и организацией, а своим непосредственным трудом».
В честь наступающего профессионального праздника Станислав Борисович пожелал своим сотрудникам терпения и здоровья, так как именно от них зависит комфорт и благополучие в городе. А мурманчанам – быть вежливее и уступать дорогу снегоуборочной технике, ведь она работает для горожан.
Екатерина БОГДАНОВА. bogdanova@vmnews.ru
Фото Максима КОТОВА.
Дорожные уборочные машины-пылесосы сейчас на покое. Их обслужили и отправили на хранение в сухие боксы, чтобы следующим летом техника вновь вышла очищать улицы города.
Техники, которая работает исключительно зимой, мало. Например, это лаповые снегопогрузчики. Они работают, когда необходимо очищать город от большого количества снега. Летом же техника обслуживается и ждет своего часа.
Всего УДХ обслуживает около 200 километров проездов и автодорог, более 570 тысяч квадратных метров тротуаров, 314 остановочных комплексов, более 150 лестниц, 644 тысячи квадратных метров озеленительных полос, более 45 километров ограждений, почти 122 километра ливневой канализации и 11 тысяч светоточек (плафонов уличного освещения). За всем этим следят около 600 работников учреждения, в чьем распоряжении находится более 140 единиц различной техники.
Поздравляем с профессиональным праздником всех работников дорожного хозяйства! Сегодня работники отрасли к своему профессиональному празднику подошли с достойными результатами. Обновляются дороги, приводятся в порядок магистрали и улицы.
Заботу о строительстве, ремонте, восстановлении и содержании дорог в городе-герое Мурманске берут на себя работники дорожного хозяйства. Они ведут ремонт тротуаров, развязок и обеспечивают бесперебойное движение автотранспорта.
В этот праздничный день выражаем благодарность за ваш нелегкий труд, желаем крепкого здоровья, личного и семейного благополучия, терпения, оптимизма и успехов во всех делах!
Администрация города Мурманска.
Уважаемые работники дорожной отрасли Мурманской области! Искренне поздравляю вас с профессиональным праздником!
Этот праздник – дань признательности и уважения мастерству и трудолюбию многотысячного отряда строителей дорог, проектировщиков, ветеранов отрасли. В этот день мы чествуем тех, кто посвятил себя благородному делу строительства дорог и мостов. Благодаря вашему самоотверженному труду в нашем регионе создана мощная автодорожная сеть.
Хорошая дорога – это залог того, что у территории есть перспективы, есть будущее. Мурманская область по праву гордится дорожной инфраструктурой! Спасибо вам за преданность профессии и ответственность по отношению к порученному делу.
Уверен, работники дорожного хозяйства сохранят и упрочат свои славные традиции, с честью и высокой ответственностью будут решать возложенные на них задачи в будущем.
От всей души желаю вам крепкого здоровья, счастья, благополучия! Пусть невзгоды проходят мимо вашего дома, пусть всегда по пути с вами идут удача и добрые вести!
Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А. Б. Веллер.