На его уроках никогда не бывает скучно. Вместе со своими учениками он разрабатывает бизнес-планы по открытию в городе ресторанов быстрого питания и фитнес-центров, анализирует исторические фильмы и рассказывает о режиссерских ляпах, в числе его учеников есть те, кто поражает высокими результатами на исторических олимпиадах. Он, Вячеслав Пославский, - учитель истории и обществознания Мурманского академического лицея.
По велению сердца
Напомним, на днях завершился традиционный конкурс «Учитель города Мурманска-2019». За почетное звание боролись более трех десятков педагогов. В течение пяти дней они проводили открытые уроки и мастер-классы, удивляли педагогическими находками и необычной подачей материала. Вячеслав Пославский стал победителем профессионального состязания уже во второй раз.
– Я с детства любил читать и, пожалуй, именно из-за литературных произведений увлекся историей. Но становиться учителем я, конечно, не предполагал, – рассказывает Вячеслав Пантилимонович. – Да и учеником был не самым прилежным, с уроков выгоняли, порой и родителей вызывали в школу из-за моих подростковых шалостей. Когда пришло время выбирать профессию, поступил в МГТУ, думал стать радиотехником. Но спустя год обучения понял, что ошибся, что это не мое. Решил довериться интуиции и изучать то, к чему лежала душа. Так я поступил на исторический факультет нашего педагогического университета (ныне МАГУ. – прим. авт.).
Учеба в вузе молодому человеку давалась легко, ведь он искренне любил историю, да и опытные педагоги мастерски поддерживали к ней интерес студентов. На пятом курсе Вячеслав Пославский впервые попал на практику, шестиклассникам гимназии № 3 он рассказывал про средневековье. Вячеслав удивительно быстро нашел общий язык с подростками, те были в восторге от уроков молодого учителя. Сомнений в выборе профессии больше не было, Вячеслав твердо решил, что после получения диплома пойдет работать в школу.
– Конечно, я понимал, что быть учителем непросто, да и зарплаты у педагогов тогда были весьма скромные, к счастью, сейчас эта ситуация изменилась. Но от головной боли, которая называется школьная документация, учителям, видимо, не избавиться, – замечает педагог. – Я как-то даже предлагал заведующей кафедрой университета ввести в программу спецкурс «Ведение школьной документации». Уж очень непросто там все, особенно тем, кто лишь начинает педагогическую карьеру.
Главное – заинтересовать
Любимым своим историческим периодом Вячеслав называет XIX–XX века, начиная со времен правления Александра I. О людях и событиях тех лет ему особенно интересно рассказывать старшеклассникам.
– В очень многих школах к истории относятся как к дополнительному предмету, в старшем звене основной упор делается на математику и русский язык, экзамены по которым обязательны для всех, – продолжает Вячеслав Пантилимонович. – Но я убежден, что любой человек рано или поздно придет к историческим книгам. Экскурсии по разным городам и странам, художественные и документальные военные фильмы, книги – все это, как правило, вызывает неподдельный интерес к изучению исторических фактов. Моя задача – пробудить этот интерес, подогреть его, сделать так, чтобы у ребят этот интерес сохранился надолго.
Лучший мурманский педагог 2019 (и 2012-го тоже) года в основном работал со старшеклассниками, причем помимо истории и обществознания учит их экономике и праву. Но в этом году Вячеслав Пославский стал вести уроки и у школьников среднего звена.
– Я очень рад учить своих пятиклассников, – говорит учитель. – Для них можно разработать и применить множество интересных форм работы. В этом возрасте дети учатся логически рассуждать, сравнивать, анализировать, одним словом, педагогу с ними есть где развернуться. Да и время зарождения древних цивилизаций – эпоха античности, которая изучается в пятом классе, – чрезвычайно интересна.
Современные акценты
В чем же профессиональные секреты Вячеслава Пославского, который уже во второй раз становится лучшим учителем Мурманска?
– Вот уж не знаю, – пожал плечами педагог. – Возможно, дети просто чувствуют, что мне очень интересна история, и увлекаются ею вместе со мной. Ведь в любой теме можно найти что-то необычное, какие- то запоминающиеся факты, яркие события. К примеру, сейчас на уроках по обществознанию мы изучаем экономику. И детям из непрофильных классов, которые не сдают ЕГЭ по этому предмету, конечно, скучно было бы разбираться, что такое издержки производства, факторные доходы и другие понятия. Заинтересовать ребят можно, если осовременить изучаемые темы. Потому, когда изучали тему предпринимательства, мы с ребятами высчитывали, как в Мурманске открыть собственный бизнес, используя схему франчайзинга. Детям это интересно и понятно, ведь все рестораны быстрого питания, так любимые подростками и молодежью, открыты именно по франшизе.
Также Вячеслав Пантилимонович отмечает, что современные дети очень интересуются политикой, различными общественными движениями, экологией.
История в кино
В числе других примечательных форм работы лучшего учителя этого года с учениками – обсуждение современного кинематографа на уроках истории и обществознания.
– В последнее время мы все чаще сталкиваемся с весьма странным преподнесением военных тем, – объясняет Вячеслав. – К примеру, кинолента «Т-34», на мой взгляд, напоминает веселые «покатушки» на танках. А ведь любая война – это в первую очередь кровь, смерть, невыносимые человеческие страдания. Я рад, что ребята после просмотра многих фильмов о войне тоже приходят к выводу, что зрелищность, картинка стали превалировать над содержанием. Другой яркий пример тому – нашумевший «Сталинград» Федора Бондарчука. Спецэффекты там, конечно, хорошие, но войны как таковой, со всеми ее ужасами, мы с детьми не увидели. А вот в «Брестской крепости», несмотря не мелкие шероховатости, наоборот, соблюден баланс эмоциональности и реалистичности.
Не остается равнодушным мурманский учитель к историческим ошибкам и неточностям, которых довольно много в полнометражных военных фильмах.
– Помню эпизод из киноленты «Адмирал», где главный герой, не целясь, стреляет из носового орудия и попадает точно в рубку немецкого корабля, – приводит пример Вячеслав Пантилимонович. – Но согласно данным разных именитых историков, не один десяток лет посвятивших изучению морских сражений, сделать это практически невозможно. Безусловно, режиссеры могут немного отступать от исторической достоверности ради художественности, но все же поступаться значимыми реальными фактами нельзя.
Историк с гитарой
За восемь лет работы учителем Вячеслав Пославский сумел увлечь гуманитарными науками множество юных мурманчан. Его ученики регулярно получают высокие баллы на школьных олимпиадах, ребята из профильных социально- экономических классов блестяще справляются с ЕГЭ по истории и обществознанию и оканчивают лицей с медалями.
Непростую работу учителя Вячеслав Пославский успешно совмещает с воспитанием трехлетней дочки, которой уделяет большую часть свободного времени. А еще лучшего учителя этого года скоро можно будет увидеть на сцене одного из мурманских кафе в составе недавно образованной музыкальной группы – джазового бэнда «Arctik Swing». Вот уже много лет молодой педагог увлекается игрой на гитаре и клавишных инструментах.
– На хобби всегда нужно выкраивать время, это позволяет мозгу переключиться, а потом эффективнее работать, – подытожил мурманский учитель истории. – Бывает, после репетиций в голову приходят новые интересные методики преподавания той или иной темы, может быть, с ними я еще раз приму участие в профессиональном конкурсе.
К ТЕМЕ
Быть учителем ответственно, но очень приятно! Профессию учителя Вячеслав считает своим призванием. Для него — это не та работа, которой человек занимается только с 9 утра до 5 вечера. Учитель должен оставаться примером для своих учеников и вне школьных стен.
- Учитель для ученика – это эталон поведения, в том числе и во внеурочной жизни, – считает Вячеслав. – Например, я преподаю обществознание, рассказываю о том, как хорошо и правильно соблюдать законы. А если я в жизни эти законы соблюдать не буду, то дети это сразу же заметят и перестанут уважать. Слово не должно расходиться с делом. (Из публикации «Вечернего Мурманска» за октябрь 2012 года «Большие перемены», автор Татьяна Белявская.)
Надежда ЛЕБЕДЕВА. lebedeva@vmnews.ru Фото из архива редакции.