Хотите в Париж? Мечтаете встретить свою вторую половинку? А может, давно не получается найти общий язык с сыном-подростком? Нарисуйте свое желание, и оно обязательно исполнится, советуют психологи. В Мурманске набирает популярность нейрографика – специальный метод рисования, который помогает визуализировать мысли с помощью рисунка. О том, как с помощью маркера и листа бумаги можно изменить свою жизнь в лучшую сторону, рассказала одна из специалистов в области нейрографики, практический психолог с 40-летним стажем Валентина Орлова.
Снижает давление
Валентина Орлова всю жизнь работает в педагогической сфере. Получив высшее образование по дошкольной психологии, а затем по практической психологии, она сменила несколько профессий. Была воспитателем в яслях, заведующей детским садом, директором приюта детей, оставшихся без попечения родителей. Потом работала педагогом-психологом в школе. Параллельно преподавала психологию в мурманских вузах.
– Моя работа всегда была связана с психологией. И когда я увидела в Интернете открытый урок по нейрографике, не смогла пройти мимо, – рассказывает Валентина. – Первое занятие, что мне попалось на глаза, было посвящено оздоровлению через рисование. Я порисовала, мне понравился результат. Позже я еще несколько раз рисовала на улучшение здоровья – мне помогало, даже высокое давление снижалось. Я заинтересовалась этой темой, стала копать глубже. Оказалось, что нейрографику придумал Павел Пискарев в 2014 году. В научной среде этот метод приняли как отдельную науку, а Пискареву дали звание доктора психологических наук. Чем больше я об этом читала, тем сильнее становилось желание изучить все в мельчайших подробностях. В итоге я прошла сначала курсы пользователя, а потом – специалиста по нейрографике. Теперь я имею право использовать этот метод в работе со взрослыми и детьми, так как у меня есть еще и педагогическое образование.
Круги и кривые линии
Со стороны занятие нейрографикой выглядит как бессознательное выведение крендельков на бумаге. Похоже на то состояние, когда человек рисует в тетради на полях завитушки во время скучной лекции в институте или в рабочем блокноте на затяжном совещании. Замечали за собой такое? Значит, вы уже частично занимались нейрографикой. С помощью рисования линий вы подсознательно пытались снять напряжение. Однако метод нейрографики значительно глубже, нежели просто бездумное рисование фигур для расслабления.
В нейрографике круг является символом проблемы или поставленной цели. Далее, размышляя о своей задаче, вы начинаете добавлять новые элементы в рисунок, соединяя их между собой специальным образом и заполняя фон. В результате вам предоставляется возможность выйти за рамки привычных убеждений и взглянуть на суть вопроса под новым углом.
– Особенно хорошо этот метод работает с младшими школьниками – легко, красиво, непринужденно. И удовольствие от процесса получают, и осознание своей проблемы приходит, и находятся новые выходы из создавшегося положения. Дети оказались самыми отзывчивыми на нейрографику, – продолжает Валентина. – Вот приходила ко мне девочка, которая училась в третьем классе, но совсем не умела решать задачи по математике. В результате работы мы выяснили, что у нее нет вдумчивого чтения. Ребенок просто не вникал в содержание задачи, а, манипулируя предложенными цифрами, пытался найти правильный ответ. Отсюда и проблемы. В процессе рисования я сама подбирала и озвучивала такие задачи, чтобы ей было интересно искать на них ответ и чтобы она была вынуждена в них вчитаться и вдуматься. Понятно, что само рисование не научит ребенка решать задачи. Но как дополнительный метод – связующий, мотивирующий – в данном случае он отлично подошел. Дети пришли ко мне просто порисовать. А подспудно научились еще и решать задачи, анализировать.
Плюс нейрографики еще и в том, что каждый кружочек можно подписать. В итоге после занятия у ребенка на руках будет рисунок с названием, к примеру, «Я умею решать задачи». На листе будут изображены круги и кривые линии, напоминающие ней-ронную сеть. Все кружочки будут подписаны. Один называется «Вдумчиво читать», другой – «Анализировать», третий – «Знать умножение», следующий – «Не торопиться» и так далее. Когда эти круги подписаны, ребенок на одном листе видит всю картину, из чего складывается решение задачи. Понимает, почему у него ранее не получалось найти верный ответ. А потому что не вдумывался, не анализировал. Теперь он все это стал делать и по самостоятельным работам получает уже не двойки, а четверки. Дальше можно задуматься, почему не пятерки? Ребенок снова обращает свой взор к рисунку, выясняет, какой кружочек хромает, и прилагает усилия, чтобы исправить ситуацию. Такой подход кардинально меняет отношение к учебе.
Меняешься сам, меняется мир вокруг
Нейрографика – это графический метод, когда мы можем взять маркер, лист и нарисовать свою задачу. Для этого можно наметить композицию или просто начать рисовать круги. Таким образом человек начинает выражать свое переживание проблемы на бумаге, трансформировать проблему через изображение. После того, как задача визуализирована, ее решение может возникнуть гораздо быстрее.
– Как это работает? – переспрашивает меня психолог. – В нейрографике задействовано много механизмов. Один из самых простых – запускается работа зеркальных нейронов, тех самых, которые заставляют нас кому-то подражать. В частности, на этом принципе основана реклама. У него есть крутой телефон, и я хочу такой же. Когда зеркальные нейроны срабатывают, мы начинаем повторять. Представьте: девушка хочет быть красивой и стройной, она рисует и страстно вкладывает в изображение все свое желание, прорисовывает нейронные связи. Получается, что она прорисовала свое будущее, ведь она рисовала то, какой хочет быть. И в процессе рисования видит себя уже другой там, в будущем. Это абстракция, но она понимает, что вкладывала в каждый кружочек. А дальше уже начинают работу зеркальные нейроны, которые приводят этот механизм в действие, – переносят эту красоту в реальность. Зеркальные нейроны начинают воплощать прорисованное. Это очень сильное действие. Такой рисунок нужно повесить на самом видном месте, и он постоянно будет напоминать о мечте и работать. У меня дома их много, каждое желание, проблема – новая работа. А то, что исполняется, решается, я убираю в архив.
Из своей практики Валентина Орлова рассказывает чудесные истории преображения людей, которые опробовали на себе нейрографику. У старшеклассников перед экзаменами с помощью рисунков снимались страхи и стресс. Молодая вдова благодаря прорисовыванию встретила мужчину. Дочь помирилась со своим пожилым отцом.
– Конечно, всему этому способствовало не только рисование, – подытожила моя собеседница. – Во время занятия мы беседуем, я привожу примеры из жизни по соответствующей теме, использую весь свой багаж знаний психолога. И что интересно – у кого получается решить свою проблему, они все говорят, что планировали только порисовать, не верили, что это поможет решению задачи. Но на самом деле они рисовали свою трансформацию – они менялись, и изменялся мир вокруг. Все просто.
Александра ИВОЛГИНА.
gazeta@vmnews.ru
Фото из личного архива Валентины ОРЛОВОЙ и открытых Интернет-источников.