Мало найдется автолюбителей, довольных нынешней системой ОСАГО. Она несправедлива, добросовестный водитель, соблюдающий правила дорожного движения или редко пользующийся автомобилем, при покупке страховки вынужден платить за тех, кто лихачит и наносит урон гражданам. Попытки навести порядок в автостраховании предпринимаются постоянно. Но результат, как правило, не может устроить все стороны отношений. И вот очередная, только что стартовавшая реформа. Насколько изменится цена полисов, станет ли проще купить ОСАГО, а также о том, что помешает страховщикам сильно завышать тарифы, рассказал управляющий Отделением по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации Андрей КЛИМОВ.

 

Справедливое ОСАГО

 

– Андрей Гридорович, почему классическая страховая схема опять нуждалась в реформировании?

– Страховая компания обязана установить для всех жителей одного города единый тариф, а также при расчете стоимости полиса учесть мощность автомобиля, возраст и стаж водителя и его водительскую дисциплину (количество аварий). Как еще недавно выглядело на практике? Например, начинающий водитель в Краснодарском крае, не имеющий стажа и управляющий дорогой иномаркой мощностью в 250 лошадиных сил, должен был платить в среднем 26750 рублей справедливого тарифа. Но действующие правила устанавливали цену на его страховку не выше 14232 рублей. В это же время добропорядочный житель Перми с большим стажем вождения на автомобиле российского автопрома мощностью не более 90 лошадиных сил мог бы за свою страховку платить 3242 рубля. Но и в этом случае минимальная возможная граница устанавливалась для такого страхователя в размере 5919 рублей. По факту же он платил около 7200 рублей. Это все из-за того, что к сумме его страховки добавлялась еще приличная часть «за того парня» на крутой иномарке, который только сел за баранку.

– И ведь такое происходило повсеместно. Причем на законных основаниях. Издержки методики расчета?

– Любому автовладельцу понятно, что водителей отличают не только возраст и мощность автомобиля. Кто-то лихачит, кто-то работает таксистом, у кого-то машина стоит всю неделю в гараже и ездит он на ней только по выходным, причем ездит аккуратно. Чтобы учесть интересы всех категорий водителей, Центральный банк и Минфин разработали комплекс мер для принятия справедливых тарифов. Все основано на принципе, определяющем, что каждый обязан платить за себя, а тарифы автострахования должны быть индивидуальны.

Предлагаемые изменения позволят снизить стоимость полиса для большей части водителей. И в то же время лихачам придется платить больше.

 

Этапы большого пути

 

– Похоже, что это дело не одного дня?

– Реализация инициативы Банка России пройдет в три этапа. На первом этапе предлагается изменить расчет коэффициентов бонус-малус (КБМ) и возраст – стаж (вместо нынешних 4 ступеней будет 58), расширить тарифный коридор по ОСАГО. На втором – отказаться от территориальных коэффициентов и коэффициента мощности, которые сегодня признаны не очень эффективными. И одновременно предоставить страховым компаниям право устанавливать индивидуальный базовый тариф для каждого водителя.

На третьем этапе страховщики смогут устанавливать свои коэффициенты для автолюбителей. Эта возможность станет доступна после реализации первых двух этапов. Перед переходом к третьему этапу нам надо убедиться, что проблемы с доступностью полисов решены, сговоры страховщиков по цене и навязывание дополнительных услуг отсутствуют.

– Не получится ли так, что цена полиса вырастет? Большинство прежних реформ именно этим и заканчивалось.

– По нашим расчетам, если средняя стоимость тарифа по легковым автомобилям граждан и вырастет, то незначительно – на полтора процента, не более. Крупнейшие страховые компании готовы снизить стоимость полиса для автовладельцев, которые ездят безаварийно. Так что аккуратные, законопослушные водители от реформы только выиграют. Тем же, кто не соблюдает правила дорожного движения, придется раскошелиться. Но, наверное, это справедливо.

Что еще важно: за Банком России закрепляется право контролировать тарифную политику страховщиков в сфере ОСАГО. Мегарегулятор сможет ограничивать сверхприбыль страховщиков, если расчеты покажут, что тарифы компании установлены исходя не из убыточности, а намного выше ее уровня.

 

Бонус и не только

 

– Очень много жалоб от автовладельцев на махинации страховщиков с коэффициентом бонус-малус (КБМ). Кому-то эту скидку незаметно обнуляют, где-то страховщик после окончания договора не представляет в базу данных новое значение коэффициента. Ждать ли изменений в этой части тарифов?

– Да, разработана новая система действия этого коэффициента. Она простая и понятная: у каждого водителя будет лишь один коэффициент. Он назначается человеку 1 января и не меняется до 31 декабря, то есть действует в течение календарного года. Сколько бы договоров ОСАГО автовладелец не заключал, в какое количество полисов его не вписывали, этот коэффициент весь год будет неизменен. 1 января история аварий водителя за прошедший год проверяется и присваивается новый коэффициент.

– Как это изменит жизнь автовладельцев?

– Прежде мы наблюдали «задвоение» коэффициента у многих водителей. Теперь у каждого будет только один – КБМ. И у кого их было два – останется только меньший. Еще одно изменение убрало действовавшее ранее правило: если человек по какой-то причине год не был вписан ни в один полис ОСАГО, его коэффициент обнулялся, то есть становился равным единице. Этим как раз и пользовались страховые компании. Если человек, например, ездил по полису без ограничения количества водителей или его машина была сломана, то все его бонусы сгорали. Такой уловкой часто пользовались и «аварийные» водители. Попав в несколько аварий и получив коэффициент 2,45, такой водитель на год приобретал полис с неограниченным числом водителей. Это давало ему возможность через год снова снизить коэффициент до 1. Введение новой системы позволит пресечь эти злоупотребления.

– Что дадут водителям и страховщикам второй и третий этапы реформы?

– Прежде жители двух соседних поселков, находящихся друг от друга в пяти километрах, но в разных областях, платили по-разному. Это неправильно. Страховщик должен устанавливать тариф с учетом плотности движения в данном поселке, качества дорог. Если водитель не согласен с оценкой, он может обратиться в другую страховую организацию и найти более выгодное предложение.

Сейчас в зависимости от населенного пункта, в котором зарегистрирован автомобиль, тариф может становиться в два раза больше или на 40 процентов меньше. Отдавая этот вопрос на усмотрение самих компаний, планируется существенно сократить данный разброс: он не может быть более 30 процентов.

Что касается отмены коэффициента мощности, то его стоит ждать в 2021 году. Принято считать, что более мощный автомобиль и вреда может причинить больше, чем автомобиль мотором послабее. Раньше автомобиль с двигателем мощностью 120 лошадиных сил считался гоночным.

Сегодня самые распространенные автомобили обладают мощностью от 71 до 100 лошадиных сил, и для них применяются повышающие коэффициенты.

Поэтому здесь мы планируем применить ту же логику, что и для территориального коэффициента: никакого повышающего на 60 процентов коэффициента. Страховщики смогут увеличивать тариф не более чем на 40 процентов. При этом должна появиться и возможность представления дополнительной скидки на те же 40 процентов. Как ее использовать – решать самим компаниям. Может, они учтут марку автомобиля или начнут внимательно изучать водителей. Или станут использовать телематику, оборудуя машину приборами фиксации скорости разгона, резкости торможения, более сложные характеристики поведения водителя.

– Наверное, данные Госавтоинспекции тоже можно принять во внимание?

– Безусловно. Если человек регулярно нарушает правила дорожного движения, то вполне логично, что страховка у него будет дороже. Это и тариф более справедливым сделает, и нарушителей заставит дополнительно задуматься.

 

С Новым годом и новым тарифом

 

29 декабря 2018 года Минюст утвердил указание Центробанка о поправках в автостраховании. Данный документ вступил в силу 9 января 2019 года. Основные изменения, которые ждут российских водителей при оформлении ОСАГО после 9 января 2019 года, коснулись коридора базовых тарифов ОСАГО и изменения коэффициентов возраст – стаж.

 

Подготовил Валерий СЕРЕБРЯКОВ.

serebriakov@vmnews.ru

Фото предоставлено пресс-службой Отделения по Мурманской области Северо-Западного главного управления ЦБ РФ.