Эта история о том, как ради красного словца и жарких обещаний политические деятели пытались оставить людей без жилья. Этот рассказ еще и о словоблудах, которые в попытках жонглировать законом загоняют горожан в угол. А еще это поучение – слушать нужно того, кто предлагает реальные вещи, а не советы «диванных экспертов».
Срочное расселение «пизанской башни»
Чтобы понять суть сегодняшней истории, необходимо вернуться на три года назад. В сентябре 2015 года мэрия Мурманска ввела режим по предотвращению чрезвычайной ситуации в связи с угрозой обрушения многоквартирного дома № 8 на улице Фрунзе. Кирпичный дом на 11 квартир 1957 года постройки. Угроза зданию выявилась во время капитального ремонта фасада.
Глава администрации Мурманска Андрей Сысоев тогда заявил: «Кирпичная кладка стен дома находится в недопустимом состоянии. Дом нуждается в расселении. Городская власть сделает все, чтобы обеспечить безопасность граждан. Жители должны будут отселиться из собственных квартир в максимально короткие сроки – до 31 октября текущего года. Город окажет всю возможную помощь, чтобы люди в спокойном режиме выехали из своих квартир, вывезли имущество. Будут предоставлены квартиры из маневренного фонда».
Естественная реакция жителей аварийного дома в этом случае – страх. У одних – за свою жизнь и жизнь своих детей, которые в случае самого ужасного развития событий окажутся погребенными под руинами. У других – страх лишиться собственного жилья и крыши над головой. Ведь квартиры рано или поздно все равно покинуть придется, поскольку чрезвычайная ситуация сама по себе не рассосется, а трещины несущих конструкций в старом доме чудом не затянутся.
Чтобы развеять страхи и сомнения людей, с жильцами дома встретился Андрей Сысоев. Предложение власти было простым – сначала люди покидают аварийный дом и переселяются в маневренный фонд, а потом город выкупает их квартиры по рыночной стоимости, если будет принято единогласное решение собственников жилья. Проще говоря, городские власти предложили каждому жильцу деньги за его квартиру. Причем стоимость квадратного метра устанавливалась не с потолка или по остаточной цене. Независимые оценщики принимали в расчет и метраж квартиры или комнаты, и район, а также стоимость доли общего имущества, включая землю под домом. Таким образом, людям предлагались суммы, которых хватило бы на покупку равноценного жилья. И это обещание власть выполнила, но об этом чуть позже.
Красные трубадуры
Как говорят, у нас каждый мнит себя экспертом в двух областях – как надо строить и как надо играть в футбол. Большинство жильцов согласились с тем, что продажа квартир городу – реальный вариант выхода из ситуации и быстрого получения денег. Но были и те, кто не поверил ни выводам экспертов об аварийности строения, ни строителям, утверждавшим, что кирпичная кладка рассыпается на глазах, а дом не пригоден для проживания. Да и как же поверить, если к жильцам дома повадились захаживать в гости представители обкома КПРФ Ольга Панина и Юрий Ваталин. Они убеждали и без того напуганных ситуацией горожан, что их обязательно обманут. Непременно обманут! И верить этой власти нельзя, а вот им – коммунистам – можно. Ведь они всегда с народом. Тем более что и выборы в Мурманскую областную Думу уже совсем скоро. Как изберут их люди депутатами, так они всем покажут и всех накажут.
Алексей Веллер, бывший в то время мэром Мурманска, даже выступил с заявлением в эфире телеканала «Россия-1»:
«Действуя в соответствии с Жилищным кодексом РФ, город уведомил собственников и предложил им при условии принятия единогласного решения выкупить их квартиры по рыночной стоимости. Люди уже бы все получили деньги и приобретали жилье. Но нашлись те, которые захотели набрать на этой ситуации политические очки. Появились представители КПРФ, которые стали рассказывать жильцам дома, что их пытаются обмануть. В итоге собственники квартир единогласного решения не приняли, и город по закону ушел в другую процедуру – теперь люди в течение года будут ждать, пока город подтвердит свое предложение и осуществит выкуп их квартир. Я бы порекомендовал этим политическим деятелям, прежде чем что-то людям советовать, изучить законодательство, чтобы своими советами не вводить мурманчан в заблуждение. Думаю, когда собственники дома на улице Фрунзе, 8 поймут, что произошло, скажут «большое спасибо» советчикам из партии КПРФ. Хочу еще раз подчеркнуть: на фоне предстоящих выборов находятся силы, средства массовой информации, которые пытаются на ровном месте устроить ажиотаж, раздуть из мухи слона, передергивая факты, умалчивая о требованиях законодательства. Политики умоют руки и отойдут в сторону, скажут, что опять городская власть виновата. Бог им судья. Я бы призвал мурманчан: вступайте в диалог с городской властью, потому что она отвечает за свои слова».
Деньги на стол!
Но тогда слова Алексея Веллера услышали далеко не все. Предвыборная гонка за депутатскими мандатами в региональное законодательное собрание была в самом разгаре. И устроить пиар на жильцах хотелось многим. Языки чесались не только у Паниной и Ваталина. Например, вечный кандидат в депутаты Олег Рябцев в своей агитационной продукции вопрошал: «Кому понадобился дом на улице Фрунзе, 8? Где искать ответы?».
А ответ, как всегда, был на поверхности. Ведь на самом деле никому не нужен был ни этот аварийный дом, ни земля под ним, ни квартиры в нем! Многие из жильцов этой злополучной «пизанской башни» поняли это почти сразу. Другие – по прошествии двух лет и нескольких судов, которые встали на сторону городских властей, подтверждая простую истину – нельзя оставлять людей в аварийном доме. Даже если люди очень хотят там жить.
Что в итоге? Если бы собственники квартир не стали слушать псевдоюристов, желающих заработать на чуждом несчастье, и трубадуров из КПРФ, жаждущих исключительно пиара, дом могли расселить и снести уже в мае 2017 года. И все до единого собственники получили бы деньги. Но мнения жильцов разделились. Кто-то поверил городским властям и, пройдя все необходимые процедуры, продал свою жилплощадь городу. Следует отметить, что таких людей большинство. Напомним, жилых квартир в доме было 11. Жители семи квартир уже купили новое жилье. На вырученные деньги некоторые приобрели даже не одну, а две квартиры, поскольку независимые оценщики по рыночной цене вычисляли не только стоимость квартиры целиком, но метраж комнаты и доли в комнатах и квартирах. Словом, факторов была масса, в том числе стоимость доли общего имущества, включая землю под домом. Но в целом за квадратный метр своей собственности жильцы получили от 40 до 70 тысяч рублей. Каждый может самостоятельно просчитать, можно ли купить на эти деньги жилье.
И пишут письма мелким почерком
Казалось бы, ситуация разрешилась. Власть исполнила обещания. Представители КПРФ, как и предсказывалось, «умыли руки». В областной Думе уже нет ни Ваталина, ни Паниной, а Рябцева даже успели исключить из рядов КПРФ. На дворе июль 2018 года.
И вдруг в администрацию города поступает очередное письмо за подписью пяти депутатов регионального законодательного собрания. Белов, Найденов, Новокшонов, Штырхунов и Круглова просят мэрию «приостановить какие-либо действия, связанные с принудительным расселением и сносом дома № 8 на улице Фрунзе».
Фактически депутаты просят городские власти приостановить то, что давно сделано. В смысле, расселено. Это, конечно, могучая просьба. Но далее в тексте обращения вообще волшебное: «Учитывая, что срок эксплуатации домов такого класса постройки (согласно таблице классификации домов) не менее 150 лет, просим произвести экспертизу дома». И вот уже депутатам вторят фейкометы из «Северпоста», публикуя письмо один в один.
Народные избранники, очнитесь! У вас что ни строчка, то жаркое противоречие здравому смыслу.
Дом признан аварийным. Большинство людей выселились, получив бюджетные деньги на новое жилье. Уже живут счастливо, о вас не думая. Это раз.
Про срок эксплуатации домов 1957 года постройки вы лучше расскажите мурманчанам, живущим в аварийных домах. Ведь люди за словом в карман не полезут. Они вам скажут, что думают и о ваших квартирах, и о ваших зарплатах в 250 тысяч в месяц. Это два.
И прежде чем свою подпись под документами ставить, в ситуации вообще-то разбираться принято, а не просто гуглить или у «Яндекса» спрашивать ответы. Это три.
Ну и извините, теперь о наболевшем. Зачастую кажется, что некоторые люди (порой даже люди, похожие на умных) живут исключительно в рамках теории заговоров. Судите сами.
Признали аварийным дом на улице Фрунзе, 8 – «Ага, значит, земля понадобилась крупному чиновнику! Чей-то офис будет здесь открыт!».
Очнитесь, господа-депутаты и прочие расследователи! Земля под домом, как и квартира или комната, – принадлежит жильцам. Это общее домовое имущество собственников. И забрать его просто так никто не имеет права. Это закон. Учите матчасть, как говорится. Потому что незнание законов – порождает слухи и сплетни.
Вот другая недавняя история из этой же серии. Дом на улице Декабристов, 30, который нынешней весной после паводка начал рассыпаться на дощечки. Угроза обрушения и вновь вынужденное расселение людей. И опять организованная кем-то паника: земля понадобилась, снесут дом и торговый центр построят. Словом, заговор.
Да нет никакого заговора! Есть здравый смысл и закон, который нарушать нельзя. В противном случае все может закончиться как в Нижнем Новгороде, где завершено расследование уголовного дела по обвинению в халатности главы администрации Нижнего Новгорода Сергея Белова и главы Ленинского района Нижнего Новгорода Надежды Рожковой. По версии следствия, обвиняемые ненадлежащим образом исполняли свои должностные обязанности и не инициировали признание в соответствии с требованиями действующего законодательства аварийным и непригодным для проживания дом № 32 на улице Героя Самочкина. В конечном итоге стена дома рухнула. К счастью, люди не пострадали. А ведь кому-то тоже казалось, что дом неплохой, простоит еще 150 лет и земля под ним в хорошем районе…
Дмитрий МАЛЫШЕВ.
malyshev@vmnews.ru
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ.