Одна из первых работ теперь уже заслуженного художника России, которую ему не стыдно показать на выставке, – рисунок проезда Тарана 1957 года. Этот городской пейзаж в коричневых тонах написал тринадцатилетний Виталик Бубенцов, подающий надежды ученик мурманской изостудии при Дворце культуры имени С. М. Кирова. Тогда он и представить не мог, что через 60 лет эта картинка попадет на его персональную выставку графики в большом зале Мурманского областного художественного музея.
Жена к музе не ревнует
За прошедшие годы проезд Тарана изменился до неузнаваемости, да и Виталика теперь уже называют по имени-отчеству – Виталий Николаевич – его студенты, коллеги и поклонники. Вернисаж собрал более сотни мурманских любителей искусства, которых известный автор смог удивить, раскрыв себя с новой стороны. В экспозиции он представил 60 лучших своих графических работ, созданных за 60 лет творческой деятельности. Рассматривая их, можно совершить виртуальное путешествие не только по Мурманской области, но и по российскому и европейскому Северу, причем не только географическое, но и временное. Самая свежая работа – «Заполярный день» – была закончена в конце этого января.
В 80-е годы Виталий Бубенцов очень часто путешествовал и прошел на различных судах от Мурманска до Дудинки, а от Дудинки на пароходике до Красноярска по Енисею. Бывал на острове Колгуев, в Кижах и Соловецком монастыре, но не отказывался и от возможности посетить теплые страны. Например, в Туркмении Виталий Бубенцов рисовал заточенным тростником среди саксаулов в песках пустыни Каракум. А в 2001 году на барке «Седов» прошел от Санкт-Петербурга вдоль берегов Польши, Германии, Голландии и Франции до Португалии. Но Север ему милее всего.
– У нас уникальный регион! Здесь есть и почти что средняя полоса – Терский берег, и горы, и Териберка с выходом в Баренцево море, – объяснил Виталий Бубенцов. – Такое разнообразие дает колоссальные возможности художнику. По северной графике накопилось столько материала, что получилась целая художественная летопись. Я даже не поверил, когда вошел в зал, что все это мои работы. Давно стоило их показать и самому проанализировать.
Среди многочисленных видов Мурманска, Кузомени, Умбы, Хибин и Териберки ключевой картиной на выставке можно считать ту, на которой Арктика изображена в образе обнаженной женщины. Вот она, истинная муза Виталия Бубенцова – дева Арктика! И жена не приревнует.
– Главное в супруге, чтобы не мешала работать, – говорит Виталий Николаевич. – А в этом плане она у меня золото! Понимает, когда мне надо куда-то уехать, что-то срочно сделать, и знает, что лучше ко мне не подходить, если я весь в работе.
Судьба портрета
Вдохновляют Виталия Бубенцова не только разнообразие живописных уголков Севера, но и люди, характеры которых наиболее полно раскрываются во время работы в суровых погодных условиях. На выставке можно увидеть карандашные портреты заполярных слесарей, бурильщиков, монтажников и, конечно, капитанов различных судов.
В 1969 году художник уходил в море на промысел вместе с рыбаками, и в один из рейсов выхватил из экипажа образ Василия Тихоновича Козлова, отца Марины Ковтун, губернатора Мурманской области. Впоследствии портрет стал частью большой картины, посвященной рыбакам тралового флота, и только через много лет дошел до семьи рыбака.
– Отец только вскользь упоминал, что кто-то рисовал его во время плавания, а спустя пару десятков лет, уже будучи губернатором, на одной из встреч я получила в подарок от Виталия Николаевича портрет папы, – рассказала Марина Ковтун на открытии выставки. – Тогда слезы подступили к горлу, потому что я увидела отца в простой ушанке и в свитере, который я хорошо помню. С тех пор этот портрет висит у меня в кабинете, и я каждый день с ним разговариваю. Огромное спасибо Виталию Николаевичу за то, что сохранил память о моей семье!
Привязался к мачте и – за работу!
Вот уже несколько лет Виталий Николаевич преподает в Мурманском колледже искусств и завидует возможностям, которые сейчас есть у талантливых мурманчан. В городе масса кружков по рисованию, несколько детских школ искусств, художественная школа, колледж искусств и факультет искусства и дизайна в Арктическом университете. А ему в 14 лет пришлось уехать в Ленинград, так как даже художественных школ в Мурманской области тогда не было. Виталий вместе с педагогом уговорил родителей отпустить его одного в северную столицу, чтобы поступить в Ленинградское художественное училище имени Серова.
– Тогда в Мурманске времена были суровые, лихих людей хватало, это еще одна причина, почему родители меня отпустили после седьмого класса, – объяснил Виталий Николаевич. – А в училище детство для меня резко закончилось. Срочно пришлось наверстывать знания, которых не хватало для общения с жителями культурной столицы. Почти все были старше и образованнее меня, поэтому иногда случалось и в подушку поплакать.
По окончании училища и института имени Репина Виталий Бубенцов вернулся в родной Мурманск.
Несмотря на то, что он был первым художником в Мурманске с высшим профильным образованием, ему не дали ни мастерской, ни квартиры. А молодому живописцу хотелось творить, а не зарабатывать на жизнь «халтурой».
– Первые два года, пока жил с родителями, вешал холст на двустворчатый шкаф и писал, – рассказывает Виталий Бубенцов. – И одна из работ того периода прошла на выставку в московский Манеж, когда мурманских художников в России вообще не знали. Через два года дали квартиру, появились семья, ребенок, но заработков особо не было. На самое необходимое хватало, но творчество от благосостояния никак не зависело.
Рассказывая о своей работе, Виталий Николаевич сравнивает художников со спортсменами, которые усиленно тренируются перед важными соревнованиями. Так и мастера кисти – приходят в мастерскую почти каждый день, но далеко не всегда выкладываются на все 100 процентов. Тем более допинга для художников не существует.
– Прихожу в мастерскую, открываю дверь, а вдохновение там сидит, – шутит художник. – Бывает, что-то приходит в голову на ходу, зарисуешь быстренько в альбомчике, который всегда с собой, а когда уже созреешь, бежишь к холсту. В плаваниях, бывало, привязывал себя к мачте, чтобы писать картину во время шторма и не улететь за борт.
Побывать на выставке графики Виталия Бубенцова можно до 4 марта.
Павел СТЕПАНЕНКО.
stepanenko@vmnews.ru
Фото автора.