За несколько минут до концерта в Мурманске всемирно известный музыкант Александр Лемешев выложил в социальной сети «Фейсбук» пост: «Надеюсь, что мое выступление здесь получится такого же высокого уровня, как и прием в великолепной мурманской филармонии». И ни на йоту не ошибся.
Напомним, исполнитель так называемой «стеклянной» музыки прибыл на гастроли в столицу Кольского Заполярья, в буквальном смысле рискуя здоровьем. Накануне петербургские медики поставили ему диагноз «пневмония» и настоятельно рекомендовали лечь в больницу. Однако это не остановило виртуоза. Его мастерство исполнения классической музыки на «стеклянной арфе» – попросту винных бокалах – заставило десятки поклонников выстроиться после концерта у сцены мурманской филармонии в очередь. А такого здесь не было со времен гастролей Дмитрия Хворостовского.
Несмотря на гастрольный цейтнот, Лемешев нашел время и на восторженных поклонников, и на до всего любопытных журналистов. А интервью виртуоза «Вечерке» началось так.
Экстравагантное направление
– Вы, гитарист по образованию, уже 15 лет занимаетесь стеклянной музыкой. Почему выбрали именно это отчасти экстравагантное направление? С чего начинали?
– Мои первые бокалы, которые я использовал для музицирования, были из посудного шкафа моих родителей. Я просто взял их с полки, поставил на стол и начал играть. Мой знакомый занимался игрой на «стеклянной арфе», я увидел, увлекся. И решил попробовать сам. Сначала в качестве эксперимента. А потом у меня сложилась своя собственная музыкальная карьера, сольная концертная деятельность.
На мой взгляд, в таком необычном звуковом «обрамлении» классическая музыка привлекает больше внимания публики, чем при ее исполнении на более традиционных инструментах. Я надеюсь, что своими выступлениями вношу личный вклад в популяризацию музыкальной классики. Если мне удается заинтересовать слушателей, то я уже счастлив.
Как он это делает?
– Насколько сложно было получить вот этот навык игры на стекле?
– Я провожу мокрыми пальцами по краю бокальчиков, и каждый из них начинает петь. Конечно, есть и нюансы, и сложности. Но, наверное, в силу того, что я занимаюсь этим достаточно долго, я не задумываюсь над тем, насколько это сложно. Для меня игра на бокалах – абсолютно естественный процесс. Впрочем, бывает, когда смотрю на свои выступления в Интернете, иногда сам удивляюсь: «Как же я это делаю?».
– Сегодня в мире всего несколько музыкантов умеют виртуозно исполнять «стеклянную» музыку, и один из них – вы. А есть ли преподаватели, которые бы учили ее исполнять? Вот лично вы передаете ученикам свой опыт?
– Преподавателей, которые бы учили играть на «стеклянной арфе», нет. По крайней мере, пока. Меня несколько раз просили, к примеру, театры позаниматься с артистами «стеклянной» музыкой, чтобы они могли привнести ее в постановки, но уговорить так и не смогли. Времени катастрофически не хватает, в том числе и на преподавательскую работу. Но, может быть, когда-нибудь я ею займусь.
– Вы обычно выступаете с камерными коллективами, а был опыт игры с большим симфоническим оркестром?
– Да, несколько произведений с большим симфоническим оркестром я исполнял. Но моему инструменту ближе все-таки камерный состав: либо струнный квартет, либо камерный струнный оркестр. Также были выступления с органом. Мощный духовой инструмент, очень интересное звучание.
Также мне приходилось выступать с таким величайшим коллективом, как «Солисты Москвы» Юрия Башмета. Причем это была моя инициатива. Я сам предложил Юрию Абрамовичу выступить вместе. Этот концерт незабываем для меня.
Мурманск вдохновляет
– Где создавали ваш инструмент?
– Есть мастера, которые производят такие инструменты в Германии, мой делали в России. Мне помогал коллега-музыкант, мы осваивали технологию изготовления «стеклянной арфы» с ним вместе. Что-то я уже делаю сам. Но если говорить в целом об инструменте, то мы его создавали вместе с моим приятелем.
– Вы родом из Барнаула, а сейчас где живете?
– Сейчас живу на два города – в Петербурге и Москве. Но в Петербурге больше времени провожу.
– А как вам Мурманск?
– Мне город очень понравился. Ваш центр вдохновляет. Перед гастролями в Мурманске был в Приморском крае, в Петропавловске-Камчатском, Магадане, Хабаровске. Мурманск, конечно, от них отличается. Он особенный, симпатичный. Мне он чем-то напомнил города Финляндии или скандинавских стран. Что-то у северных городов есть общее. Накануне мурманского концерта ездили с небольшими гастролями по области – в Мончегорск, Оленегорск. Ощущение было такое, что я где-то в петербургских пригородах рядом с финской границей – Брусничное, Торфяновка…
Октава воды
– Вы на сцене почти всегда на полусогнутых ногах, это тяжело? Сколько теряете в весе за один концерт?
– Не знаю, не взвешивался. А на полусогнутых ногах просто удобно играть на инструменте, и не обязательно только на «стеклянной арфе». На гитаре, например, тоже. Мне на сцене абсолютно не тяжело, я даже не думаю об этом.
– Я попробовала поиграть на вашей арфе, и мне показалось, это адский труд! Вы делаете перед выступлением специальную разминку, гимнастику для рук?
– К концерту нужно готовиться. Музыку необходимо пропустить через себя, чтобы она, так сказать, была в твоей голове. Вот порепетируешь перед концертом, и никакой гимнастики не надо. Самая главная разминка для музыканта – это занятие музыкой.
– Вы говорили, что иногда ваши бокалы разбиваются. Как выходите из положения перед концертом?
– Ну, во-первых, все бокалы закреплены на плоскости, есть шурупчики специальные, прокладочки. Все надежно держится. А во-вторых, бокалы разбивались тогда, когда я еще только начинал свою концертную деятельность, были еще чемоданы несовершенные, ненадежные. Помню, поехал на гастроли в Германию, и при транспортировке мой чемодан упал, один бокал сломался. Пришлось по ходу концерта с помощью воды «достраивать» звучание другого бокала, чтобы он заменил сломанный. Тут принцип такой: если наливаешь в бокал воду, он начинает звучать на более низкой ноте. А без воды – на более высокой.
Однако водой нельзя настроить бокал ниже на одну или две октавы, только сразу на несколько. Да и не каждый бокал для этого подойдет.
– Можно ли бокал «стеклянной арфы» заменить обычным винным?
– Ну в самой крайней ситуации так можно поступить. Правда, не все рядовые винные бокалы звучат. К тому же у каждого из них есть еще и своя нота. Но подобрать винный бокал взамен сломанного можно.
Без бокала нет вокала
– Бывает, что на праздниках за столом гости просят вас сыграть на винных бокалах?
– Бывает, просят. Я играю. Но такое все же случается редко. И близкие, и друзья понимают, что как бы комично это ни было, винные бокалы для меня – это рабочий инструмент. А застолья – это прежде всего отдых. Тем более если собираемся за столом после концерта, когда все уже наигрались.
– Вы выступаете на корпоративах, банкетах?
– Конечно, выступаю. Как и все музыканты. И ничего в этом удивительного нет. Гонорары за эти банкеты здорово финансово поддерживают. Я их трачу на свое развитие, на записи, на инструменты.
– А что просят сыграть?
– Всегда по-разному. Но в этом плане у меня руки всегда свободны. Я играю все. Бывают частные вечеринки, бывают банкеты, бывают торжества, например, по поводу юбилея академика какого-нибудь столичного вуза. Музыкальные вкусы у всех разные. Где-то уместно произведения Моцарта играть, а где-то – «Владимирский централ». Всякое бывает.
– А не бывало такого, что бокалы вашей «стеклянной арфы» кто-нибудь из гостей банкета использовал, так сказать, по прямому назначению?
– Такого еще не бывало. А вот совать деньги в бокалы пытались как-то. Я воспринял это как шутку.
– А есть шутки профессиональные? Какая из них самая популярная?
– Самая популярная – без бокала нет вокала!
К ТЕМЕ
Звуки «стеклянной» музыки, кстати, небезосновательно считаются целебными. Помогают от разного рода депрессии и хандры, снимают стрессы, поднимают настроение. Известно, что великий Моцарт играл на бокалах в клиниках по приглашению врачей: «стеклянная» музыка использовалась на сеансах гипноза, помогала вводить пациентов в транс.
Также есть мнение, что у людей с душевными расстройствами «стеклянная» музыка может вызывать приступы ярости и агрессии. А потому им ее слушать не рекомендуют.
Всех мурманчан, желающих на себе проверить магическую силу уникальной, музыки петербургский виртуоз пригласил на свой канал в YouTube и на свой сайт Lemeshev.com
Анжелика КОВАЛЕВА. kovaleva@vmnews.ru
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ.
У каждого народа имеется своя музыка и соответственно свой народный инструмент? Какой музыкальный инструмент аборигенов? Получить ответ можно на сайте ig-nobel.ru.
Реклама.