В новостных лентах часто появляются сообщения о случаях хамства и угроз по отношению к врачам скорой помощи. Во многих регионах страны по таким фактам уже возбуждены уголовные дела. В Мурманске медикам работается относительно спокойно. Хотя, возможно, доктора просто не говорят обо всех трудностях. Но после трагедии, произошедшей в августе этого года в областном онкодиспансере, где зарезали заведующего поликлиническим отделением Игоря Тюленева, у мурманских врачей появился вполне оправданный страх за свои жизни и здоровье.
Скандал перед осмотром
В конце ноября столкнуться с грубостью и множеством угроз пришлось Галине Ивановне Жалобе, врачу общей практики мурманской поликлиники № 2. В медучреждении она работает дежурным врачом, ездит к пациентам по вызовам.
– В тот день я, как обычно, отправилась по адресам. В седьмом часу вечера приехала на улицу Павлова, там помощь нужна была женщине лет 55, – вспоминает Галина Ивановна. – Зашла в подъезд, собралась пройти в квартиру, но вдруг на меня сзади налетел молодой человек с криками «Что вам тут надо?!». Объяснила, что я врач. Но мужчина продолжал скандалить, требуя от меня удостоверение, паспорт, то и дело угрожая массой проблем, которые он мне устроит, благодаря своим связям и положению.
Потом вышла мать буйного гражданина, которая и вызвала врача, но усмирять отпрыска женщина не стала, а лишь тяжело вздохнув, ушла обратно в комнату.
– Думаю, не в первый раз она сталкивается с неадекватным поведением своего сына, – предполагает врач. – И либо понимает, что диалог с ним невозможен, либо просто боится его.
Галина Ивановна собралась было пройти к больной, но молодой человек вновь преградил ей путь, гневно требуя надеть бахилы. К счастью, они у доктора были, хотя предоставлять их сотрудникам скорой помощи и дежурным врачам, приезжающим на дом, должны граждане.
– Женщину я осмотрела, назначила лечение, а потом при ней позвонила в полицию, рассказала об инциденте. Это вызвало еще одну вспышку ярости у молодого человека. Когда я вышла в коридор, он опять стал провоцировать конфликт. И вот тогда-то мне стало страшно. Не могу утверждать, что молодой человек был под воздействием каких-то запрещенных препаратов, но расширенные зрачки и неконтролируемая агрессия позволяли сделать такое предположение.
Крики из квартиры больной северянки привлекли внимание ее соседей и водителя поликлинического автомобиля, с которым приехала Галина Ивановна. Видимо, испугавшись одного вида крепкого и рослого мужчины, дебошир притих, и врач смогла выйти на улицу.
На улице Галина Ивановна еще раз позвонила в дежурную часть, где ей ответили, что полицейских придется подождать.
– Ну как же я могу ждать, когда людям нужна моя помощь?! Решила съездить на еще один вызов, неподалеку от того дома, где произошел конфликт, а потом вернуться обратно и дождаться приезда полиции, – продолжает врач. – Но когда мы второй раз приехали на улицу Павлова, людей в форме там не было. В дежурной части мне сообщили, что наряд уже уехал, потому что не застал меня на месте.
Узнав о происшествии, руководство поликлиники посоветовало всем своим врачам в подобных случаях не рисковать и сразу звонить в полицию с просьбой сопроводить их для осмотров больных. Что, конечно, скажется на оперативности работы докторов. Друзья Галины Ивановны посоветовали ей купить газовый баллончик для самозащиты. Но если, использовав его по назначению, врач причинит вред здоровью обидчика, его самого могут привлечь к ответственности!
Спустя неделю после происшествия сотрудники полиции так и не пришли за заявлением к Галине Ивановне, хотя и обещали.
– Мне не сложно самой прийти в отделение, но времени нет – вызовов очень много, докторов не хватает, – говорит врач. – А может быть, мое заявление просто не нужно? Ведь кроме подскочившего давления, спровоцированного словесной потасовкой с сыном больной мурманчанки, улик у меня нет – ни царапин, ни синяков, ни иных телесных повреждений.
Продолжать внимательный осмотр и назначать лечение пациентам, которых в тот день было еще больше десятка, после нервной встряски оказалось непросто. Галине Ивановне в этом помог многолетний профессиональный опыт – 17 лет она работала врачом в Краснощелье. В этом удаленном от Большой земли селе, куда добраться можно только на авиатранспорте, ей приходилось спасать жизни в экстремальных условиях. Но если бы на месте ее оказался доктор с более уязвимой нервной системой? Насколько бы полноценным оказался осмотр, а выписанные лекарства – подходящими?
– Я хочу, чтобы мои коллеги продолжали работать, не опасаясь за свою жизнь, – подытожила Галина Ивановна. – А те, кто смеет хамить, угрожать и даже нападать на медработников, должны нести за это ответственность. Неужели за врачей некому заступиться?
В пьяном ударе
Этим же вопросом последние пару лет задается все российское медицинское сообщество. Врачи и спецтранспорт на пути к пациенту продолжают сталкиваться с препятствиями. Автомобилисты не всегда пропускают машины скорой помощи, что приводит к гибели пациентов. Да и пациенты все чаще стали нападать на докторов, к которым сами и обращаются за помощью.
Вот недавние случаи. Во Владимире врач скорой помощи получила сотрясение мозга, растяжение сустава на руке и несколько ударов в грудь, оказывая первую помощь нетрезвому молодому человеку, которого привезли в больницу после драки в ночном клубе.
В Великом Новгороде от буйного дебошира пострадали несколько сотрудников местной больницы, куда он поступил с ранениями после драки. Пациент под градусом сначала напал на охранника, а потом на медсестру, нанеся ей черепно-мозговую травму. Досталось и санитарке, которой пришлось лечить перелом лицевых костей.
В Омске пьяная сибирячка сломала фельдшеру скорой помощи нос прямо в отделении полиции, куда ее вместе с супругом доставили из ночного клуба для разбирательства по поводу драки. В отделе дама попросила вызвать врача, когда тот прибыл, женщина ударила его кулаком в голову. В результате медик получил сотрясение мозга и закрытый перелом костей носа.
В Москве пьяный мужчина набросился на фельдшера, несколько раз ударил по голове, а затем схватился за нож. Спастись медику удалось лишь бегством.
В Санкт-Петербурге за прибытие на вызов без бахил врача ударили битой.
В Апатитах в октябре этого года водитель легковушки не пропустил машину скорой помощи, в которой находилась женщина с предварительным диагнозом «угроза прерывания беременности». Заполярные следователи сейчас продолжают процессуальную проверку по этому факту.
Адекватная защита
Как долго придется терпеть выходки буйных пациентов российским врачам – не известно. Госдума уже отклонила несколько законопроектов, направленных на защиту медиков. В частности, недавно предлагалось ввести уголовную ответственность за нападение на медицинских работников во время исполнения ими профессиональных обязанностей по оказанию медицинской помощи вплоть до пожизненного заключения. Ведь врачи трудятся в особых условиях и часто оказывают помощь лицам с агрессивным поведением, находящимся в алкогольном, наркотическом и токсическом опьянении. При этом отказ в оказании медицинской помощи законодательством Российской Федерации не допускается.
Однако одобрения законопроект не получил. Депутаты сочли, что нормы, подобные предложенным, уже содержатся в Уголовном кодексе – совершение преступления в отношении лица, осуществляющего служебную деятельность, и так является отягчающим обстоятельством. Также парламентарии не сочли нужным отнести медиков к категории лиц, за причинение вреда которым предусматривается повышенная ответственность (речь идет о военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, представителей власти и их близких).
Так что пока вопрос надлежащей защиты врачей и медсестер остается открытым. Потому в некоторых регионах его стали решать самостоятельно. К примеру, в Красноярске на опасные вызовы, которые диспетчеры уже научились вычислять, бригаду скорой помощи сопровождает полицейский. А в Саратове ветераны УВД по своей инициативе начали проводить бесплатные курсы самообороны для врачей.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Главный врач ГОБУЗ «Мурманская областная станция скорой медицинской помощи» Павел Соколов:
– В этом году в Мурманске не было случаев нападения на врачей скорой помощи. А вот в прошлом году зафиксирована пара таких фактов. Одному доктору тогда повезло, буйному пациенту дали отпор люди, которые оказались на месте происшествия. А другому, к сожалению, не удалось избежать телесных повреждений. Я надеюсь, что врачи, и особенно врачи неотложки, которые оказывают экстренную медицинскую помощь, все же будут более защищены законом.
Надежда ЛЕБЕДЕВА. lebedeva@vmnews.ru
Фото автора и из открытых Интернет-источников.
_________________________________________________________________________________________
Сегодня, наверное каждый человек задумывался о необходимости приобретения средства для самообороны. Предлагаем вам купить телескопическую дубинку. Эта дубинка проста в использовании, удобна в ношении и эффективна в бою. Но неумелое обращение может привести к административному штрафу.
Реклама.