На днях в рамках российско-норвежского форума, посвященного 30-летию приграничного культурного сотрудничества, в ДК им. Кирова состоялась встреча мурманчан с норвежской писательницей, журналисткой и телеведущей Трюде Тейге. Она в основном известна как автор психологического детектива «Девушка, переставшая говорить». Я не знаток современной западной литературы, но рванул на эту встречу, потому как прочитал в биографических справках, что Трюде Тейге работала в «The New York Times» (что уже интересно) и к тому же до сих пор ведет политические эфиры на нескольких норвежских телеканалах, в том числе на TV-2.
Приятный вечер
Мне было интересно посмотреть, кто придет пообщаться с Трюде Тейге, как будет выстроено это общение, какие прозвучат вопросы и т. д.
В мероприятии вообще не было никакой политики (что совершенно правильно!). Речь шла исключительно о творчестве норвежской писательницы. Принимали ее очень тепло. Фестивальный зал ДК Кирова был не полон – переполнен. Публика – студенты: филологи, искусствоведы, библиотекари и прочие гуманитарии. И их преподаватели.
Сама Трюде произвела самое хорошее впечатление, во всяком случае на меня. Очень милая, стильная и, по-моему, эрудированная женщина, совершенно лишенная того противного «закоса» под «продвинутую интеллектуальную элиту», что присущ нашим доморощенным недоумкам обоего пола.
Рассказывала норвежка о своих книгах интересно, с мягким юморком, так что не могу сказать ничего, кроме «спасибо».
Извращение извращенного
Но вот то, о чем шла речь, это показалось мне забавным. Знаете, современное западноевропейское общество тяжело больно морально и психически. Доктрина политкорректности, толерантности и мультикультурализма, насаждаемая США по всему миру (ну, естественно, той части мира, где по ручонкам американским шаловливым бить или не хотят, или не могут), делает из западноевропейца форменного морального урода. Старушка Европа, видите ли, постоянно должна стоять в раскоряченной позе позднего исторического раскаяния.
Искусственная посадка исторически чуждых теорий-верований в культурную среду народов имеет многовековой опыт. Нам достаточно вспомнить, как совсем недавно всем народам СССР прививали религию марксизма-ленинизма (а товарищ Ленин очень своеобразно трактовал Маркса, очень!), а затем сталинскую трактовку ленинизма, что являлось уже извращением извращенного. И ничего, люди с университетским образованием совершенно серьезно рассуждали о мировом (!) историческом значении какого-нибудь «Письма к съезду».
Так же и современные западноевропейские ценности, уже вместившие все черты строжайших религиозных табу, мешают этим самым западным европейцам (восточные-то, когда их западные не слышат, нормальные пока еще мужики и бабы) трезво взглянуть на самих себя.
Для примера я просто перескажу со слов Трюде Тейге содержание ее последних книг.
Книга как диагноз
Начнем с нашумевшей книги «Девушка, переставшая говорить». В маленьком норвежском городке в некоем домике находят труп женщины, замолчавшей вследствие психологической травмы лет 16 назад. Журналистка Кейса расследует убийство, отталкиваясь от факта психологической травмы: что стряслось 16 лет назад? Ну и как заранее можно догадаться, виновник – религиозная (христианская, разумеется) община. Лидер – садист-извращенец-педофил. Садо-мазо и прочие «эстетские удовольствия». Психологическое принуждение. Религиозное угнетение. Вопросы те же – кто виноват и что делать?
Трюде Тейге презентовала и новую книгу – «Пациент». В некоем маленьком норвежском городке здоровущая психиатрическая лечебница. В городке 3 тысячи жителей. Из них тысяча – «с приветом». Журналистка Кейса заинтересовывается личностью пациента, что провел в лечебнице 50 лет. Диагноз ему никто не мог установить, казалось (цитата): «...что он просто решил порвать с норвежским обществом и, уединившись, живет в этой клинике». Он делает из камешков какие-то «ювелирные» украшения, пишет картины и работает над созданием духов. Когда очередные духи готовы, то он добавляет в них (извините, из книги слова не выкинешь) немного своего кала и своей мочи. И рассылает как подарки врачам. Доктор, это вам! Журналистка Кейса обнаруживает связь между этим психом-мафусаилом и пропавшей 9-летней девочкой.
Последнее творение Трюде – у журналистки Кейсы обнаружен рак груди. Изложены ее страдания на этом фоне. И т. д., и т. п. Да, у нее есть еще новеллы о Второй мировой войне. Но не с мужской точки зрения, а с женской. Любовь норвежки и фашистского оккупанта. Впрочем, последние 20 лет у нас такого «добра» тоже в избытке...
И еще раз подчеркну: автор – очень милая, эрудированная, остроумная женщина.
Черт, и эти люди запрещают мне ковырять в носу!
Дмитрий МАЛЫШЕВ.
malyshev@vmnews.ru
Фото из открытых Интернет-источников.