Весной 2012 года один из самых титулованных на Западе российских режиссеров Андрей Звягинцев услышал историю американского сварщика Марвина Химейера, у которого местный цементный завод пытался отобрать дом. Сварщик заперся в бульдозере, разрушил здание завода и еще несколько сооружений, а затем покончил жизнь самоубийством. Режиссер Звягинцев загорелся идеей снять фильм в США по этим событиям, но потом прочел новеллу Генриха фон Клейста «Михаэль Кольхаас» со схожим сюжетом и решил, что имеет дело с вечным мотивом, а действие фильма следует перенести в современную Россию.
Полный провал
К 2014 году кинокартина «Левиафан» была закончена. Большая часть съемок прошла в Териберке, натурные съемки были в Кировске, Мончегорске и Оленегорске. А дальше начались чисто российские чудеса.
Начнем с официальных цифр. На съемку фильма было потрачено 220 миллионов народных рублей. В прокате фильм собрал 4,1 миллиона рублей. Более грандиозного и оглушительного провала трудно себе представить. Не помогла даже оголтелая реклама и маркетинговые ходы с выдумкой, когда, якобы, власти приказали снять фильм с проката в Мурманской области. Народ и после этого не пошел в кинотеатры. Где-нибудь в передовом Голливуде после такого позорища продюсеры повесили бы на Андрея Звягинцева весь долг и неполученную прибыль. И он до конца жизни за бесплатно снимал бы рекламные ролики. Но тут сработали два российских чудесных фактора.
Либералы против патриотов
Во-первых, поскольку в фильме крайне мерзко была показана Россия вообще и каждый россиянин в частности, то фильм был объявлен шедевром на Западе. В 2014 году «Левиафан» получил приз Каннского кинофестиваля за лучший сценарий. Ведущие СМИ Западной Европы и США разразились хвалебными рецензиями.
Наши «либералы», как правило, фильм Звягинцева не смотрели, но сразу прониклись, когда им из-за бугра объяснили, что кино – гениальное и эта самая Териберка – слепок со всей российской системы.
А так как нет для нашего прозападного интеллигента наслаждения большего, чем поливать дерьмом собственную страну, фильм Звягинцева мгновенно объявили шедевром, до которого просто духовно не дорос тупой российский люд.
В Интернете насмерть бились «патриоты» с «либералами». Самым интересным в этих битвах было то, что большинство нападающих и защитников сам фильм не видели.
Но сам топоним «Териберка» прочно вошел в сознание продвинутых россиян как обозначение крайне замызганной российской дыры, так и напрашивающейся на лозунг Говорухина «Так жить нельзя».
Новая жизнь
Что властным структурам в Москве, что губернатору Марине Ковтун, что правительству Мурманской области это показалось крайне обидным. И началась работа по возрождению Териберки, привлечению инвестиций и туристов. И вот в минувшие выходные состоялся уже третий Арктический фестиваль «Териберка. Новая жизнь».
Так получилось, что я был в Териберке сразу после съемок фильма Звягинцева. Действительно, при взгляде на ту Териберку сразу на ум лезли разные похабные анекдоты, в которых речь шла о какой-нибудь страшной провинциальной дыре.
И вот на прошедших выходных мы побывали на третьем Арктическом фестивале. Прошло всего-то два года с хвостиком. Изменения поразительные! Если раньше вся прибрежная акватория бухты и замечательный песчаный пляж представляли собой свалку маломерных судов, то сейчас всю эту ржавчину со сгнившими деревом и пластиком убрали.
В самом поселке снесли наиболее жуткие развалины хибар.
Появилось много новых построек. Там, где у досок насквозь прогнившей пристани было «кладбище погибших кораблей», сейчас новенькие скоростные катера и малые рыболовецкие суда заманивают туристов прокатиться по Баренцеву морю.
Благодаря двум первым фестивалям в Териберку потянулись сначала туристы, а затем и инвесторы. Всего за пару лет в поселке открылись четыре гостиницы, ресторан и дайвинг-школа. И очевидно, что это только начало.
Хостел «Derzhy kraba», кемпинг «Териберский берег», база отдыха «45-й причал» и мини-гостиница «Normann» – бюджетный вариант, но чисто и мило. Как раз для молодых экстремалов-романтиков.
И везде приметы новых строек. За два года работа проведена громадная.
О самом фестивале распространяться не буду – тысячи машин, тысячи народу. У всех – прекрасное настроение. Некоторые бесстрашные даже в море окунались.
В общем, по-моему, Териберка превращается в бренд, которым Мурманская область может по праву гордиться.
Два дня праздника
Третий фестиваль «Териберка. Новая жизнь» прошел с гораздо большим размахом, чем в предыдущие годы. Вход на фестиваль был свободный, погода в первый день до обеда и второй день после обеда стояла замечательная, поэтому успех фестиваля был обеспечен вне зависимости от его программы.
Многие приехали еще за день до начала «Новой жизни», чтобы без толпы зрителей насладиться неповторимой атмосферой старинного села на берегу моря. К открытию фестиваля прибыли около сотни жителей области и гостей из других регионов России, а основная масса добралась только к вечеру – с прицелом на музыкальную программу. И пусть им не повезло с погодой – после обеда начался дождь – зато они попали на выступление Найка Борзова, которое планировалось на второй день.
Это было не единственное изменение в программе фестиваля. Даже Териберскому хору пришлось ждать своего выступления около двух часов из-за накладок со звуковым оборудованием. Но скучать гостям фестиваля не приходилось. Одни во время заминок успели сходить позагорать на пляж или даже искупаться, другие отправились к знаменитому водопаду, третьи – в гастрономическую зону. К слову, она была популярнее остальных площадок. Очередь за фастфудом, блюдами из рыбы и оленины не исчезала на протяжении всего фестиваля, целью которого было вдохнуть новую жизнь в древнее заполярное село. И у организаторов получилось это сделать. По меньшей мере, на два-три дня. Были даже организованы дополнительные автобусы из Мурманска в Териберку и обратно. Все места в гостиницах забронировали еще за месяц до фестиваля, поэтому на побережье развернулись два больших палаточных городка с биотуалетами и мусорными баками.
Если не брать в расчет платные мероприятия (мастер-классы по кайтсерфингу, фототуры, морские и авиаэкскурсии), то самым запоминающимся на фестивале был Московский театр клоунады «Высокие братья». Его бесшабашные артисты в старинных костюмах пожарных открыли фестиваль шествием от Дома культуры к сцене с шарманкой, а потом в течение двух дней время от времени выходили развлекать народ на ходулях, на моноциклах, в гриме и ярких костюмах, устраивая настоящее шоу в формате импровизации.
Два дня фестиваля в териберском Доме культуры проходили обсуждение мастер-планов Териберки и представление различных международных арктических проектов, однако в солнечную погоду в ДК почти никого не было. Результаты принятых решений увидим через два-три года.
Павел СТЕПАНЕНКО.
Подготовил Дмитрий МАЛЫШЕВ.
Фото авторов.