Старейший художник Мурманска продолжает радовать поклонников живописи своими выставками. В новом зале художественного музея на втором этаже областной филармонии открылась его большая персональная выставка в честь грядущего юбилея. 31 августа Арви Ивановичу исполнится 95 лет!
Секрет долголетия
Последнюю серию работ – «Корни» - мастер написал в 2000-х годах, и более свежих картин в экспозиции, к сожалению, не было. Но сотрудники музея представили карандашные рисунки, некоторым из которых уже более 70 лет. Что примечательно, Арви Иванович подписывал их по-фински и по-русски, находясь в ГУЛАГе. Во время войны финны воевали на стороне фашистов, поэтому молодой художник впал в немилость…
Среди рисунков особенно интересен автопортрет 1943 года «Это я…», написанный в лагере в возрасте 21 года. Глядя на него, понимаешь, насколько верно утверждение «Глаза – зеркало души». Тело стареет, изнашивается, на лице появляются морщины, седеют волосы, но душа отражается в глазах художника все та же. Взгляд и общее выражение лица почти не изменились за 74 года.
Несмотря на сложный жизненный путь, большинство картин Арви Хуттунена полны романтизма или даже сказочности. Лаконичность композиции его картин и насыщенные до предела цвета сложно связать с тяжелой судьбой. Как будто в противовес пережитым испытаниям он излил весь свет своей внутренней энергии на холсты. Каждая его работа вне зависимости от формата – это настоящее произведение искусства, а не срисованная с фотографии красивая картинка.
На вопрос о том, как дожить до 95 лет, мастер кисти, смеясь, ответил: "Побольше в концлагерях быть! Там хорошо обрабатывают. Если жив останешься после этого, то уж точно надолго".
Арктика мистическая и неповторимая
Родившись в деревне Хуттусенмяки Петроградской губернии, которая прежде называлась Ингерманландией, Арви Хуттунен до сих пор с гордостью называет себя ингерманландцем. В молодости он свободно говорил по-фински и даже после ГУЛАГа не отказывался от своих корней, чем вызывал непонимание одних и уважение других.
- Будучи одним из тех людей, что стояли у истоков формирования мурманского отделения Союза художников России, Арви Иванович отличался принципиальной позицией, требуя уважать художников, - рассказала Ольга Евтюкова, директор Мурманского областного художественного музея. - Он настаивал на том, что в городе должен быть полноценный выставочный зал. Негоже развешивать картины в коридорах краеведческого музея или в холлах областной библиотеки. Поэтому до открытия художественного музея Арви Иванович нечасто показывал свои картины.
Благодаря своей неповторимой манере и активной гражданской позиции, он повлиял на многих художников Заполярья, которые сочли за честь выступить на открытии юбилейной выставки своего учителя.
- Знаю его уже около 40 лет. И он всегда имел свою позицию и мнение, которое упрямо отстаивал, хоть в СССР это зачастую было опасно, - вспоминает Александр Феофилактов, заслуженный художник России, председатель мурманского отделения Союза художников России. – Работы Арви Хуттунена сильно отличаются от основных художественных направлений современности. Я бы сказал, что в своем стиле он уникален. Никто больше так не мог показать всю мистику Арктики.
- Тема Арктики звучит давно, и каждый передавал ее по-своему, но Арви Иванович внес огромный вклад в искусство Севера, создав свою символическую Арктику, - считает Виталий Бубенцов, заслуженный художник России. - Благодаря его активности нам, тогда еще молодым художникам, удалось побывать вместе с ним в Арктике, пройти по Енисею до Красноярска. В молодости его энергии не было предела. Бывало, что по Карелии он путешествовал на самодельном катамаране.
Художник против системы
Самые запоминающиеся картины Арви Хуттунена посвящены противостоянию природы и техногенной культуры, человека и власти. Тоталитаризм часто предстает в образах механических чудищ и оживших машин, которые помыкают людьми и уничтожают природу. На одном из ключевых полотен «Мы винтики» изображена монументальная фигура Иосифа Сталина – с усами и в характерной позе: левая рука за спиной, а кисть правой покоится на гордо выпяченной груди под шинелью. У подножия этого колосса стоят тысячи болтов со склоненными "головами". Работа сопровождается пояснением: «В те страшные годы нам говорили: «Вы, народ, являетесь винтиками большой государственной машины. От вас зависит, чтобы машина хорошо работала».
Похожая по настроению картина «Молох» изображает ожившие громадины темных промышленных монстров, в противовес которым свет электричества несет в этот ужасный мир ослепляющую красоту.
- Как видите, время все расставило по своим местам: в прошлом осталась шелуха политических идеологий и выставкомы, на которых не принимались работы Арви Хуттунена из-за его позиции, - сказала на открытии Светлана Шульц, старший научный сотрудник Мурманского областного художественного музея. – А художник прямо и верно шел своей дорогой, создавая искусство, не подвластное чьим-то интересам, не прогнувшееся под изменчивый мир.
Павел СТЕПАНЕНКО.
Фото автора.
Арви Хуттунен - уроженец Петроградской губернии (ныне Ленинградская область). В июне 1941 года закончил 10-й класс и пошел на фронт, а в 1942-м был отправлен в ГУЛАГ в Челябинске, где строил Челябинский металлургический комбинат. Затем работал художником на заводах. В 1946 году его направили в ленинградскую Академию художеств, но принять туда отказались без объяснения причин. До 1957 года будущий живописец работал учителем рисования и черчения в мурманской школе, а затем поступил в институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. В 1979 году Арви Хуттунен создал группу художников "Арктика", которая на судах Министерства морского флота прошла Северным морским путем от Мурманска до Охотского моря.
Именно в столице Заполярья состоялись его первые персональные выставки. Здесь же он стал членом Союза художников России, получил звания почетного полярника, заслуженного работника культуры РФ и заслуженного художника. Его полотна с изображением экзотической красоты Крайнего Севера выставлялись более чем в 100 странах.