«Я же вам деньги плачу»
Летом рабочий день уборщиков территории УДХ начинается в 7 утра. Это вам не «управляшки», где дворника можно и вовсе не дождаться. За каждым дворником УДХ закреплена определенная территория, будь то остановка транспорта, зеленая зона или участок улицы. Мастера вместе с ведущими инженерами районов постоянно контролируют ход работы. Поэтому не стоит путать сотрудников управляющих компаний и муниципального учреждения. Последние практически никогда не получают жалоб. Наоборот, им самим впору жаловаться!
– Бывают случаи, когда люди кидают мусор прямо на то место, где только что прошел уборщик с метлой, – рассказывает заместитель директора ММБУ «Управление дорожного хозяйства» Галина Бальбус. – А на замечания отвечают: «Я же вам деньги плачу», имея в виду, наверное, налоги. Звучит так, будто из своего кармана в мой кладет, поэтому и позволяет себе гадить где угодно.
Таким гражданам, наверное, даже в голову не приходит, насколько ответственные люди выполняют грязную работу. Зимой многие дворники начинают очищать остановки и лестницы не в 7.00, как положено по графику, а намного раньше, чтобы к 8–9 часам утра люди, спешащие на работу или учебу, смогли спокойно пройти, не увязая в снегу. А летом из-за людей, которые бросают мусор где попало, одну и ту же улицу приходится убирать дважды в день.
Кто мешает убирать песок и пыль?
Сложнее всего специалистам УДХ приходится в Октябрьском округе, так как большинство людей работают и отдыхают именно там. А значит, и мусорят. И оставляют машины на обочинах дорог, что делает невозможным очистку их от снега зимой и от песка и грязи летом. За примером далеко ходить не надо. На прошлой неделе, собирая материал для репортажа об уборке города, приехал посмотреть, что значит «комплексная» очистка улицы Зои Космодемьянской.
Сначала дорожники взялись за проезжую часть. Нужно было очистить ее от песка, который скопился за зиму. Пришел мини-трактор с самосвалом, но выполнить механизированную чистку не смог из-за припаркованных авто. За работу взялись уборщики. То есть метлами и лопатами стали сгребать песок вокруг машин и закидывать его в ковш трактора-погрузчика. Так приходится поступать очень часто, и, как следствие, на дороге, где стояли машины, остаются песчаные «острова». И «острова» эти потом разносятся ветром и дождем по всей округе. А потом люди жалуются на летающую по городу пыль, укоряя за плохую работу «Управление дорожного хозяйства».
– В Первомайском и Октябрьском округах на одни улицы из-за большого количества припаркованного транспорта невозможно заехать днем, на другие – вечером и ночью. Поэтому нам проходится работать в две смены: с 8 до 16, а потом с полуночи до 8 часов, – рассказывает Галина Бальбус. – Всего в уборке улиц у нас задействованы 131 уборщик территории и 65–75 единиц техники.
После того как проезжая часть улицы Зои Космодемьянской была очищена, насколько возможно, сотрудники УДХ взялись за тротуары. С ними проблем не было. Сначала их смочила водой машина-«поливалка», чтобы не пылили, затем трактор щеткой смел песок на край тротуара, а оттуда его забрала подметально-вакуумная машина. От грязи и песка, как говорится, только мокрое место осталось. Параллельно с уборкой на улице Зои Космодемь-янской работа кипела и на других улицах города. Как сообщил исполняющий обязанности ведущего инженера «Управления дорожного хозяйства» Алексей Хомидолов, только в Первомайском округе одновременно работали 46 уборщиков и 16 единиц дорожной техники.
Самая сложная улица
После Первомайского округа пришла очередь Октябрьского. На улице Буркова, одной из самых сложных для работников УДХ из-за большого количества офисов и припаркованных машин, вместе с Галиной Бальбус смотрим, как продвигается очистка территории от песка и мусора. Треть проезжей части там была занята автомобилями, а дворники лавировали между ними с метлами и лопатами. Естественно, в таких условиях дворники не могут полностью выполнить поставленную задачу.
– Зимой, даже когда мы на машинах вешали объявления с просьбой убрать их на время механизированной уборки снега, перепарковывались единицы, – вспоминает Галина Бальбус. – Поэтому летом не пытаемся повлиять на эту ситуацию.
– Вокруг машин люди крутятся, орудуют лопатами и метлами, но никто из автовладельцев не подойдет и не переставит машину, – добавляет мастер «Управления дорожного хозяйства» Татьяна Лазарева. – А многие во время стоянки любят еще и выкидывать содержимое пепельницы прямо на проезжую часть. Хотелось бы более уважительного отношения к нашему труду. Несмотря ни на что, люди стараются выполнять всю работу по графику.
– Задача мастера – знать все границы территорий, закрепленных за его подопечными. А территория эта – 2,3 миллиона квадратных метров, – поясняет Галина Бальбус. – При этом все хотят, чтобы в городе было чисто и красиво, как в Европе. Но люди будто бы не понимают, откуда мусор берется и куда он пропадает. Посмотрите после теплых дней или выходных, какой бедлам творится в центре города! Хотя есть люди, которые и спасибо говорят, и благодарственные письма нам пишут, но в основном работы меньше не становится. Остановочные павильоны мы покрасили и помыли перед 9 Мая. Потом еще раз сделали это в июне. Сейчас на них опять появились объявления и надписи…
Очень плодотворно воспитательную работу с молодежью – потенциальными вандалами – проводит биржа труда. Например, этим летом она направила 40 подростков 14–18 лет в УДХ – помогать убирать мусор с улиц города. Даже после месяца такой работы у этих ребят навсегда остается привычка бросать мусор только в урну. Да еще и друзей своих научат.
Павел СТЕПАНЕНКО.
Фото автора.