Этого преступления могли избежать обе стороны конфликта. Но пустяковый повод все же стал причиной смерти человека. Сегодня убийца осужден и отбывает наказание. Но станет ли его поведение, та легкость, с которой он расправился с жертвой, уроком для других?
Покинул пост
Этих людей судьба свела вместе на работе. Все трое трудились на стройке в одном из поселков недалеко от Мурманска. Зимней ночью прошлого года все трагические события начались в бытовке на строящемся объекте. В конце рабочего дня после недолгих посиделок мужчины засобирались по домам. Но не все. Одному из их предстояло остаться в бытовке, чтобы охранять находившееся там имущество – от рабочей одежды до строительных инструментов.
На том и расстались. Двое, будущий подсудимый Б. 1977 года рождения и его приемный сын, прямым ходом направились домой. А их товарищ и коллега по работе Л. остался нести дозор. Уговор есть уговор.
Но караулить имущество он не намеревался. Проводив взглядом товарищей и еще подождав немного, сам засобирался домой. Мол, даст бог, все обойдется, никто на вещи из бытовки покушаться не будет.
Увы, на этот раз не обошлось. О брошенной без присмотра бытовке Б. с пасынком узнали в тот же вечер. Им пришлось вернуться туда по пустяковому поводу. Не найдя сторожа на месте и всерьез разозлившись, они тут же направились к нему домой за объяснениями. В самый разгар ночи. Дотерпели бы до утра, глядишь, дело бы закончилось банальным выяснением отношений. В лучшем случае – легкой потасовкой. Но, как известно, история – ни большая, ни маленькая – не приемлет сослагательного наклонения.
Ночная драма
Нарушителя договоренности мужчины застали дома. Тот уже видел не первый сон. Разгоряченный злостью и выпитым накануне алкоголем, Б. принялся на чем свет стоит материть хозяина квартиры. Тот пытался возражать, но разошедшийся не на шутку ночной визитер практически не давал ему и рта открыть. Разговор на повышенных тонах стал выходить из-под контроля, а закипающие страсти – из берегов. И в какой-то момент, видимо, исчерпав весь свой запас красноречия, Б. схватился за лежавший тут же на столе кухонный нож. Опасный предмет моментально превратился в орудие убийства.
Обратимся к материалам дела. Там беспристрастным языком так описываются дальнейшие события. «В ходе конфликта на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений Б. умышленно нанес Л. 31 удар ножом хозяйственно-бытового назначения в область шеи, причинив телесные повреждения в виде 24 слепых колото-резаных ранений шеи, плечевого сустава, левой кисти, от которых Л. скончался». Смерть наступила на месте происшествия. И все это время рядом с убийцей находился его приемный сын.
Осознание содеянного пришло к Б. быстро. Окровавленный Л. лежал на диване и не подавал признаков жизни. Убийца спрятал нож в пакет и тут же скомандовал пасынку: «Поджигай». Тот безропотно выполнил все, что от него требовалось. На суде свои действия второй участник трагедии мотивирует шоком от произошедшего у него на глазах. Отчим и пасынок планировали скрыть следы своего страшного преступления. Расчет, по всей видимости, строился на том, что в поздний час их визит в квартиру к убитому останется никем не замеченным, а огонь хотя бы на первое время поможет замести следы. Мужчины быстро ретировались из злополучной квартиры и торопливо направились на стройку. В бытовке Б. переоделся, спрятал запачканную кровью жертвы одежду и нож в мусорные баки. Но расставаться с курткой, в которую был одет в момент убийства и на которой тоже были следы крови, не захотел. Оперативники обнаружат ее позже в той самой бытовке, где еще несколько часов назад все трое мирно беседовали.
Единственный свидетель
Как-то в беседе с опытными сыщиками пришлось услышать такую фразу: «Не бывает ни одного преступления, у которого абсолютно нет свидетелей». Дело оперативника – разыскать такого человека. К нашей истории эта профессиональная мудрость имеет самое прямое отношение. Хотя долго искать важного свидетеля не пришлось. Выбегая из уже горящей квартиры, на лестничной клетке подъезда злодеи нос к носу случайно встретили знакомого. Назовем его М. Он жил по соседству с убитым. В ту ночь ему не спалось. На суде он расскажет, что в окно видел, как в подъезд вошли Б. и его пасынок. Из интереса мужчина вышел на лестничную площадку и услышал доносящийся из соседней квартиры грохот и крики. А через несколько минут из этой квартиры выбежали мужчины. Б., увидев знакомца, набегу предупредил его о том, что тот их здесь не видел. Невольный свидетель срочно ретировался в свою квартиру.
А чуть позже, когда в подъезде уже стоял запах дыма, он срочно покинул дом и вышел на улицу. Рядом с подъездом стояли вызванные по тревоге машины пожарной службы и карета скорой помощи. М. сразу же позвонил отсутствовавшей дома супруге Л. и рассказал, что в их квартире полыхает пожар. И еще. В машине у медиков он разглядел тело своего соседа с многочисленными ранами на теле. Тут и возникло подозрение, что их мог нанести недавно встреченный его знакомый Б.
Подозреваемый был задержан буквально на следующий день. Слишком многое говорило о том, что именно он стал виновником ночной трагедии, которая всколыхнула весь поселок.
Приговор
Материалы следствия отправили в суд. Там, оценив и исследовав все приведенные доказательства, пришли к выводу, что вина подсудимого доказана. Его действия квалифицируются как убийство – то есть умышленное причинение смерти другому человеку. Нанося смертельные удары ножом, Б. прекрасно понимал всю опасность своих действий.
Этот довод суда пыталась опровергнуть сторона защиты подсудимого. По ее мнению, подсудимый в момент совершения преступления находился в состоянии аффекта. Но позицию адвокатов суд признал необоснованной. Работавшие с обвиняемым эксперты дали заключение, что Б. является психически здоровым человеком. Кроме того, его поведение после убийства, поджог квартиры, попытка скрыть следы преступления, смена одежды свидетельствуют о том, что убийца полностью отдавал отчет в своих действиях.
Североморский суд приговорил обвиняемого Б. к девяти годам лишения свободы. Наказание он будет отбывать в исправительной колонии строгого режима.
Валерий СЕРЕБРЯКОВ.
Фото из открытых Интернет-источников.