На стене в его доме висел диплом, подписанный королем Норвегии Улафом V. В документе значится: «Гуннар Халвари служил в государственных вооруженных силах за пределами Норвегии, в Советском Союзе, с 3 января 1943 года по 8 мая 1945 года. Норвегия благодарит вас за ваш вклад в борьбу за свободу». Диплом, врученный спустя почти 40 лет после окончания войны, – достаточно скромная награда для этого уникального человека, единственного в истории Второй мировой войны норвежца, который сражался в элитном советском подразделении, войсках специального назначения, причем будучи при этом еще и несовершеннолетним. Он родился ровно 90 лет назад, и вся его юность стала летописью мужественных подвигов.
Советско-норвежская разведка
В 1940 году Гуннар Халвари, как и многие его соотечественники, отправился в Советский Союз после нападения Германии на северное королевство. Ему тогда было 13 лет. Поселились норвежцы в Шадринске. В начале 1943 года юный Гуннар поехал в Мурманск учиться на радиста. Это подразумевало и еще одно – вероятность участвовать в заданиях за линией фронта, на территории оккупированной Норвегии. Вскоре он уже в партизанском лагере близ реки Лавна на западном берегу Кольского залива вместе с товарищами принимал радиосообщения от партизанских групп.
Когда одна из партизанских советско-норвежских групп, действовавших на территории северного королевства, была разоблачена, потребовались новые добровольцы. Одним из них стал Гуннар. Так он оказался в элитном четвертом подразделении моряков-добровольцев при отделе разведки Северного флота, созданном в 1941 году по приказу командующего Северным флотом Арсения Головко.
Плечо к плечу с советскими спецназовцами Гуннар участвовал во многих операциях, в том числе под командованием знаменитого дважды Героя Советского Союза Виктора Леонова.
Катера-призраки
Десантники для своих вылазок в тыл врага использовали быстроходные катера – сначала советские, а позже британские и американские, поступившие по ленд-лизу. На них удавалось незамеченными проскользнуть вдоль побережья к территории Норвегии и проводить там уникальные по смелости операции.
Одна из таких операций прошла весной 1944 года. В ночь на 26 марта юный Гуннар с морскими пехотинцами направился с Рыбачьего в сторону полуострова Варангер. Операция была отчаянной и масштабной – на двух катерах в тыл врага пошли 150 пехотинцев. Имелись данные, что неподалеку, у Скаллэльва, находилась крупная позиция фашистских войск. На них и должны были напасть десантники, взяв в плен нескольких немцев.
У норвежских участников этих походов была особая функция – при необходимости налаживать контакты и узнавать информацию у местных жителей. Так было и на этот раз – Гуннар смог узнать, где именно расположились немцы.
Чуть позже пехотинцы засекли колонну автомашин с немецкими военными. По удивительному стечению обстоятельств фашисты застряли в пути на 5 часов, таким образом «дождавшись» высадки десанта. Засада оказалась успешной: часть немцев были убиты, часть взяты в плен. Важным трофеем стала папка с документами. А Гуннар успел вынести из немецких машин бутерброд с колбасой и аккордеон.
После этого группа успешно погрузилась на катера и вернулась на базу.
Позывные из пещеры
Еще одна важная в боевой биографии Гуннара Халвари операция началась в августе 1944 года. В составе теперь уже чисто норвежской группы он был заброшен в район Хольменгро-фьорда. Их задачей было наблюдать за движением кораблей между Киркенесом и Петсамо и передавать данные советским ВМС. Помимо регулярных атак на суда фашистов тогда уже готовилось наступление.
Дело было более чем опасное. Все это происходило в окружении немецких войск, радиопередатчики активно пеленговались. Норвежские добровольцы нашли пещеру на вершине сопки, в которой и расположились, устроившись на найденных оленьих шкурах. Условия были спартанские. Осенью стало холодно, еду приходилось экономить. А тяжелее всего была неопределенность: когда они смогут получить пополнение запасов и сколько вообще времени им здесь оставаться? Но они продолжали выполнять свое задание.
К счастью, немцы вскоре начали отступление. 26 октября разведчикам сообщили из Мурманска, что территория, где они находятся, уже освобождена. В освобождение страны свой вклад внес и 17-летний Гуннар Халвари.
Тайная война
Но сами герои, в том числе Гуннар, долго умалчивали об этой операции, говоря, что пришли в Норвегию вместе с советскими воинами. Причина была простой. После мировой войны началась холодная война, и Норвегия старалась не вспоминать о сотрудничестве своих патриотов с Россией.
Ситуация стала меняться лишь пару десятилетий назад. И герои начали получать дань уважения, как было и в случае с дипломом Гуннара, подписанным королем Норвегии. Но все же и сейчас эта страница истории остается достаточно малоизученной.
В начале 2016 года стартовал уникальный проект с участием историков, краеведов, поисковиков и общественных деятелей России и Норвегии. Была создана двусторонняя экспертная группа по изучению действий партизанских групп в Норвегии.
– Цель проекта – не только исторические исследования, но и увековечение памяти норвежских партизан и советских солдат, знакомство современного поколения с этими страницами истории, – рассказал участник проекта, руководитель некоммерческого фонда поддержки сотрудников и пенсионеров ФСБ Мурманской области «Щит» Геннадий Гурылев. – Например, речь идет о создании туристических маршрутов, в том числе по местам действий норвежских партизанских групп.
Именно в фонде «Щит» нам предоставили информацию о Гуннаре Халвари. К сожалению, сам он не дожил до дней, когда о его подвигах заговорили по обе стороны границы. Основная часть информации о нем взята из книги Мортена Йентофта «Люди приграничья. Тайная война на Севере», собравшей много уникальные данных о той малоизученной стороне Второй мировой войны.
Илья ВИНОГРАДОВ.
Фото из книги Мортена Йентофта «Люди приграничья. Тайная война на Севере» и из открытых Интернет-источников.