На так давно «Вечерний Мурманск» в статье «Забытые победы» рассказал о мурманчанах, ставших лауреатами Государственной премии СССР за достижения в области науки и техники. Статья эта вызвала интерес у наших читателей во многом еще и потому, что сведений об этих выдающихся людях практически нет. Даже в претендующей на фундаментальность Кольской энциклопедии имена многих из них отсутствуют.
Мы решили продолжить эту тему. Правда, нашим сегодняшним героям повезло несравненно больше, чем бригадам рыбообработчиков Сергея Киреева и портовиков Владимира Куроптева, о которых говорилось в первой статье. В домах, построенных по проектам Александры Расторгуевой и Тамары Немоляевой и сегодня живут люди. О самих зодчих можно кое-что узнать из той же Кольской энциклопедии. А за разработку проекта 305-го микрорайона архитекторы стали лауреатами премии Совета Министров СССР.
А начиналось все с болота
Стремительно несущийся вниз от улицы Кооперативной на юг Кольский проспект разделил пополам долину меж двух сопок. Западная ее сторона давно, еще с довоенных времен, была обжита людьми. Ровная, как стол, поверхность с хорошим грунтом позволила сначала возвести здесь деревянный поселок, а затем построить полноценный микрорайон с типовыми панельными девятиэтажками.
А вот восточной стороне не повезло. Здесь было обычное северное болото с зарослями морошки летом и непролазными сугробами зимой. Бесперспективность этого места для капитального строительства впоследствии подтвердил и генеральный план развития Мурманска.
Но «бесперспективность» – понятие для мурманчан условное. Когда-то эксперты заявили о невозможности создать в Мурманске троллейбусные линии. И как только эти спецы уехали, в городе сразу приступили к созданию предприятия электротранспорта. Результат сегодня известен. Вот так было и с этим болотом. В 70–80-х годах прошлого века население областного центра росло как на дрожжах, а другой подходящей площадки для строительства домов в городской черте уже не было.
В Мурманск через Ташкент
Обе наши героини родились далеко от Мурманска. Александра Расторгуева появилась на свет в солнечном Ташкенте в 1925 году. Через несколько лет ее отца убили басмачи, а вскоре умерла и мать. Девочку взяла к себе сестра матери. Женщина хотела дать ей свою фамилию, но юная Александра проявила упорство и осталась Расторгуевой. Навсегда. Даже мужу впоследствии не удалось ее «переименовать».
В школе Саша училась блестяще. В ее аттестате нет ни единой четверки, только «отлично». Эти успехи дали право девушке поступать в высшие учебные заведения без экзаменов. Она выбрала Московский архитектурный институт, который во время войны был эвакуирован в Ташкент.
У Тамары Немоляевой путь в профессию оказался проще. Ее отец был известным архитектором в Новосибирске, где и родилась Тамара. Затем семья переехала в Ташкент, там отец впоследствии стал заслуженным архитектором Узбекистана. Так что ничего удивительного в том, что юная Тома выбрала архитектурную стезю, нет. Она поступила и в 1961 году окончила архитектурное отделение Среднеазиатского политехнического института.
Александры Расторгуевой к этому времени в Ташкенте уже давно не было. В конце войны Московский архитектурный институт уехал обратно на историческую родину, а вместе с ним покинула Узбекистан и Александра. В 1949 году она получила диплом и отправилась на работу в Мурманск.
«На Север никто не хотел ехать, – вспоминает Александра Сергеевна. – А мне было интересно. Ведь был здесь простор для творчества».
Мурманск тогда надо было сначала почти полностью восстановить, а затем начать возводить и новостройки. Так что поле деятельности для молодых мечтателей здесь действительно было.
Петь или не петь?
В школе, а затем и в вузе Александра Сергеевна серьезно занималась пением. В институте она познакомилась с будущей оперной звездой Ириной Архиповой, которая тоже стремилась в архитектуру.
«С Ирой мы были однокурсницами и ходили вместе к одному преподавателю по вокалу, – вспоминает Александра Сергеевна. – В какой-то момент Ире надо было сделать выбор – или архитектура или сцена. Она выбрала сцену. Я же пение не рассматривала как свою профессию. Для меня это было просто любимое занятие, хобби, если хотите. Хотя мне и говорили про немалые способности. Я и потом продолжала часто выступать, в том числе и в Мурманске. Пела все – от оперных арий до народных песен».
Одним из первых проектов архитектора Расторгуевой стала работа в группе, которая трудилась над обликом площади Пять Углов. Сохранился не только эскиз этого варианта, но и рисунки отдельных его элементов. Так что и сегодня можно увидеть, как могла бы выглядеть главная площадь областного центра. Сталинский ампир в чистом виде. Но полностью проект этот реализовать не удалось. Были построены только два дома – № 67 и 80 на проспекте Ленина.
Тамара Немоляева после окончания вуза осталась в Ташкенте и до 1966 года работала, причем небезуспешно, в этом городе. Например, в 1967 году за создание типовых проектов детских садов-яслей и школ она стала лауреатом республиканской премии Узбекской ССР. И в этом же году она переехала в Мурманск, где начала работать в «Мурманскгражданпроекте». К тому времени там уже почти двадцать лет трудилась Александра Расторгуева. Так пути двух зодчих пересеклись, и в дальнейшем они стали эффективным тандемом.
Здесь будет город заложен
Но вернемся к нашему болоту.
«По краям этого участка был скальный грунт, а в середине жижа, – вспоминает Тамара Немоляева. – Для того чтобы сделать его пригодным для строительства, пришлось провести колоссальную работу. Самосвалами привозили камни, песок, и слой за слоем шла засыпка болота, каждый слой трамбовался. И так до тех пор, пока не получилась ровная площадка».
Уже после окончания строительства 305-го микрорайона и вручения Государственной премии его разработчикам на страницах «Полярной правды» начальник отдела строительства и архитектуры Мурманского облисполкома Игорь Неруш рассказал подробности работы. К слову, он в качестве куратора проекта также стал лауреатом премии. Приступая к проектированию, коллектив авторов не ставил перед собой сверхзадач. Это была обычная рядовая работа. Правда, уже имевшийся большой опыт подсказал проектировщикам, как можно уберечь людей от капризов северной природы, как вписать панельные дома в ландшафт и при этом сделать проект своеобразным. Так появилась идея пчелиных сот. При такой постановке домов можно защитить жителей от яростных ветров. Идея была проверена в аэродинамической трубе одной из ленинградских лабораторий. Оказалось, что скорость ветра возле детских садов и школ, которые находятся прямо в центре жилого массива, в два раза ниже, чем на открытых участках.
– Да, в основе проекта лежали обычные панельные дома, – говорит Тамара Вениаминовна. – Для того чтобы создать единое замкнутое пространство, надо было дома соединить вставками. Ох и намучились мы с ними! Ведь надо было состыковать дома под определенным углом, а у нас в распоряжении были только типовые прямоугольные коробки. Но в итоге с этой задачей мы справились.
«Одновременно с работой по 305-му микрорайону мы с архитектором Швецом работали над блок-секцией одно- и двухкомнатных квартир, – рассказывает Александра Расторгуева. – В то время такие квартиры нужны были для молодых специалистов, которые приезжали в Мурманск.
И именно эти работы над блок-секцией легли в основу вставок, соединяющих отдельные дома».
Александра Расторгуева имеет в виду типовой проект 72-квартирной панельной блок-секции серии 1–464 ДМ для Заполярья с одно- и двухкомнатными квартирами. Этот проект зажил потом своей отдельной жизнью.
Но вернемся к 305-му. Вставки дали возможность пустить все инженерные сети по предпольям домов, а не рыть специально для этого траншеи. Они же, вставки, резко уплотнили застройку, а это, в свою очередь, привело к снижению себестоимости. И самое интересное – впервые в СССР дома были украшены глазурованными панно-панелями.
«А о том, что нам присудили Государственную премию, мы узнали из газет, – говорит Александра Расторгуева. – Какую сумму мы тогда получили, я уже не помню, как и где нам ее вручали».
Уравнение с одним неизвестным
«Тут вот какое дело. На нашу долю с Александрой Сергеевной выпало заниматься техническими расчетами проекта, – рассказала Тамара Немоляева. – Сам эскиз микрорайона к этому времени был готов. Его автором был Эдуард Емельянов. Но он в группу лауреатов в итоге не попал. И мне до сих пор непонятно, почему это произошло. И хотя ни я, ни Александра Расторгуева не имели никакого отношения к формированию списка награжденных, но кошки на душе до сих пор скребут».
«Действительно, первоначальный эскиз сделал Емельянов, – вспоминает Александра Расторгуева, – но мы впоследствии внесли немало изменений. В частности, у него не было единой линии домов. Тем не менее мне и тогда казалось, и сейчас я считаю, что Емельянов должен был быть в числе получивших премию. А вообще, над проектом работало много людей, я приняла его последней».
Поговорить с самим Эдуардом Ивановичем мне не удалось: в 1986 году он с семьей переехал в Новомосковск, где долгое время был главным архитектором города. Полгода назад Эдуард Емельянов умер. Зато в Мурманске нашлись люди, которые помнят эту историю.
– Да, действительно, Эдуард Иванович является автором эскиза 305-го микрорайона, – рассказала нам архитектор Нина Попова. – Он был начальником архитектурно-строительного сектора «Мурманскгражданпроекта» и моим непосредственным начальником. Дело в том, что уже в зрелом возрасте Эдуард Николаевич окончил Ленинградский инженерно-строительный институт. И проект 305-го микрорайона был его дипломной работой. Потом он уже не принимал участия в доработке проекта, но основные идеи изначально принадлежали ему.
– Мне он запомнился как человек мечтательный, несколько витающий в облаках, – продолжает Нина Попова. – В силу своей творческой натуры был не всегда дисциплинирован. Но идей давал много, в том же 305-й микрорайоне он стал автором глазурованных панно. За них он получил серебряную медаль ВДНХ СССР в 1983 году.
Нина Ивановна предполагает, что медаль стала попыткой признать заслуги Эдуарда Ивановича в создании 305-го микрорайона. Как все было на самом деле, сегодня точно сказать, наверное, уже невозможно.
Над проектом 305-го микрорайона работало много людей, и, наверное, многие из них были достойны звания лауреата премии Совета Министров. Возможно, у некоторых участников тех событий есть свое мнение, кто должен быть награжден. Но получили премию те, кто, на взгляд руководства, был наиболее ее достоин. Такова жизнь.
Андрей КИРОШКО.
Фото автора и из архива.