Сегодняшний вторник – общий выходной у всех мурманских театров – станет грандиозным праздником для заполярных служителей Мельпомены. Они отметят 70 лет прославленному объединению – Мурманскому региональному отделению Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей РФ». По-старому – Всероссийского театрального общества.
Вспомнят одного из первых рулевых мурманского отделения – легендарного Исая Шойхета. И любимых многими поколениями мурманчан Аллу Журавлеву и Тамару Волынкину, которые непременно будут присутствовать на торжестве в мурманской филармонии.
К слову, СТД всегда проводил свои праздники исключительно на театральных подмостках, в основном – в областном театре драмы. А нынешний юбилей придется отмечать в зале областной филармонии. Мурманская филармония – замечательное учреждение культуры, но все же для актерской братии она «двоюродная». Но что делать, если здания и театра Северного флота, и областного театра драмы сейчас находятся в плачевном состоянии? Причем облдрама скоро будет отмечать 80-летие, однако ремонт ее дома не завершен по сей день. Известно, что с подрядчиком, взявшимся за эту работу, был подписан многомиллионный контракт еще два года назад. И часть денег уже выплачена. Однако стройка стоит. Сроки ввода в действие важного культурного объекта сорваны. Когда завершится долгоиграющий ремонт – неизвестно.
На сегодняшнем торжестве вряд ли будут говорить о драматических сценариях этой стройки – все-таки праздник. Но то, что вспомнят целую плеяду блестящих мурманских актеров, чьи имена навсегда вписаны в театральную историю Мурманска, совершенно точно.
Давайте и мы сегодня вспомним некоторых из них.
Корнеша - человек-эпоха
Текст не помню, но на сцену выйду
Вспоминая о Корнелии Баздерове, коллеги с любовью называют его Корнеша. Только он мог достать на гастролях водку и разливать ее так аристократично, как будто это дорогое вино. Зажечь свечи и… рассказать солдатский анекдот с крепким словцом!
Он сыграл на сцене около 200 главных и эпизодических ролей. И в 65 с легкостью танцевал и пел. В нем не чувствовалось возраста. А работа для него была святым делом. Актер областного драматического театра Сергей Гронский однажды рассказывал журналистам, как был назначен с Корнелием Баздеровым на одну роль в спектакле «Ищи ветра в поле». И как-то Гронский проспал. Хорошо, что Баздеров жил рядом, через дорогу. Вызвали его: мол, Корнеша, выручайте! А он к тому моменту уже несколько лет не играл на сцене. Приходит и говорит Владимиру Журавлеву, своему слуге по сюжету: «Ничего не помню, будешь за меня говорить и по сцене водить». «Слуга» брал Корнелия под мышку и произносил реплики то за себя, то за него. Сыграли отлично, несмотря ни на что!
Об отношениях Корнелия Баздерова с женой Валентиной Варшавской, которая 26 лет возглавляла Мрманский областной театр кукол, до сих пор ходят легенды. Они прожили вместе полвека. И были очень счастливой парой. Особенное впечатление производили 9 Мая, на День Победы, когда оба супруга надевали военную форму с орденами.
«Супруги умерли практически друг за другом, с разницей в два месяца. Для вечности это ничто. Можно сказать, что они прожили вместе долгую счастливую жизнь и ушли в один день», – говорят о них коллеги.
Корнелий Баздеров, народный артист РСФСР, почетный гражданин города-героя Мурманска и области родился в 1924 году в Пензе в семье актера. Прошел войну, освобождал Украину, Восточную Европу, дошел до Германии. В 1949 году Корнелий Александрович переехал в Мурманск и стал артистом областного драмтеатра.
В 2011 году на фасаде здания театра установили мемориальную доску в память о любимейшем мурманском актере. Он прослужил в театре почти 60 лет. Выходил на сцену и в самом преклонном возрасте. Когда ему исполнилось 80, блестяще сыграл в спектакле «Соло для часов с боем». Эта пьеса была подарком юбиляру.
Корнелия Александровича не стало в 2008 году. Он был и остается человеком-эпохой, легендой Мурманского драматического театра.
Народный Нептун и Дед Мороз
В 70 лет впервые сел на лошадь
Народный артист России Владимир Ерасов навсегда вошел в историю Мурманска Нептуном и Дедом Морозом. Он исполнял эти роли почти полвека!
А еще 12 лет он играл в театре Карлсона, который живет на крыше. 13 лет – Кота Леопольда. Четверть века – старого мельника в сказке «Ищи ветра в поле». Но даже когда актеру досталась роль Карабаса-Барабаса, его все равно не воспринимали на сцене как хрестоматийного злодея. Природное обаяние…
Владимир Ерасов, ленинградец, мечтал стать кораблестроителем. Но, увлекшись самодеятельностью, стал актером. После окончания института получил направление в Мурманск и первое время все же думал уехать обратно, домой, на берега Невы. А вот поди ж ты – мурманская романтика впиталась в кровь. Здесь были радушные люди, дружный коллектив, обилие ролей. Благодаря этому он остался, прожил здесь почти полвека и стал своим.
Сегодня он король, а завтра шут, пьяница, священник, кот. Став Нептуном, поздравлял северян с Днем рыбака. Превратившись в Деда Мороза, обожал радовать детей.
Лет девять назад в образе новогоднего Деда впервые в городской истории въехал на центральную площадь Мурманска на белом коне. Причем все вышло совершенно случайно. Вообще-то по сценарию Ерасов должен был въехать на площадь на лихой тройке. Но у сказочной телеги вдруг сломалась оглобля… Не отменять же праздничное представление! И Владимир Павлович отправился зажигать новогоднюю елку верхом на белой лошадке. Он впервые в жизни сел на лошадь! Это почти в семьдесят-то лет. И надо сказать, получилось у него это блестяще. Потом он признался, что здорово переживал, выдержит ли лошадка его вес.
Бодрость духа помогали сохранить эмоции зрителей и близость к молодежи. Когда актеры перестали приезжать на Север, театр понял, что надо готовить смену на месте. И Владимир Ерасов стал одним из создателей театрального отделения. Он учил искусству речи студентов, журналистов, прокуроров.
Выйдя на пенсию, Владимир Ерасов решил уехать в Тверь. Как говорил – послушать соловьев, понюхать сирень. В последний раз он вышел к мурманским зрителям летом в 2012 году. Прощаясь, сказал: «Спасибо вам за то, что получал от вас адреналин. Я хочу с вами попрощаться, потому что рано или поздно надо уходить. Хочу остаться у вас в памяти таким, какой я сейчас. Что бы ни случилось, никогда не вешайте нос, жизнь продолжается. Никогда не поздно радоваться каждому часу и каждому дню».
Любимец нескольких поколений мурманских театралов скончался на 76-м году жизни в Тульской области в 2014 году.
Поцелуи по-настоящему
Она била на столе чечетку, а потом начала раздеваться
Это сейчас ее, народную артистку, знают все. А когда-то весь театр сбежался смотреть, как Марину Скоромникову учили… целоваться. Ну, чисто сценически. Это когда она получила роль в студенческой комедии «Когда цветет акация». По сюжету актриса была влюблена в главного героя, студента. Но Скоромникова ничего не умела делать технически, понарошку. Все – по-настоящему!
Или ее роль Нилы Снежко. Спектакль «Барабанщица». В постановке Марине Скоромниковой нужно было станцевать на столе. Почти голой. Сейчас, наверное, выглядит нелепо, но тогда на сцене раздеваться было стыдно.
Она разучивала на столе чечетку. Сначала одетая. За закрытыми дверями. А потом потихонечку начала раздеваться. А потом открыла двери. Нужно было привыкнуть к публике. Кто-то из «добрых» коллег сказал: «Еще послушаем, как Скоромникова будет греметь на столе костями!».
Но все переживаемо на самом деле. В театре служило столько людей, которым она до сих пор благодарна. За такт. За поддержку. За понимающие глаза.
Или вот девяностые годы, когда театр жил впроголодь. Вынужденная экономия заставляла искать новые формы, экспериментировать. Фантазия работала, что называется, на все сто! В «Вишневом саде», например, из декораций были только ведра с цветущими вишневыми ветками. А «Грозу» и вовсе играли на одной лавке. Больше ничего не – лишь пустая сцена. Но это до сих пор один из самых любимых спектаклей Марины Петровны.
Она сыграла 120 ролей. Из 80 лет жизни шестьдесят отдано сцене. Начало ее карьеры в ивановском театре пришлось на послевоенные годы, голодные, трудные. Рассказывала, что их, актеров, даже известная своей жестокостью банда «Черная кошка» не грабила. Вспоминала: «Эти бандиты по всей стране промышляли. Так мы бежим через подворотню, они на нас даже не смотрят – а, артисты, чего с них взять…».
Подготовила Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото из архива Мурманского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Союз театральных деятелей Российской Федерации"
и открытых Интернет-источников.