В день прилета в Мурманск «гардемарин» Владимир Шевельков шутил: «О мурманчанках ничего сказать не могу, прибыл с женой». Демонстрировал отсутствие столичного снобизма: «Мурманск – это не провинция. Мы все здесь – и Петербург, и Мурманск – жители Северо-Запада». А больше всего запомнился заявлением: «Кино о любви должны снимать счастливые люди, а смотреть – все остальные».
К слову, в кинозале кинотеатра «Аврора», где прошел премьерный показ киноленты о любви Владимира Шевелькова «О чем молчат французы», был аншлаг.
Мурманск стал первым городом, где фильм Шевелькова демонстрировалась для широкого зрителя. Режиссер встретился с первыми зрителями комедийной мелодрамы и остался в восторге от эмоционально теплой реакции зала. А накануне встречи дал интервью журналистам.
Конфликтный человек
– Есть мнение, что Владимир Шевельков – конфликтный человек, не признающий компромиссы, который может пожертвовать отношениями ради того, чтобы отстоять свою точку зрения.
– А мне не интересна политкорректность. Я вообще считаю, что наша Родина держится на честности, искренности и свободе собственного мнения. И что вся наша страна держится на вере в светлое будущее. Один из способов не потерять эту веру – сопротивляться тому, что тебе навязывают. Уметь защищать собственное мнение.
– Вы поэтому ушли из актеров в режиссеры?
– Меня с детства кино манило и тянуло. И когда я, будучи студентом Ленинградского электротехнического института, прошел актерские кинопробы и был утвержден на главную роль в фильме «В моей смерти прошу винить Клаву К.», то вскоре понял, что режиссура меня интересует все-таки больше. Точнее, это случилось уже на съемках следующей картины, в которой я был занят, – «Приключения принца Флоризеля». Я понял, что мне гораздо интересней создавать собственные миры.
– У вас сейчас несколько ипостасей - актера театра и кино, клипмейкера, сценариста, продюсера, режиссера… Долго вы шли к своему полнометражному фильму?
– Я в кино снимался как артист 10 лет, этого оказалось достаточно, зрители до сих пор помнят меня. И, заметьте, они еще не все пенсионеры. Потом я занимался 10 лет рекламой, потому что кино в то лихое время умерло. А реклама, напротив, была интересной, на мой взгляд, она украшала эфир. Мне кажется, что сейчас жуть, а не реклама.
Я не жалел, что ушел из актерства. Вы заметили? Часто становятся знаменитыми те актеры, которые всегда играют как бы одну и ту же роль. У нас в стране, наверное, только два исключения из правил – Папанов и Евстигнеев. Это если говорить о том советском поколении артистов. А остальные все «шарашили в одну калитку».
Я сознательно бросался в разные амплуа. Но по прошествии лет, когда уже уходил из актерства, подумал: наверное, с одной стороны, могу гордиться, что был занят в разных ролях, а с другой стороны, мне надоело зрителям объяснять, что и в этом фильме я, и в том, и в другом. Люди не понимали, что и влюбленного юношу в ленте «Приключения принца Флоризеля», и отъявленного негодяя в фильме «Признать виновным» играет один и тот же актер.
Анекдотическая история
– До Мурманска вашу ленту «О чем молчат французы» представляли только на фестивальных показах – в Благовещенске и Выборге. Вам понравилась реакция зала?
– У меня очень странные ощущения от этой реакции остались. Простой зритель воспринял картину так, как я и хотел. А критики от кино почему-то задавали нелепые вопросы типа: «А какой жанр у вашей ленты?». Хотя эклектика в кино – это не мной придумано. Мой фильм – это, по сути, комедийная мелодрама, роман в романе, русская народная сказка, это история для простодушных, а не для политкорректных.
Зрителю нравится – это для меня самое главное. А критики… Знаете, есть такая анекдотическая история, когда один великий режиссер предлагает такому же великому коллеге снять фильм. А тот спрашивает: «А о чем?». И приятель ему отвечает: «Да какая разница?! Критики потом напишут, о чем».
– Как вы сами относитесь к своему фильму?
– Не знаю, как бы я относился к своему фильму, если бы не был еще и его продюсером и если бы не назанимал у всех денег на съемки. Если бы не вписался в этот проект наперекор многим и многому, пытаясь доказать, что можно про всех нас снять кино позитивное, доброе и не с тупым юмором, с хорошим послевкусием кино, с хорошим, слегка драматичным финалом, но все равно позитивным и легкомысленным и с современным российским героем, который может быть наивным, простым, романтичным, влюбленным.
Это жанровое кино. Там есть мой собственный взгляд, мое представление о прекрасном. Это смесь французской комедии с исторической драмой, с элементом мистики и скоротечного триллера. Если в двух словах, смысл этой ленты в том, что любовь женщины может сделать мужчину гением. В фильме такая метаморфоза случается с Наполеоном, который предал свою любовь. И то же самое происходит с нашим современником.
Режиссера душили сценарист с продюсером
– Вы вот денег на картину много назанимали. А у режиссера Шевелькова с продюсером Шевельковым разногласий по этому поводу не было?
– Конечно, были! И не только у режиссера с продюсером! Я ведь еще и сценарист! Так что в процессе съемок у меня все мои ипостаси конфликтовали. Они все втроем душили меня! Это страшное дело.
– Деньги в кино – это главное, или деньги – это все же вторично. Вот говорят же режиссеры иногда: «Дали бы мне столько-то, сколько такому-то, я бы такое снял!».
– Деньги, конечно, имеют огромное значение. Вот сколько стоит автомобиль? Если его купить и разбить во время съемок. Ну, например, мчится враг на «Жигулях» и разбивается. Или мчится враг на «Гелендвагене» и разбивается. Это приблизительно такая же разница, как, например, полиция задерживает пьяного хулигана-пенсионера или какого-нибудь жесткого беспощадного преступника.
Или возьмем женщин. Одна и та же актриса в дизайнерском платье и дорогих туфлях и в платье из секонд-хэнда и кедах выглядит совершенно по-разному.
И все это решают деньги.
«У нас нет таких баб»
– Но не всегда же все упирается только в деньги. Вот ленту «72 метра» снимали у нас в Заполярье. Показали подводникам. Они говорят: «Ну, тут неправда, и тут, а тут – клепаный шов у вас, и это тоже неправда…».
– Это действительно неправда. Но фильм-то не об устройстве подводной лодки. У меня был подобный случай, когда я снимал рекламу для автопарка. Пригласил красивых девушек, одел их стильно, и они ходили вокруг машины. Когда заказчики посмотрели, сказали: «Да, круто, хороший ролик, классный автопарк». А водители посмотрели и сказали: «Ну и вранье! У нас нет таких баб!».
У режиссера все зависит от поставленных задач. Если у нас, например, есть задача показать полуголого бомжа, который ковыряется в мусорном бачке, то мы, понятное дело, не будем его одевать в брендовую одежду. А где-то нужен холеный джентльмен.
– Вы через 10 лет паузы вернулись на актерскую стезю, снялись в сериале про оперов, этим всех здорово удивили. Что вас привело из гардемаринов в опера, в чем причина?
– Фишка была в том, что я вернулся как актер, но поставил условие, что сниму одну серию сам как режиссер. Я тогда занимался рекламой, и для меня такой проект был как уходящий экспресс. И я прыгнул в один из его последних вагонов. Снял серию. Мне сказали: «О! Давай снимай еще!». И я начал снимать. С этого момента у меня все, как говорится, пошло-пошло, из категории дешевых режиссеров я перешел в категорию востребованных. Потом – в категорию не очень дешевых режиссеров. А сейчас я такой полноценно дорогой телевизионный режиссер.
Анжелика КОВАЛЕВА.