По статистике, сегодня более 70 процентов россиян пользуются банковскими картами. "Пластик" - это удобно: в кошельке (или кармане) много места не занимает, а суммы можно хранить огромные. Кроме того, сейчас практически нигде зарплату сотрудникам не выдают наличными. Пенсии и стипендии многие получают тоже на карту. Однако кроме явных плюсов есть немало минусов, о них тоже не стоит забывать. В Мурманске сотрудники полиции встретились со студентами и напомнили им о целом арсенале уловок аферистов, на которые то и дело попадаются северяне.
Назовите кодовое слово
Северяне стали все чаще получать сообщения о блокировке банковских карт. Реагируют на них люди по-разному. Кто-то спокойно обдумает полученную информацию, позвонит в банк, узнает, действительно ли с картой что-то не так. Но есть и другой тип людей: они сразу начинают паниковать. Этим и пользуются мошенники. Для них главное - вывести человека из состояния психологического равновесия. И тут же в адрес "паникера" начинают поступать "инструкции и указания". В итоге человек самостоятельно перечислит злоумышленникам деньги либо выложит всю конфиденциальную информацию, в том числе и о пин-коде. А дальше - дело техники.
- Никогда банковский оператор не будет у вас спрашивать никаких данных! - напоминает член Общественного совета при УМВД России по городу Мурманску Иван Студенцов. - Кроме того, когда вы сами звоните в банк, то понимаете, куда обращаетесь, а когда звонят вам, вовсе неизвестно, кто это. Обо всем, что касается денег, разговаривать нужно по минимуму. Деньги любят тишину. Кстати, кодовое слово - это первое, что спросят при общении банковские служащие. Кодовое слово - это идентификатор, своего рода пароль. Но многие ли его помнят? Следующий момент: на обратной стороне карты указан телефон "горячей линии". Или запомните его, или запишите. Если вы, например, потеряли свой "пластик", номер телефона "горячей линии" можно увидеть на банкоматах банка, выдавшего вам карту. Обращайтесь по нему, если вдруг возникла какая-то проблема. Пластиковая карта - это, по большому счету, ваш кошелек. Никто же не хочет, чтобы у него похитили кошелек? Вот и относиться к нему надо соответственно.
Видеонаблюдение в помощь
Еще один практический совет: имейте как минимум две карты. На одну, к примеру, поступает зарплата. Там может находиться сколько угодно денег. Другой же целесообразно пользоваться при оплате покупок в магазинах или через Интернет. Время от времени туда придется, правда, добавлять средства. Но это не беда. Если злоумышленники смогут подобрать к ней "ключи", вы рискуете потерять только то, что было на этом счете.
Другой важный момент: безналичные расчеты в кафе и ресторанах. Порой для оплаты счета официант уносит карту с собой. Этого ни в коем случае нельзя допускать.
- В приличном заведении вам обязательно должны предоставить переносной терминал, - говорит Иван Студенцов. - Вы расплачиваетесь, не передавая карты никому. Если просят подойти к столику администратора и там рассчитаться, встаньте и идите. Это абсолютно нормально. В противном случае недобросовестные официанты могут скопировать с вашей карты персональные данные и после воспользоваться вашими же деньгами.
При получении наличных из банкоматов желательно пользоваться теми из них, что установлены в крупных торговых центрах или непосредственно в помещениях банков. Там есть камеры видеонаблюдения. И все происходящее попадает в их объективы. На клавиатуре, на картоприемнике банкомата не должно быть никаких посторонних накладок. Их присутствие - явный признак того, что у банкомата уже побывали злоумышленники. С помощью приборов-накладок они считывают информацию с чужих карт. Им сразу же станет известен ваш пин-код, который вы введете для получения денег.
Не стесняйтесь прикрывать ладонью клавиатуру банкомата, когда набираете код. Воспитанный человек в такой ситуации или отвернется, или отойдет. Но, к сожалению, так делают не все.
И еще одна настоятельная рекомендация: никому не передавайте карту, а тем более не пишите на ней номер кода.
Работа оказалась липой
Как еще мошенники добираются до денег доверчивых граждан? Сейчас работу найти очень сложно. Предложение хорошей должности с достойной зарплатой - настоящая удача. Чем и пользуются преступники.
Схема уловки такая. Человек отсылает резюме на сайты потенциальных работодателей, а через некоторое время ему звонят, сообщают, что он подходит по всем параметрам, и приглашают на встречу. Окрыленный соискатель спешит по названному адресу, боясь опоздать хоть на минуту. Как раз в этот момент преступники, они же "представители работодателя", дают "вводную": снова звонят и просят по пути оплатить Интернет или мобильную связь: мол, при встрече сразу все вернем. Причем положить на счет просят не сто или двести рублей, а три-четыре-пять тысяч. Находясь в состоянии эйфории по поводу наконец-то найденной работы, человек соглашается выполнить небольшую просьбу. Но когда приезжает на встречу, узнает, что его никто не ждет, никакие сотрудники там не нужны, объявлений они не подавали. Естественно, номер, по которому только что звонили, уже неактивен. Запомните: ни один адекватный работодатель никогда не станет просить у постороннего человека за что-то заплатить. Уловка стара как мир, но на нее уже попались многие.
Другой способ похитить деньги у потенциального "работника" - попросить оформить подписку на онлайн-оплату банковского счета, куда якобы вам будут переводить зарплату. Для этого у вас просят паспортные данные и все данные банковской карты, в том числе пин-код. Никогда на это не соглашайтесь!
Екатерина БОГДАНОВА.