В эпоху развития технологий предприимчивым мошенникам даже не приходится общаться со своими жертвами глаза в глаза. Зачем? Есть мобильный телефон и банковская карта. Они позволяют "зарабатывать" на расстоянии.
Советы о том, как не попасться на удочку ловких преступников, уже набили оскомину большинству мурманчан. Однако хочется надеяться, что количество когда-нибудь все-таки перейдет в качество.
Не паникуйте
За минувший месяц в отделах полиции Мурманска и области зарегистрирован 41 факт мошенничества в отношении граждан. Общий нанесенный им ущерб превысил миллион рублей. Четверть мошенничеств и две трети украденного приходится на Мурманск. Схема во всех случаях была одна. Северянам приходили смс-сообщения с номеров иностранных операторов мобильной связи, в которых говорилось о блокировке банковской карты. У многих, а особенно у людей старшего поколения, информация подобного рода вызывает настоящую панику. Они начинают действовать эмоционально, пытаясь как можно скорее решить проблему.
Надо отметить, что мошенники постоянно совершенствуют свой криминальный промысел. И многие пострадавшие попались именно на смс-рассылку, что велась с номера, сочетание цифр которого было очень похоже на официальный номер "Сбербанка": он также начинается на 8-800-555- . Поэтому многие поверили и сделали все, о чем попросили звонившие. Одни пострадавшие называли коды, необходимые для входа в систему мобильного банка, другие под руководством мошенников шли к банкоматам и переводили собственные средства на неизвестные счета, полагая, что проделывают совершенно иную операцию - снимают блокировку с карты.
- Одна пострадавшая пенсионерка сообщила преступнику свои паспортные данные и все реквизиты карты. Более того, по требованию звонившего она удалила из своего мобильного телефона все сообщения о движении денежных средств, - говорит временно исполняющий обязанности заместителя начальника полиции по охране общественного порядка УМВД России по городу Мурманску Альберт Попов. - На следующий день с ее счета было списано 100 тысяч рублей. Таким же образом мужчина лишился 188 тысяч рублей. Другая женщина потеряла 189 тысяч. Она тоже через банкомат самостоятельно перевела деньги на счет мошенников. Как позже выяснилось, обе северянки знали о подобных мошеннических схемах, однако все равно потеряли деньги. Когда мы начинаем общаться с пострадавшими, они просто не могут объяснить, почему пошли на поводу у злоумышленников. Возможно, преступники оказываются хорошими психологами.
Обратитесь в банк
Порой доходит до абсурда. Человек разговаривает по телефону с незнакомцем, который называет себя представителем банка. Затем идет в отделение банка и там почему-то не обращается к сотрудникам кредитного учреждения, а продолжает действовать, подчиняясь "рекомендациям" неизвестного собеседника. А ведь это дело пяти минут - обратиться к работнику банка, вживую задать вопрос и попросить помочь!
Есть несколько характерных признаков, зная которые вы вряд ли окажетесь в числе новых жертв преступников.
- Во-первых, смс-сообщения от мошенников начинаются с "+7". То есть это номер мобильного оператора. С него и отправляется сообщение. У банков же есть свои короткие номера, - говорит сотрудник службы безопасности "Сбербанка" Михаил Гнатюк. - Во-вторых, от мошенников приходят сообщения такого содержания: "Ваша карта заблокирована". Какая карта? Банк всегда сообщит конкретно, указав код карты и последние цифры ее номера. В-третьих, если банк сообщает о блокировке карты по схеме смс-информирования, он никогда не просит обратиться по телефону. Все операции по разблокировке карты выполняются только в отделениях банка. Важно понимать: если карта заблокирована, то с вашими деньгами ничего не случится. Они лежат на счете. Карта - это лишь инструмент платежа.
И еще, это надо запомнить раз и навсегда: если вам на телефон пришло сообщение с неизвестного номера, не перезванивайте и ничего не пишите в ответ. Если вам позвонили неизвестные и вы уже ответили на звонок, как можно быстрее прекратите разговор, иначе рискуете быть обманутыми.
Поставьте преступника в тупик
Жулики заставляют мозг жертвы работать наполовину. Неожиданная для человека информация вызывает сильные эмоции. Они отключают левое полушарие, которое отвечает за память, внимание, собственный жизненный опыт. А правое полушарие - это чувства, эмоции - продолжает принимать информацию. Бдительность жертвы мошенники усыпляют мягким голосом. Чтобы противостоять обману, специалисты советуют сбить афериста с толку. Например, можно задать какой-нибудь вопрос, то есть стать ведущим, а не ведомым в диалоге. Вопрос может быть любого плана, например: "Когда в вашем банке обеденный перерыв?". И никогда не паникуйте. Именно решения, принятые в таком состоянии, потом оборачиваются крупными неприятностями.
Обычно жертва, ответившая "да" на три вопроса, выполнит любое указание. Так что учитесь говорить "нет".
Екатерина БОГДАНОВА.