Обворованные дороги
Экспедиция в ночь
Минувшей зимой пришлось вызволять знакомых рыболовов, застрявших под Териберкой. На обратном пути их автомобиль, проехав всего ничего, вдруг заглох и никак не хотел заводиться. Поймать буксир ближе к ночи выходного дня в тех краях оказалось нереальным. На удачу, застрявшие дозвонились до нас с друзьми по мобильному телефону. Быстро сообразив, что к чему, мы выдвинулись на подмогу.
До поворота на Териберку по "серебрянке" доехали чуть ли не с песнями: трасса почищена и где надо присыпана песком. Но свернув на отворотку, ту, что ведет в поселок, онемели: а где, собственно говоря, дорога? В отшлифованную снегом и ветром темную пустоту уходили робкие следы проехавших перед нами. Перекурив "на большой земле", двинулись в неизвестность и мы. Вообще-то в этих краях каждый из нас был не раз. Все просто: тут самое раздолье для грибников. Поэтому места знакомы и обхожены с корзинкой в руках вдоль и поперек. Но те вылазки были летом. Теперь же была глубокая зима.
Но выбора не было, люди ждут помощи. Поехали. Сбиться с дороги и самим не оказаться в кювете помогали вешки, заботливо установленные дорожниками вдоль занесенной снегом грунтовки. В свете фар появлялись синие огоньки светоотражателей, давая ориентиры движения. От вешки к вешке ехали чуть ли не на ощупь. Так больше часа и тащились. Короче, добрались до наших рыбаков, развернулись, сладили буксир и двинулись в обратный путь все по тем же вешкам, ну и, конечно, собственным следам. "Экспедиция спасения" закончилась лишь под утро. Но кто бы тогда мог подумать, что эта история всплывет в памяти и о ней придется говорить спустя год! А ведь нашелся повод…
Не наворовались?
Каждый год перед наступлением зимы дорожники размечают многие участки трасс области светоотражающими направляющими вешками - пластмассовыми разноцветными двухметровыми шестами со светоотражающими элементами. Через сто метров - на прямых участках и вдвое чаще - на поворотах. Зачем - понятно. По ним в темень и непогоду водителю легче "держать" трассу.
- Еще по вешкам проще ориентироваться при отчистке дорог в зимнее время, - рассказывает "Вечернему Мурманску" директор филиала Упрдор "Кола" в Мурманской области Сергей Марков. - Они помогают тяжелой снегоуборочной технике не повредить те же металлические ограждения, находящиеся под снегом.
Но нынче впору бить тревогу: сигнальные вешки стали пропадать с дорог в невиданных количествах, просто повальное бедствие. Среди автолюбителей, для безопасности которых их и ставят, находятся такие, кто не прочь позариться на чужое. В результате километры непростых в зимних условиях дорог остаются без необходимой экипировки. Специалисты ФКУ Упрдор "Кола" уже потеряли счет украденным вешкам под Мончегорском, Заполярным, на Лотте. Впервые вешки на дорогах Заполярья стали устанавливать еще в 1997 году.
- С тех пор и воруют. Думали, что эта напасть закончится через год-два, - в сердцах признаются они, - да, видать, кто-то еще не наворовался.
Воровство на дорогах всколыхнуло социальные сети. Там народ живо принялся обсуждать происходящее. Многие откровенно возмущались, припечатывая пакостников крепкими словами, коими не принято выражаться в присутствии английской королевы.
И еще больше участников форумов откровенно задавали один и тот же вопрос: зачем?
Ответ нашли тут же, в ходе общения. Вот что написал один из участников городской группы. "Пришел в прошлом году к соседу по даче, так у него этих вешек штук 20-25. Спрашиваю: "Зачем тебе они?". Он говорит, что будет из них делать слив воды из дома. Спрашиваю: "А как будешь стыковать?". "Скотчем, - говорит. Я в ответ: мол, ненадежно это, лучше потрать 1000-1200 рублей и купи двойную гофру на эту длину, и все. "Точно, - отвечает озадаченный сосед. - Что же я сам не догадался, вот урод - сэкономил!". Спрашиваю дальше: "А куда теперь вешки денешь?". Сосед в ответ: дескать, пусть лежат, может, сгодятся куда. Вот так вот и живем, а вроде у человека и деньги, и положение есть, а совсем бессовестный". Метко хозяин дачи охарактеризовал сам себя. Но ведь точнее и не скажешь!
Тир на обочине
А у работников Мурманскавтодора своя головная боль. От вооруженных вандалов, иначе их не назвать, в области пострадал не один десяток дорожных знаков. Иные совсем как дуршлаги кухонные - в дырах от пуль и дроби.
Теперь немного арифметики. Самый обычный дорожный знак стоит три тысячи рублей. Дорожный указатель куда дороже. Его стоимость зависит от площади. За один квадратный метр приходится платить изготовителям по 7 тысяч. Посчитать площадь такого щита, именуемого на официальном языке знаком индивидуального проектирования, и прикинуть итоги "стрельбы" в рублях несложно.
- Поврежденные знаки приходится восстанавливать, - говорит ведущий инженер производственного отдела Мурманскавтодора Александр Мелентьев. - Эти деньги могли бы пойти на ремонт дорожного полотна, хотя бы небольшого его участка, но мы вынуждены тратить их на устранение последствий развлечения горе-охотников.
Деньги деньгами, однако есть еще одна сторона медали. О ней тоже стоит призадуматься любителям устраивать тир на обочинах. Никто не запретит им палить в белый свет, как в копеечку, в лесу, где рядом нет посторонних или случайно оказавшихся поблизости людей. Но автомобильная дорога - не лес, по ней ездят многие. И появись кто нежданно-негаданно на линии выстрела или случайного рикошета, тут и до беды рукой подать.
Сообщество автомобилистов всегда было славно своей внутренней солидарностью. Поэтому, если вы стали свидетелем воровства или вандализма на дорогах, запишите номер машины, на которой ездят неразумные, и сообщите его в правоохранительные органы. Воровать у других и портить то, что создано для всех, - дела премерзкие. Тем более когда от рук крохоборов и вандалов могут пострадать совершенно невинные люди. Тут уж виноватых не журить следует, а бить по рукам, чтобы впредь неповадно было.
Валерий СЕРЕБРЯКОВ.